Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!




Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!

Интернет-магазин Центра НТД "Техэксперт" www.shop.cntd.ru предлагает: международные и зарубежные стандарты - на языке оригинала и в переводе, а также официальные печатные издания стандартов России.


НОВОГОДНЯЯ АКЦИЯ - СКИДКИ И ПОДАРКИ!

Портал проектировщиков http://project-help.ru

актуальные документы, новости и другая информация о проектировании; он-лайн доступ к "ТЭ: Помощник проектировщика"

| Кодексы РФ| Правовой журнал "Kodeks-Info" | Бюллетень "Загляни в Кодекс"


Тексты этих и других документов можно получить на Информационно-правовом сервере 'Кодекс' (www.kodeks.ru)

Заключение Президента РФ на законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»
2010-12-17 12:34

Дмитрий Медведев направил в Госдуму заключение на проект федерального закона №442978-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» Проект федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении 16 ноября 2010 года.

Полный текст заключения на законопроект:

Проект федерального закона №442978-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее - законопроект) направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Законопроектом предусматривается уточнить сферу регулирования Федерального закона «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон). Однако изменения, вносимые законопроектом в статью 1 Федерального закона, требуют доработки по следующим основаниям.

Согласно изменениям, вносимым в пункт 3 статьи 1 Федерального закона, его действие не будет распространяться на стандарты оказания медицинской помощи. Указанная норма фактически дублирует абзац четвёртый новой редакции пункта 4 этой статьи, предусматривающий подобное изъятие для отношений, связанных с установлением требований к безопасности оказания медицинской помощи. Кроме того, федеральными законами предусматриваются не стандарты оказания медицинской помощи, а стандарты медицинской помощи.

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о нераспространении действия Федерального закона на стандарты оценочной деятельности, минимальные социальные стандарты, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации.

Учитывая требования Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», следует исключить из сферы регулирования Федерального закона отношения, связанные с установлением требований к лекарственным средствам либо к обращению лекарственных средств, а не только к их безопасности.

Законопроект также необходимо согласовать с Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Так, в абзаце третьем новой редакции пункта 4 статьи 1 Федерального закона следует говорить о требованиях в области охраны окружающей среды.

Законопроектом предусматривается исключить из сферы регулирования Федерального закона отношения, связанные с установлением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Вместе с тем общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к промышленным объектам, установлены Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В связи с этим следует определить, будет ли названный Федеральный закон распространяться на опасные производственные объекты в случае принятия законопроекта, и внести необходимые изменения.

Потребуется также решить вопрос о порядке дальнейшей работы над проектами технических регламентов, объектами технического регулирования которых являются опасные производственные объекты (принятые Государственной Думой в первом чтении проекты федеральных законов №282757-5 «Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», №118971-5 «Технический регламент о безопасности электрических станций и сетей»; внесённый Правительством Российской Федерации проект федерального закона №408228-5 «О безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов» и т.д.).

Согласно новой редакции пункта 4 статьи 1 Федерального закона из сферы его регулирования исключаются отношения, связанные с установлением требований по обеспечению экологической безопасности, безопасности в области космической деятельности, санитарно-гигиенических и иных требований, «за исключением случаев установления требований к продукции в соответствии с положениями Федерального закона». При этом остается не ясным, могут ли техническими регламентами устанавливаться обязательные требования к процессам, которые связаны с требованиями к соответствующей продукции.

Необходимо иметь в виду, что предусмотренные законопроектом новации потребуют адекватного правового упорядочения отношений по установлению обязательных требований к продукции и процессам, стандартизации, аккредитации, оценке соответствия, а также внесения необходимых изменений в соответствующие законодательные акты Российской Федерации.

Законопроектом в статью 2 Федерального закона вводится ряд новых понятий, определения которых недостаточно проработаны (такие, как «испытательная лаборатория (центр)», «предварительный национальный стандарт», «аттестат аккредитации», «область оценки соответствия», «область аккредитации», «эксперт по аккредитации», «технический эксперт», «одобрение типа»).

Например, из законопроекта не ясно, чем «эксперт по аккредитации» отличается от «технического эксперта». Следует также отметить, что права и обязанности экспертов по аккредитации и технических экспертов в законопроекте не определены.

В законопроекте фактически не урегулированы вопросы, касающиеся правового статуса испытательных лабораторий (центров).

