Интернет-магазин Центра НТД "Техэксперт" www.shop.cntd.ru предлагает: международные и зарубежные стандарты - на языке оригинала и в переводе, а также официальные печатные издания стандартов России.
Полномочия Росрыболовства как единственного органа контроля и надзора в вопросах безопасности рыбопродукции, следующей из районов промысла, должны найти отражение в техрегламентах Таможенного союза.
О положении вещей на современном этапе работы над проектами технических регламентов Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и «О безопасности рыбы и рыбной продукции» на заседании подкомиссии по рыбохозяйственному комплексу и аквакультуре Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу рассказал заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.
Отправной точкой в данном вопросе является ситуация с осуществлением ветеринарного контроля/надзора за рыбной продукцией, сложившаяся в России. Как известно, распоряжение Правительства РФ от 21 января 2011 г. №56 «О совершенствовании контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере рыболовства» стало долгожданным ответом на многочисленные просьбы рыбопромышленников обратить внимание на серьезные барьеры, возводимые Россельхознадзором на пути рыбы к отечественному прилавку.
После соответствующего поручения Росрыболовство активно взялось за разработку и согласование законопроекта, который вносил бы изменения в ФЗ «О ветеринарии» и ФЗ «О рыболовстве». Суть проекта - оставить только один документ, который сопровождал бы уловы и рыбную продукцию по всей территории РФ, подтверждая их безопасность. «Это документ, который мы выдаем вместе с разрешением на промысел. В нем мы указываем, что в соответствии с данными государственного мониторинга, который осуществляет Росрыболовство, район добычи и, соответственно, добытые там водные биоресурсы, безопасны. Поэтому не требуется никаких других ветеринарных документов, подтверждающих безопасность этой рыбы», - пояснил Василий Соколов.
Однако все достигнутые результаты фактически перечеркнуло решение Комиссии Таможенного союза № 317 от 18 июня 2010 г. «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», которое вновь возложило функции ветеринарного контроля/надзора за рыбной продукцией на Россельхознадзор. А поскольку решения, принимаемые на уровне международного законодательства, выше, чем внутригосударственные, ветеринары, несмотря на ранее предпринятые шаги российского правительства, продолжили свою практику в отношении рыбаков, сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru.
«Всем известна ситуация в Приморье, где Россельхознадзор задержал 20% всего улова российской сайры. Это отчетливый сигнал о том, что нельзя заниматься лишь внутренним законодательством, уходя в сторону от законодательства международного, - отметил представитель Росрыболовства. - Именно поэтому сейчас так важно направить все силы на работу над проектами технических регламентов в части рыбной продукции, принимаемых в рамках Таможенного союза».
Основные сложности возникают из-за особенностей самих стран, входящих в союз: понятно, что такие «рыбные» державы, как Казахстан и Белоруссия, просто незнакомы с океаническим промыслом. Потому-то, в частности, в казахском техрегламенте, взятом за основу будущего технического регламента по рыбе и рыбной продукции для территории всего Таможенного союза, попросту отсутствует огромный пласт таких объектов как беспозвоночные, водоросли, даже рыбная мука и консервы.
«Кроме того, сразу встал вопрос с тем, что Россия предложила учитывать данные госмониторинга районов промысла как элемент оценки безопасности продукции из ВБР, -продолжил замруководителя Росрыболовства. - У наших соседей такой мониторинг не проводится, и естественно, что им непонятна сама ситуация». Соответственно, нелогичным, по их мнению, является и исключение всех уловов, а также рыбной продукции и морепродуктов из перечня продукции, не нуждающейся в ветеринарных свидетельствах.
По словам Василия Соколова, на последней встрече с представителями Казахстана и Белоруссии в рамках рабочей группы российской стороне, помимо решения ряда важных вопросов технического характера по содержанию техрегламента, все-таки удалось добиться протокольного решения о том, что ветсвидетельства не потребуются для всей продукции из водных биоресурсов, добытых путем океанического лова. Наметилось понимание и в вопросе, касающегося мониторинга районов промысла. Однако в целом документ еще очень далек от того, с чем могли бы комфортно работать российские рыбаки, а времени на серьезную и объемную работу в этом направлении практически не остается - на публичное обсуждение проект техрегламента должен быть вынесен в конце марта.
