Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!




Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!

Интернет-магазин Центра НТД "Техэксперт" www.shop.cntd.ru предлагает: международные и зарубежные стандарты - на языке оригинала и в переводе, а также официальные печатные издания стандартов России.


Портал проектировщиков http://project-help.ru

актуальные документы, новости и другая информация о проектировании; он-лайн доступ к "ТЭ: Помощник проектировщика"

| Кодексы РФ| Правовой журнал "Kodeks-Info" | Бюллетень "Загляни в Кодекс"


Тексты этих и других документов можно получить на Информационно-правовом сервере 'Кодекс' (www.kodeks.ru)
Техрегламент не должен стать преградой для рыбаков
2011-03-30 10:19

Полномочия Росрыболовства как единственного органа контроля и надзора в вопросах безопасности рыбопродукции, следующей из районов промысла, должны найти отражение в техрегламентах Таможенного союза.

О положении вещей на современном этапе работы над проектами технических регламентов Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и «О безопасности рыбы и рыбной продукции» на заседании подкомиссии по рыбохозяйственному комплексу и аквакультуре Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу рассказал заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.

Отправной точкой в данном вопросе является ситуация с осуществлением ветеринарного контроля/надзора за рыбной продукцией, сложившаяся в России. Как известно, распоряжение Правительства РФ от 21 января 2011 г. №56 «О совершенствовании контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере рыболовства» стало долгожданным ответом на многочисленные просьбы рыбопромышленников обратить внимание на серьезные барьеры, возводимые Россельхознадзором на пути рыбы к отечественному прилавку.

После соответствующего поручения Росрыболовство активно взялось за разработку и согласование законопроекта, который вносил бы изменения в ФЗ «О ветеринарии» и ФЗ «О рыболовстве». Суть проекта - оставить только один документ, который сопровождал бы уловы и рыбную продукцию по всей территории РФ, подтверждая их безопасность. «Это документ, который мы выдаем вместе с разрешением на промысел. В нем мы указываем, что в соответствии с данными государственного мониторинга, который осуществляет Росрыболовство, район добычи и, соответственно, добытые там водные биоресурсы, безопасны. Поэтому не требуется никаких других ветеринарных документов, подтверждающих безопасность этой рыбы», - пояснил Василий Соколов.

Однако все достигнутые результаты фактически перечеркнуло решение Комиссии Таможенного союза № 317 от 18 июня 2010 г. «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», которое вновь возложило функции ветеринарного контроля/надзора за рыбной продукцией на Россельхознадзор. А поскольку решения, принимаемые на уровне международного законодательства, выше, чем внутригосударственные, ветеринары, несмотря на ранее предпринятые шаги российского правительства, продолжили свою практику в отношении рыбаков, сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru.

«Всем известна ситуация в Приморье, где Россельхознадзор задержал 20% всего улова российской сайры. Это отчетливый сигнал о том, что нельзя заниматься лишь внутренним законодательством, уходя в сторону от законодательства международного, - отметил представитель Росрыболовства. - Именно поэтому сейчас так важно направить все силы на работу над проектами технических регламентов в части рыбной продукции, принимаемых в рамках Таможенного союза».

Основные сложности возникают из-за особенностей самих стран, входящих в союз: понятно, что такие «рыбные» державы, как Казахстан и Белоруссия, просто незнакомы с океаническим промыслом. Потому-то, в частности, в казахском техрегламенте, взятом за основу будущего технического регламента по рыбе и рыбной продукции для территории всего Таможенного союза, попросту отсутствует огромный пласт таких объектов как беспозвоночные, водоросли, даже рыбная мука и консервы.

«Кроме того, сразу встал вопрос с тем, что Россия предложила учитывать данные госмониторинга районов промысла как элемент оценки безопасности продукции из ВБР, -продолжил замруководителя Росрыболовства. - У наших соседей такой мониторинг не проводится, и естественно, что им непонятна сама ситуация». Соответственно, нелогичным, по их мнению, является и исключение всех уловов, а также рыбной продукции и морепродуктов из перечня продукции, не нуждающейся в ветеринарных свидетельствах.