Согласно законопроекту предварительный национальный стандарт является документом по стандартизации, принятым с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта, на котором должен базироваться будущий национальный стандарт. Однако новая статья 162 Федерального закона не определяет порядок накопления указанного опыта.

Необходимо более чётко определить критерии, по которым продукцию следует относить к впервые выпускаемой в обращение, в частности в случае её модернизации (новые пункт 3 статьи 25 и пункт 10 статьи 46 Федерального закона).

Также следует уточнить период, в течение которого продукция может считаться продукцией, впервые выпускаемой в обращение.

Представляется целесообразным раскрыть в законопроекте термины «жизненный цикл продукции» и «тип продукции», которые в законодательстве понимаются неоднозначно.

Учитывая то, что одобрение типа является одной из форм оценки соответствия, необходимые изменения следует внести в абзац второй пункта 3 статьи 7 Федерального закона.

В соответствии с законопроектом Правительство Российской Федерации утверждает перечень типовых схем (модулей) обязательного подтверждения соответствия вместе с рекомендациями по их использованию (изменения в пункт 2 статьи 23 Федерального закона). Учитывая то, что рекомендации по использованию типовых схем (модулей) не будут носить нормативный характер, представляется целесообразным уполномочить Правительство Российской Федерации утвердить наряду с указанным перечнем порядок реализации каждой схемы (модуля) обязательного подтверждения соответствия.

Законопроектом предусматривается, что в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов в качестве доказательственных материалов должна использоваться техническая документация, а также устанавливаются требования к ней (новая редакция пункта 2 статьи 24 Федерального закона). Указанные нормы требуют уточнения. В частности, не ясно, можно ли считать технической документацией проектную документацию зданий и сооружений, предусмотренную Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или же данные понятия различаются по содержанию.

В законопроекте статью 3 Федерального закона предлагается дополнить положением, согласно которому совмещение одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации и (или) сертификации недопустимо. Учитывая то, что аккредитация относится к сфере технического регулирования, аналогичная поправка в пункт 2 статьи 31 Федерального закона нецелесообразна.

Представляется, что создание ясного и непротиворечивого законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также достижение целей, заявленных в пояснительной записке к законопроекту, невозможно без внесения соответствующих изменений в смежные законодательные акты Российской Федерации. В связи с этим доработку законопроекта необходимо осуществлять одновременно с работой над проектом федерального закона №443002-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий и исключения дублирования в законодательстве Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании», принятым Государственной Думой в первом чтении 16 ноября 2010 года.

Принимая во внимание изложенное, законопроект требует доработки в соответствии с указанными замечаниями.

Источник: НИТР

Таможенный союз - первый этап формирования единого экономического пространства ЕврАзЭС
2010-12-17 12:38

К 1 июля 2011 года будут закончены все мероприятия по созданию единого экономического пространства (ЕЭП). Об этом сообщил 7 декабря ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев на состоявшемся в Москве Круглом столе на тему «Состояние и перспективы торгово-экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза».

«Завершено формирование общих норм по торговле, техническому регулированию и разработке техрегламента», - сказал Глазьев. За три месяца было принято 50 нормативных документов, необходимых для создания единого экономического пространства, подписано 20 соглашений, которые вступят в силу в середине 2011 года. Комиссия Таможенного союза, по словам Глазьева, ожидает, что экономический эффект от формирования ЕЭП выразится в приросте ВВП на 5% в течение пяти лет, на 15-17% - за 10 лет, что означает около 400 миллиардов долларов дополнительного продукта в государствах - членах Таможенного союза. Это колоссальный толчок для экономического роста. По мнению Глазычева, Таможенный союз дает огромный эффект для пограничного союзничества, здесь выигрывают машиностроители, снижаются транспортные затраты, связанные с простоем груза, повышается взаимоконтроль и взаимоответственность.

Планируется 9 декабря 2010 года подписание пакета соглашений по созданию единого экономического пространства, соглашение по общему рынку труда, определяющее права мигрантов, а также соглашение по финансовым рынкам, отметил Глазьев.

По мнению заместителя министра экономического развития и торговли Республики Казахстан Сулейменова Тимура, «Таможенный союз состоялся, как институт, как экономическое образование».