Большая работа по всем 47 техническом регламентам, принимаемым в рамках Таможенного союза, ведется и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. По словам ответственного секретаря Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Михаила Шевелева, большая надежда в этом деле возлагается именно на экспертов от каждой отрасли. Поэтому все материалы, полученные союзом из Минпромторга, будут направляться руководителю подкомиссии РСПП по рыбохозяйственному комплексу и аквакультуре Герману Звереву, которому поручено представлять консолидированное мнение рыбной промышленности по тем или иным вопросам.
Необходимость организации такого формата подготовки документа, который позволил бы в сжатые сроки привлечь к его проработке экспертов от всех направлений отрасли, высказал референт Первого заместителя Председателя Правительства РФ Григорий Шаляпин. «На мой взгляд, в техрегламенте сегодня не хватает основного, что должно касаться рыболовства. Без этого он способен серьезно затормозить работу всей отрасли в нашей стране. Поэтому ФАР необходимо организовать работу так, чтобы в сжатые сроки привлечь к проработке максимальное число экспертов из регионов, как это было с законом о рыболовстве».
При этом, по его словам, важно учесть и казахское и белорусское законодательство, сориентированное на внутренние водоемы: из-за этой особенности в соседних государствах без привязки к аграрному законодательству и присутствия ветеринаров, обязательных для сферы аквакультуры, просто не обойтись.
Пока же мнение представителей российской рыбохозяйственной общественности сводится к необходимости решения первостепенного вопроса - завершения работы с наделением Федерального агентства по рыболовству полномочиями контрольно-надзорного органа в части осуществления ветеринарного контроля в районах промысла.
«Проблема в том, что сегодня таких полномочий нет ни у кого. Распоряжение 56-р лишь указало, как должно быть, но никакие точки над «и» еще не расставлены, - обрисовал суть заместитель губернатора Сахалинской области Сергей Подолян. - Пока это только тренд, и Россельхознадзор пользуется ситуацией неопределенности. Поэтому ФАР должно довести это до логического завершения, а мы - поддержать его в этом».
Разделил такую позицию и председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатского края Сергей Тимошенко: «Нам это жизненно необходимо. Эту функцию надо передать ведомству, которое постоянно присутствует в море. Сегодня Росрыболовство - единственное ведомство в России, которое может осуществлять мониторинг районов промысла и объектов в них. Другого органа у нас нет и не может быть».
При решении этого вопроса нельзя забывать и о позиции переработчиков, напомнил исполнительный директор Баренцевоморской рыбоперерабатывающей ассоциации Игорь Савченко: «Нам важно понять, какова будет сфера обращения того единого документа, который будет выдаваться федеральным агентством. Если я выпускаю рыбопродукцию по тому же регламенту, что и производители в море, то документ, подтверждающий ее безопасность, должен действовать на всем пути рыбы до прилавка».
Что касается проверок иных органов, то и здесь у переработчиков есть четкая позиция: «Мы делаем продукцию для людей, поэтому должны быть подвергнуты только санитарному надзору - Роспотребнадзору. Прерогатива Россельхознадзора - ветеринария, выявление и лечение болезней животных. Если они смогут лечить болезни рыб на морских просторах - пожалуйста, но исследование качества рыбопродукции не входит в их полномочия. И все проверки с их стороны - это система взимания ренты», - уверен Игорь Савченко.
Не менее важно избежать в рамках проработки законопроектов, в частности, техрегламента Таможенного союза, чрезмерной регламентации деятельности рыбопромышленников, считает руководитель подкомиссии Герман Зверев.