По словам Василия Соколова, на последней встрече с представителями Казахстана и Белоруссии в рамках рабочей группы российской стороне, помимо решения ряда важных вопросов технического характера по содержанию техрегламента, все-таки удалось добиться протокольного решения о том, что ветсвидетельства не потребуются для всей продукции из водных биоресурсов, добытых путем океанического лова. Наметилось понимание и в вопросе, касающегося мониторинга районов промысла. Однако в целом документ еще очень далек от того, с чем могли бы комфортно работать российские рыбаки, а времени на серьезную и объемную работу в этом направлении практически не остается - на публичное обсуждение проект техрегламента должен быть вынесен в конце марта.

Большая работа по всем 47 техническом регламентам, принимаемым в рамках Таможенного союза, ведется и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. По словам ответственного секретаря Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Михаила Шевелева, большая надежда в этом деле возлагается именно на экспертов от каждой отрасли. Поэтому все материалы, полученные союзом из Минпромторга, будут направляться руководителю подкомиссии РСПП по рыбохозяйственному комплексу и аквакультуре Герману Звереву, которому поручено представлять консолидированное мнение рыбной промышленности по тем или иным вопросам.

Необходимость организации такого формата подготовки документа, который позволил бы в сжатые сроки привлечь к его проработке экспертов от всех направлений отрасли, высказал референт Первого заместителя Председателя Правительства РФ Григорий Шаляпин. «На мой взгляд, в техрегламенте сегодня не хватает основного, что должно касаться рыболовства. Без этого он способен серьезно затормозить работу всей отрасли в нашей стране. Поэтому ФАР необходимо организовать работу так, чтобы в сжатые сроки привлечь к проработке максимальное число экспертов из регионов, как это было с законом о рыболовстве».

При этом, по его словам, важно учесть и казахское и белорусское законодательство, сориентированное на внутренние водоемы: из-за этой особенности в соседних государствах без привязки к аграрному законодательству и присутствия ветеринаров, обязательных для сферы аквакультуры, просто не обойтись.

Пока же мнение представителей российской рыбохозяйственной общественности сводится к необходимости решения первостепенного вопроса - завершения работы с наделением Федерального агентства по рыболовству полномочиями контрольно-надзорного органа в части осуществления ветеринарного контроля в районах промысла.

«Проблема в том, что сегодня таких полномочий нет ни у кого. Распоряжение 56-р лишь указало, как должно быть, но никакие точки над «и» еще не расставлены, - обрисовал суть заместитель губернатора Сахалинской области Сергей Подолян. - Пока это только тренд, и Россельхознадзор пользуется ситуацией неопределенности. Поэтому ФАР должно довести это до логического завершения, а мы - поддержать его в этом».

Разделил такую позицию и председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатского края Сергей Тимошенко: «Нам это жизненно необходимо. Эту функцию надо передать ведомству, которое постоянно присутствует в море. Сегодня Росрыболовство - единственное ведомство в России, которое может осуществлять мониторинг районов промысла и объектов в них. Другого органа у нас нет и не может быть».

При решении этого вопроса нельзя забывать и о позиции переработчиков, напомнил исполнительный директор Баренцевоморской рыбоперерабатывающей ассоциации Игорь Савченко: «Нам важно понять, какова будет сфера обращения того единого документа, который будет выдаваться федеральным агентством. Если я выпускаю рыбопродукцию по тому же регламенту, что и производители в море, то документ, подтверждающий ее безопасность, должен действовать на всем пути рыбы до прилавка».

Что касается проверок иных органов, то и здесь у переработчиков есть четкая позиция: «Мы делаем продукцию для людей, поэтому должны быть подвергнуты только санитарному надзору - Роспотребнадзору. Прерогатива Россельхознадзора - ветеринария, выявление и лечение болезней животных. Если они смогут лечить болезни рыб на морских просторах - пожалуйста, но исследование качества рыбопродукции не входит в их полномочия. И все проверки с их стороны - это система взимания ренты», - уверен Игорь Савченко.

Не менее важно избежать в рамках проработки законопроектов, в частности, техрегламента Таможенного союза, чрезмерной регламентации деятельности рыбопромышленников, считает руководитель подкомиссии Герман Зверев.