«Идет взаимная притирка. В течение 20 лет раздельного существования отдельно развивалось и законодательство. Незамедлительные выгоды от союза рассматривать еще рано, надо смотреть в перспективу. А то, что это будет полезно всем - несомненно»,- заявил Сулейменов.

Явные выгоды от формирования единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана отметил в своем выступлении губернатор Астраханской области Александр Жилкин.

«Произошло реальное увеличение грузов, пересекающих границу. Товарооборот с Казахстаном в этом году увеличился в 6,8 раз. Оформление грузов на таможне сейчас занимает не более 1 дня, очередей нет, проверка документов осуществляется в течение 3 минут ( а раньше- 30 минут)», - рассказал Жилкин.

Обоюдовыгодным для каждого члена союза назвал сотрудничество в рамках Таможенного союза в своем выступлении заместитель Министра экономики Республики Беларусь Анатолий Филонов. «Беларусь способствует экономическому развитию стран участников Таможенного союза»,- заключил он.

Единые КПП на внешних границах Таможенного союза будут способствовать росту транзитных грузопотоков через территорию республики, увеличению товарооборота с сопредельными государствами, укреплению торгово-экономических и политических связей, считает аким Мангистауской области Крымбек Кушербаев.

«Мы соседи с астраханцами, и считаем, что по всему периметру союза надо создавать транспортную логистику, раскрывая потенциал Таможенного союза», - сказал Кушербаев. Выступающий представитель науки, член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН Геннадий Чуфрин (слева), говоря о вступлении стран в ВТО, отметил, что «реально речь пойдет о раздельном вступлении в ВТО, но страны Таможенного союза постараются скоординировать свою позицию». «Ближайшее вступление в ВТО не просматривается», - высказал свое мнение Чуфрин.

От бизнеса перед собравшимися выступил старший партнер компании «Третий Мир» Евгений Коган. «Заваривают кашу политики, а расхлебывать приходится бизнесменам и экономистам. Один из примеров Европейский Союз. Мы хотим в России сделать Международный финансовый центр, а Единое экономическое пространство - первый шаг к его созданию», - сказал Коган.

Для справки: Таможенный союз ЕврАзЭс в составе России, Беларуси и Казахстана был запущен 2 июля 2010 года. Идея Таможенного союза стала продолжением идеи Экономического союза СНГ, ставшим в последствии ЕврАзЭс - интеграционного объединения с наднациональными органами. Основа деятельности Таможенного союза состоит в том, что несколько таможенных территорий заменяются единой таможенной территорией, на которой устанавливается общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренней таможенной границе.

Источник: НИТР

 

Развитие отношений между Россией и Евросоюзом набирает обороты
2010-12-17 12:41

2 декабря 2010 года представители Управления контроля органов власти и Управления международного экономического сотрудничества Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) приняли участие в Заседании Руководящего комитета проекта Евросоюза «Сближение систем технического регулирования, стандартизации и сертификации ЕС и РФ».

На заседании также присутствовали представители Минпромторга России, Французской ассоциации по стандартизации (AFNOR), представительства Европейской комиссии в России, а так же участники из других Министерств и ведомств.

Делегаты обсудили вопросы, касающиеся области дальнейшего сотрудничества ЕС-России в сфере технического регулирования (работа была сосредоточена на оценке поправок к Закону «О техническом регулировании»), стандартизации и сертификации ЕС и РФ, единые принципы и правила технического регулирования в рамках Таможенного Союза, а так же вопросы стандартизации, аккредитации и оценки соответствия. Наибольший интерес среди участников встречи вызвала тема взаимодействия Минпромторга России и экспертов Европейской комиссии в рамках Проекта ЕС «Сближение систем технического регулирования, стандартизации и сертификации ЕС и РФ» (проведенные мероприятия, результаты работы проекта и планирование работы на следующий отчетный период).

Европейские эксперты отметили важность и актуальность обсуждаемых вопросов в рамках развития отношений между Россией и Евросоюзом.

Источник: НИТР

В Москве обсудили состояние и перспективы Таможенного союза
2010-12-17 12:44

В Московской гостинице «Националь» прошел круглый стол «Состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза», организованный Министерством экономического развития и торговли Республики Казахстан при содействии Торгового представительства Казахстана в России.