«Зачастую люди, которые разрабатывают законодательную базу, в том числе это касается и технического регламента по рыбе, не понимают нюансов, связанных с этапами производства продукции. В результате мы приходим к тому, что пытаемся заурегулировать абсолютно все. С учетом каждодневно изменяющейся ситуацией в мире, на рынках и в районах промысла этого сделать невозможно, - пояснил суть проблемы председатель совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин. - В результате продукция, производимая сегодня, уже завтра может оказаться не соответствующей тому качеству, которое мы пытаемся к ней предъявить».
Выход - в вопросах качества продукции значительную часть ответственности переложить непосредственно на производителя и в случае выявления нарушения наказывать его предусмотренными законодательством методами, а не регламентировать такие вопросы государственными нормативами. «К тому же совершенно понятно, что качественная продукция не может быть небезопасной», - отметил Сергей Саксин.
Сам же процесс контроля за нерадивыми производителями осуществлять достаточно просто: «Такая система существовала еще в советское время. Предприятию присваивается номер, который отображается во всех отчетностях на всех этапах и дает полные сведения о производителе. Это гораздо эффективнее и проще, нежели расставлять препятствия на пути рыбопромышленника и усиливать тем самым коррупционную составляющую контрольно-надзорного процесса», - разделил высказанную позицию зампредседателя комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Борис Сорокин. По его словам, такие нюансы важно заложить в документе именно на этапе проработки и подготовки к принятию, поскольку шлифовать уже принятый закон - лишь размывать суть. Тем более, что в случае с международным законодательством это еще и крайне сложный процесс.
Через три месяца - 1 июля вступает в силу соглашение о едином таможенном пространстве между Россией, Казахстаном и Белоруссией.
Эксперты и участники рынка оценивают перспективы работы предприятий отечественного железнодорожного машиностроения, в частности и всей отрасли в целом, в новых условиях по-разному.
Как отмечает старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования с 1 июля таможенный контроль переносится на внешние границы государств - членов Таможенного союза. «Согласно принятым решениям Комиссии Таможенного союза, ввоз продукции в Россию возможен с контролем на внешних границах союза, то есть на таможенных постах Казахстана и Белоруссии без дополнительного контроля на нашей границе. Допуск в общее таможенное пространство продукции осуществляется только при наличии документа о соответствии. Различие только в том, что этот сертификат или декларация могут быть оформлены аккредитованными в национальных системах органами оценки соответствия. Документ о прохождении сертификации должен быть, но им после вступления соглашения в силу может стать, например, сертификат, выданный после 1 июля 2011 года аккредитованным на эту продукцию органом Белоруссии или Казахстана, а не только России», - подчеркнул Валентин Гапанович.
По его словам, до 1 июля необходимо ввести единый перечень продукции железнодорожного назначения с указанием нормативных документов, содержащих требования безопасности. «Сегодня предлагается простое признание результатов национальной аккредитации, а это в нашей отрасли приведёт к явному дисбалансу. Необходимо выработать и утвердить одинаковые требования к организациям, экспертам и самой процедуре аккредитации», - считает старший вице-президент ОАО «РЖД».
Представители компаний - производителей железнодорожной техники пока не видят особой угрозы усиления конкуренции на отечественном рынке.
Как рассказал нашей газете заместитель исполнительного директора НП производителей и пользователей подвижного железнодорожного состава «Объединение вагоностроителей» Валерий Покусаев, по его мнению, говорить о принципиальном изменении соотношения сил на рынке после 1 июля пока что рано. «Если говорить о железнодорожной технике, то в первое время думаю мало что изменится. Ведь белорусские предприятия работают только для удовлетворения внутренних потребностей своей страны, а производство новой техники в Казахстане ещё только набирает обороты. Конечно, можно много говорить о перспективе проникновения тех же китайских вагонов на отечественный рынок, но сейчас в этом отношении пока ещё ничего не ясно. К тому же хорошо известно, что в Казахстане стремятся развивать именно своё производство. Поэтому думаю, что Казахстан транзитным пунктом для китайского экспорта не станет», - считает Валерий Покусаев.