«Зачастую люди, которые разрабатывают законодательную базу, в том числе это касается и технического регламента по рыбе, не понимают нюансов, связанных с этапами производства продукции. В результате мы приходим к тому, что пытаемся заурегулировать абсолютно все. С учетом каждодневно изменяющейся ситуацией в мире, на рынках и в районах промысла этого сделать невозможно, - пояснил суть проблемы председатель совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин. - В результате продукция, производимая сегодня, уже завтра может оказаться не соответствующей тому качеству, которое мы пытаемся к ней предъявить».

Выход - в вопросах качества продукции значительную часть ответственности переложить непосредственно на производителя и в случае выявления нарушения наказывать его предусмотренными законодательством методами, а не регламентировать такие вопросы государственными нормативами. «К тому же совершенно понятно, что качественная продукция не может быть небезопасной», - отметил Сергей Саксин.

Сам же процесс контроля за нерадивыми производителями осуществлять достаточно просто: «Такая система существовала еще в советское время. Предприятию присваивается номер, который отображается во всех отчетностях на всех этапах и дает полные сведения о производителе. Это гораздо эффективнее и проще, нежели расставлять препятствия на пути рыбопромышленника и усиливать тем самым коррупционную составляющую контрольно-надзорного процесса», - разделил высказанную позицию зампредседателя комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Борис Сорокин. По его словам, такие нюансы важно заложить в документе именно на этапе проработки и подготовки к принятию, поскольку шлифовать уже принятый закон - лишь размывать суть. Тем более, что в случае с международным законодательством это еще и крайне сложный процесс.

Источник: rgtr.ru

 



В Россию может попасть «серая» продукция
2011-03-30 10:23

Через три месяца - 1 июля вступает в силу соглашение о едином таможенном пространстве между Россией, Казахстаном и Белоруссией.

Эксперты и участники рынка оценивают перспективы работы предприятий отечественного железнодорожного машиностроения, в частности и всей отрасли в целом, в новых условиях по-разному. 

Как отмечает старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования с 1 июля таможенный контроль переносится на внешние границы государств - членов Таможенного союза. 
«Согласно принятым решениям Комиссии Таможенного союза, ввоз продукции в Россию возможен с контролем на внешних границах союза, то есть на таможенных постах Казахстана и Белоруссии без дополнительного контроля на нашей границе. Допуск в общее таможенное пространство продукции осуществляется только при наличии документа о соответствии. Различие только в том, что этот сертификат или декларация могут быть оформлены аккредитованными в национальных системах органами оценки соответствия. Документ о прохождении сертификации должен быть, но им после вступления соглашения в силу может стать, например, сертификат, выданный после 1 июля 2011 года аккредитованным на эту продукцию органом Белоруссии или Казахстана, а не только России», - подчеркнул Валентин Гапанович.  

По его словам, до 1 июля необходимо ввести единый перечень продукции железнодорожного назначения с указанием нормативных документов, содержащих требования безопасности. «Сегодня предлагается простое признание результатов национальной аккредитации, а это в нашей отрасли приведёт к явному дисбалансу. Необходимо выработать и утвердить одинаковые требования к организациям, экспертам и самой процедуре аккредитации», - считает старший вице-президент ОАО «РЖД». 

Представители компаний - производителей железнодорожной техники пока не видят особой угрозы усиления конкуренции на отечественном рынке. 

Как рассказал нашей газете заместитель исполнительного директора НП производителей и пользователей подвижного железнодорожного состава «Объединение вагоностроителей» Валерий Покусаев, по его мнению, говорить о принципиальном изменении соотношения сил на рынке после 1 июля пока что рано.   
«Если говорить о железнодорожной технике, то в первое время думаю мало что изменится. Ведь белорусские предприятия работают только для удовлетворения внутренних потребностей своей страны, а производство новой техники в Казахстане ещё только набирает обороты. Конечно, можно много говорить о перспективе проникновения тех же китайских вагонов на отечественный рынок, но сейчас в этом отношении пока ещё ничего не ясно. К тому же хорошо известно, что в Казахстане стремятся развивать именно своё производство. Поэтому думаю, что Казахстан транзитным пунктом для китайского экспорта не станет», - считает Валерий Покусаев. 