Таможенный союз в составе трех государств - России, Беларуси и Казахстана - начал свою работу 2 июля 2010 года с целью замены нескольких таможенных территорий единой таможенной зоной. Основными его задачами на сегодняшний день являются установление общего таможенного тарифа, применение единой меры нетарифного регулирования, унификация таможенных правил, обеспечение единства управления таможенными службами и отмена таможенного контроля на внутренней таможенной границе. Создание и успешное функционирование Таможенного союза является первым этапом формирования единого экономического пространства ЕврАзЭС.

На круглом столе были подведены первые итоги работы Таможенного союза. По словам ответственного секретаря Комиссии Союза Сергея Глазьева, к 1 июля 2011 года будут закончены все мероприятия по созданию единого экономического пространства. «Завершено формирование общих норм по торговле, техническому регулированию и разработке техрегламента», - сказал Глазьев. За три месяца было принято 50 нормативных документов, необходимых для создания единого экономического пространства, подписано 20 соглашений, которые вступят в силу в середине 2011 года.

Комиссия Таможенного союза, по словам Глазьева, ожидает, что экономический эффект от формирования единого экономического пространства выразится в приросте ВВП на 5% в течение пяти лет, на 15-17% - за 10 лет, что означает около 400 миллиардов долларов дополнительного продукта в государствах - членах Таможенного союза. «Это колоссальный толчок для экономического роста. Таможенный союз дает огромный эффект для пограничного союзничества, здесь выигрывают машиностроители, снижаются транспортные затраты, связанные с простоем груза, повышается взаимоконтроль и взаимоответственность», - отметил Сергей Глазьев.

По мнению заместителя министра экономического развития и торговли Казахстана Тимура Сулейменова, Таможенный союз состоялся как необходимое экономическое образование, однако незамедлительной выгоды ожидать еще рано и следует работать на перспективу. «Несмотря на многие трудности, некоторые положительные тенденции от формирования единого таможенного пространства заметны уже сейчас», - заявил в своем выступлении губернатор Астраханской области Александр Жилкин. «Произошло реальное увеличение грузов, пересекающих границу. Товарооборот с Казахстаном в этом году увеличился в 6,8 раза. Оформление грузов на таможне сейчас занимает не более 1 дня, очередей нет, проверка документов осуществляется в течение 3 минут (раньше - 30 минут)», - отметил Жилкин.

Единые КПП на внешних границах Таможенного союза будут способствовать росту транзитных грузопотоков через территорию республики, увеличению товарооборота с сопредельными государствами, укреплению торгово-экономических и политических связей, считает аким Мангистауской области Казахстана Крымбек Кушербаев. «Мы соседи с астраханцами и считаем, что по всему периметру союза необходимо создать новые транспортно-логистические маршруты, а также развивать туризм, раскрывая весь потенциал Таможенного союза», - заметил Кушербаев.

Многочисленные представители бизнеса, присутствовавшие в зале, внесли ряд существенных предложений - таких, как упрощение оформления товарно-транспортных документов и фитосанитарных сертификатов при пересечении границы, значительное уменьшение или полная отмена таможенных пошлин.

Член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН Геннадий Чуфрин, отвечая на вопрос о вступлении стран в ВТО, отметил, что «реально речь пойдет о раздельном вступлении в ВТО, но страны Таможенного союза постараются скоординировать свою позицию. Тем не менее, вступление в ВТО в ближайшее время не просматривается», - высказал свое мнение Чуфрин.

Несмотря на успешное развитие и сотрудничество государств, представители всех трех стран заметили, что остается ряд достаточно острых нерешенных вопросов, требующих четких нормативных формулировок. Например, определение степени свободы движения рабочей силы в рамках союза, статуса эмигрантов и размера квот. Также важной задачей является пресечение незаконного оборота запрещенных товаров, контрабанды оружия и наркотиков.

По заявлению Сергея Глазьева в рамках работы Союза на 9 декабря 2010 года запланировано подписание пакета соглашений по созданию единого экономического пространства, соглашения по общему рынку труда, определяющего права мигрантов, а также соглашения по финансовым рынкам.

Источник: НИТР

 

Пресс-конференция «Техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры в рамках формирования ЕЭП» в Астане
2010-12-17 12:50

В Соглашении Единого экономического пространства (ЕЭП) о единых принципах технического регулирования учтены все интересы бизнесменов и потребителей страны. Об этом сказал председатель Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК Габит Мухамбетов сегодня в ходе пресс-конференции «Техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры в рамках формирования ЕЭП».