По мнению первого заместителя генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» Анатолия Мещерякова, вступление России в Таможенный союз полностью соответствует современным тенденциям. «Открытие границ для иностранной продукции неизбежное явление. Даже сейчас в сущности особых препятствий нет. После вступления в Таможенный союз действительно возможности для проникновения на отечественный рынок иностранной, в частности китайской, продукции увеличатся, но, во-первых, и у наших производителей будет больше возможностей для расширения своего присутствия на потенциально очень привлекательном рынке Казахстана, а во-вторых, конкурировать следует не за счёт искусственных барьеров, а за счёт высоких технологий, поэтому усиление внешней конкуренции будет хорошим стимулом для наших производителей», - говорит Анатолий Мещеряков.
Генеральный директор ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (входит в ТМХ) Александр Василенко также не считает вступление в единое таможенное пространство существенной проблемой. «По каждому сегменту рынка надо говорить отдельно. Скажем, в том направлении, в котором работает наш завод - производстве современных пассажирских вагонов, - усиления конкуренции опасаться не стоит. ТВЗ разрабатывает совместно с ведущим европейским производителем «Сименс» принципиально новые вагоны, аналогичных в том же Китае сейчас нет. Кстати, можно вспомнить, что у железных дорог Казахстана есть не слишком удачный опыт сотрудничества с производителями китайских пассажирских вагонов. Принимая во внимание все эти объективные факты, я убеждён, что в сегменте рынка пассажирского вагоностроения с вступлением России в единое таможенное пространство ничего принципиально не изменится», - заметил Александр Василенко.
Тем не менее далеко не все специалисты оценивают вступление в Таможенный союз позитивно с точки зрения развития отрасли.
Как заявил «Гудку» на условиях анонимности сотрудник одного научно-исследовательского института, работа по новым правилам способна подорвать основы безопасности движения на железнодорожном транспорте. «Вступление в Таможенный союз означает то, что любая техника, сертифицированная в том же Казахстане, сможет беспрепятственно проникать на сеть ОАО «РЖД». Но у наших казахстанских коллег, при всём к ним уважении, нет современной базы для проведения испытаний. Если в России вся техника проходит целый ряд сертификационных испытаний на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа, то процедуру сертификации в Казахстане никак нельзя назвать соответствующей современным стандартам - у них для этого просто нет необходимой базы», - считает эксперт. По его мнению, необходимо создание единого органа сертификации на основе российской базы, без его разрешения ни один образец новой техники не должен выходить на ставшую общей колею.
Консорциум «Кодекс» и Центр бизнес
обучения «Делум» приглашают вас 5 апреля принять участие в семинаре: «Новое
законодательство по нормированию вредных выбросов в атмосферу.
Увеличение экологических штрафов с 2011 года».
Новое
законодательство по нормированию вредных выбросов в атмосферу будет
стимулировать переход на лучшие технологии, а также приведет к повышению уровня
ответственности за загрязнение воздуха и существенному повышению штрафов. В
среднем, штрафы за вредные выбросы в атмосферу увеличатся в к 2011 году в 5
раз, к 2016 году - в 20 раз.
Также
новое экологическое законодательство устанавливает нормы выбросов по
объективным показателям. Таким образом, многие предприятия построенные еще в
советское время, в свете нововведений в экологическом законодательстве, могут
быть закрыты.
Специалисты
контролирующих органов расскажут, как избежать штрафов и остановки деятельности
предприятия, а ведущие экологи поделятся методами успешного прохождения
проверок и грамотного взаимодействия с проверяющими.
Ведущие семинараСпециалисты Управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Санкт-Петербургу (Роспотребнадзора), Управление федеральной службы
по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Санкт-Петербургу, а
также практикующие специалисты в сфере лабораторных исследований и
экологического мониторинга.
Стоимость участия в семинаре: 5 800 рублей + 18%
НДС
Пользователям
электронных систем «Кодекс» и «Техэксперт» предоставляется скидка в размере 5%.