По мнению первого заместителя генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» Анатолия Мещерякова, вступление России в Таможенный союз полностью соответствует современным тенденциям. «Открытие границ для иностранной продукции неизбежное явление. Даже сейчас в сущности особых препятствий нет. После вступления в Таможенный союз действительно возможности для проникновения на отечественный рынок иностранной, в частности китайской, продукции увеличатся, но, во-первых, и у наших производителей будет больше возможностей для расширения своего присутствия на потенциально очень привлекательном рынке Казахстана, а во-вторых, конкурировать следует не за счёт искусственных барьеров, а за счёт высоких технологий, поэтому усиление внешней конкуренции будет хорошим стимулом для наших производителей», - говорит Анатолий Мещеряков. 

Генеральный директор ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (входит в ТМХ) Александр Василенко также не считает вступление в единое таможенное пространство существенной проблемой. «По каждому сегменту рынка надо говорить отдельно. Скажем, в том направлении, в котором работает наш завод - производстве современных пассажирских вагонов, - усиления конкуренции опасаться не стоит. ТВЗ разрабатывает совместно с ведущим европейским производителем «Сименс» принципиально новые вагоны, аналогичных в том же Китае сейчас нет. Кстати, можно вспомнить, что у железных дорог Казахстана есть не слишком удачный опыт сотрудничества с производителями китайских пассажирских вагонов. Принимая во внимание все эти объективные факты, я убеждён, что в сегменте рынка пассажирского вагоностроения с вступлением России в единое таможенное пространство ничего принципиально не изменится», - заметил Александр Василенко. 

Тем не менее далеко не все специалисты оценивают вступление в Таможенный союз позитивно с точки зрения развития отрасли. 

Как заявил «Гудку» на условиях анонимности сотрудник одного научно-исследовательского института, работа по новым правилам способна подорвать основы безопасности движения на железнодорожном транспорте. 
«Вступление в Таможенный союз означает то, что любая техника, сертифицированная в том же Казахстане, сможет беспрепятственно проникать на сеть ОАО «РЖД». Но у наших казахстанских коллег, при всём к ним уважении, нет современной базы для проведения испытаний. Если в России вся техника проходит целый ряд сертификационных испытаний на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа, то процедуру сертификации в Казахстане никак нельзя назвать соответствующей современным стандартам - у них для этого просто нет необходимой базы», - считает эксперт. 
По его мнению, необходимо создание единого органа сертификации на основе российской базы, без его разрешения ни один образец новой техники не должен выходить на ставшую общей колею.

Источник: rgtr.ru



5 апреля 2011 года пройдет семинар «Новое законодательство по нормированию вредных выбросов в атмосферу. Увеличение экологических штрафов с 2011 года»
2011-03-30 10:37

Консорциум «Кодекс» и Центр бизнес обучения «Делум» приглашают вас 5 апреля принять участие в семинаре: «Новое законодательство по нормированию вредных выбросов в атмосферу. Увеличение экологических штрафов с 2011 года».

Новое законодательство по нормированию вредных выбросов в атмосферу будет стимулировать переход на лучшие технологии, а также приведет к повышению уровня ответственности за загрязнение воздуха и существенному повышению штрафов. В среднем, штрафы за вредные выбросы в атмосферу увеличатся в к 2011 году в 5 раз, к 2016 году - в 20 раз.

Также новое экологическое законодательство устанавливает нормы выбросов по объективным показателям. Таким образом, многие предприятия построенные еще в советское время, в свете нововведений в экологическом законодательстве, могут быть закрыты.

Специалисты контролирующих органов расскажут, как избежать штрафов и остановки деятельности предприятия, а ведущие экологи поделятся методами успешного прохождения проверок и грамотного взаимодействия с проверяющими.

Ведущие семинара Специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу (Роспотребнадзора), Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Санкт-Петербургу, а также практикующие специалисты в сфере лабораторных исследований и экологического мониторинга.

Стоимость участия в семинаре: 5 800 рублей + 18% НДС

Пользователям электронных систем «Кодекс» и «Техэксперт» предоставляется скидка в размере 5%.

Контактное лицо: Оксана Пелевина, тел./факс: (812) 347-84-32, delum@cntd.ru

 


Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".

В избранное