«Вчера подписаны соглашения и договоры между тремя странами, то есть, сформирована правовая база Единого экономического пространства. Одно из важных соглашений - о единых принципах и правилах в сфере технического регулирования трех стран, оно направлено на гармонизацию систем технического регулирования стран -членов ЕЭП, устранение технических барьеров в торговле, а также наделяет Комиссию Таможенного союза полномочиями по принятию технических регламентов», - сказал Г.Мухамбетов.

«Никто не намерен зарегулировать эту сферу, все техрегламенты будут разрабатываться в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях энергоэффективность и ресурсосбережение», - подчеркнул он.

«Таким образом, в этом соглашении и в тех мерах, которые мы проработали на сегодня, интересы бизнеса, наших производителей и потребителей учтены и выражаются в следующем. Во-первых, это беспрецедентное решение - впервые обеспечить доступ товаров на территорию ЕЭП по единым минимальным требованиям и процедурам, в том числе - для субъектов малого и среднего бизнеса. Введение единых документов по вопросам безопасности для обращения продукции. Для потребителей - это расширение ассортимента товаров на внутреннем рынке, снижение стоимости товаров в связи с сокращением издержек на сертификацию, испытания и таможенные процедуры», - отметил председатель Комитета по техническому регулированию и метрологии МИНТ РК.

Источник: НИТР

Cоздание единого экономического пространства
2010-12-17 12:57

Соглашения в рамках создания единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана будут ратифицированы до 1 июля 2011 г. и вступят силу с 1 января 2012 г.

Такие сроки содержатся в решении (N65) Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств, опубликованном на сайте комиссии Таможенного союза. Указывается, что правительства РФ, Белоруссии и Казахстана должны до 1 июля 2011 г. обеспечить ратификацию соглашений, формирующих ЕЭП, и их вступление в силу с 1 января 2012 г. Всего планируется ратифицировать 17 соглашений.

В ходе заседания Межгоссовета 9 декабря были приняты соглашения о согласованной макроэкономической политике, о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала, о согласованных принципах валютной политики.

В сфере экономической политики к подписанию запланированы соглашения о единых правилах регулирования субъектов естественных монополий, о правилах конкуренции, правилах предоставления промышленных субсидий, поддержки сельского хозяйства, государственных закупок, торговле услугами и инвестициями, соглашение в сфере охраны прав интеллектуальной собственности.

В сфере энергетики, транспорта и связи планируется принять соглашения о порядке функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов, обеспечении доступа в сфере электроэнергетики, а также соглашения о доступе к транспортировке газа, о доступе в сфере железнодорожного транспорта.

Соглашение о едином рынке газа к подписанию не запланировано. Соглашение о доступе к услугам естественных монополий в сфере телекоммуникаций включено в соглашение о торговле услугами и инвестициями.

Источник: НИТР

Медведев ждет отчета
2010-12-17 13:00

Президент РФ Дмитрий Медведев попросил подготовить ему отчет о внедрении в России новых стандартов техрегулирования и сертификации.

На заседании комиссии по модернизации директор научно-исследовательского центра "Вертолеты России" Дмитрий Подорящий отметил важность урегулирования этого вопроса для модернизационной и инновационной деятельности.

"Уже несколько заседаний нашей комиссии и в этом, и в прошлом году были посвящены вопросам технического регулирования, ведения новой системы сертификации, стандартов. И благодаря этому, может быть, мы быстрее, чем рассчитывали, приняли изменения в законодательство о техническом регулировании", - сказал Медведев.

"Я не могу сказать, что оно у нас идеальное, оно еще требует совершенствования, но ряд моментов, которые казались актуальными, мы сделали, включая, скажем, возможности использования на территории нашей страны стандартов технического регулирования государств Евросоюза, без специальной имплементации тех стандартов в наше внутреннее право", - отметил он.

Глава государства считает этот шаг очень важным.

"Я, кстати, хотел бы получить данные о том, насколько сейчас стали использоваться эти стандарты: кто их применяет, в каком объеме, есть ли какие в этим проблемы для того, чтобы, может быть, на следующем заседании комиссии вернуться к этому вопросу", - сказал президент.

"Это очень важно для нашей промышленности, очень важно для нашего бизнеса", - подчеркнул он.

Источник: НИТР

 

Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".

В избранное