Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!




Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!

Интернет-магазин Центра НТД "Техэксперт" www.shop.cntd.ru предлагает: международные и зарубежные стандарты - на языке оригинала и в переводе, а также официальные печатные издания стандартов России.

| Кодексы РФ| Правовой журнал "Kodeks-Info" | Бюллетень "Загляни в Кодекс"


Тексты этих и других документов можно получить на Информационно-правовом сервере 'Кодекс' (www.kodeks.ru)

Винные правила сделают едиными
2010-11-18 17:10

Принятие Техрегламента на винодельческую продукцию затянулось. Рассмотрение законопроекта, изначально назначенное Госдумой на 7 сентября 2010 г., многократно переносилось, а теперь может и вовсе не состояться. Причина - необходимость формирования Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

20 октября 2010 г. Председателю Государственной Думы Борису Грызлову направили письмо за подписью первого зампреда Правительства РФ Игоря Шувалова о прекращении работы над проектами национальных техрегламентов, находящихся на рассмотрении комитетов Госдумы и подключению профильных экспертов к работе по разработке, обсуждению и принятию техрегламентов Таможенного союза.

Формирование Единого экономического пространства предусматривает переход на единую систему технического регулирования всех стран Таможенного союза, а полномочия по принятию технических регламентов должны быть переданы Комиссии Таможенного союза. Срок принятия этих техрегламентов - до 1 января 2012 г. С момента вступления в силу соответствующих актов Таможенного союза национальные техрегламенты прекратят действовать. Хотя официального постановления Правительства РФ по этому поводу пока нет, в Росалкогольрегулировании подтвердили, что сейчас готовятся изменения в программу разработки техрегламентов, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. №1421-р.

Компромисс трех стран Эксперты сходятся во мнении, что если такое решение примут, то разработку техрегламента на вино фактически придется начинать с нуля и главной задачей будет поиск компромисса между существующими в каждой из трех стран системами законодательного регулирования производства и оборота вина, виноматериалов и другой алкогольной продукции.

По словам главы Экспертного совета по вопросам госрегулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Госдумы Михаила Блинова, проект будет делать Россия, но это не значит, что она получит некий приоритет. «Какой в этом проекте будет удельный вес Казахстана, Беларуси и России - это большой вопрос внутренних согласительных процедур. Я думаю, что разработки В. Звагельского и А. Починка частично будут использованы, но не могу точно сказать, что возьмут за основу. Сложно прогнозировать, что получится в итоге, каким будет окончательный подход к вину - европейский или тот, который был в России все это время».

Эксперты опасаются, что решить главные проблемы российского виноделия и виноторговли в рамках Таможенного союза будет проблематично. «Ни в Беларуси нет виноградников, ни в Казахстане нет культуры виноделия. Поэтому у этих стран могут быть интересы, связанные с увеличением импорта более дешевых виноматериалов. А для России важно производить свое вино и вести контроль качества над виноматериалами», - отметил сенатор Александр Починок.

Объединения готовы помочь

Если техрегламент на вино Таможенного союза не разделит понятия «вино» и «винный напиток», то это может сделать саморегулируемая организация виноделов, созданная в Краснодарском крае.

Депутат Госдумы, разработчик проектов техрегламентов на винодельческую и алкогольную продукцию Виктор Звагельский считает, что скорее всего, техрегламенты вернутся не в том виде, в котором должны. «Они будут приведены в соответствие с нормами Таможенного союза, а они во многом не совпадают с теми нормами, которые мы хотим видеть для производителей вина. Даже если мы постараемся их потом доработать, на это уйдет минимум год-два. Главное, что мы не знаем, в каком виде выйдет новый технический регламент, что там останется из того, что мы так долго согласовывали с производителями, импортерами, Росалкогольрегулированием», - говорит он.

Более оптимистичная позиция у президента Союза виноградарей и виноделов России (СВВР) Леонида Поповича. Он уверен, что поскольку в Беларуси и Казахстане вино не производится, эти страны будут прислушиваться к мнению российской стороны. «Мы же являемся специалистами в этой межгосударственной отрасли. Если мы им представим на рассмотрение серьезные вещи, то возражения, если и будут, то технические», - считает Леонид Попович.

Если процесс пойдет по неблагоприятному для российских виноделов пути и Техрегламент Таможенного союза примет существующие ныне стандарты, законодательно не разделяющие вино и напитки, внешне похожие на вино, стандарты качества продукции своих членов и гарантировать их соблюдение может СРО.

Согласно ФЗ «О техническом регулировании», ни один субъект рынка не ограничен в праве на внесение предложений и поправок в проект технического регламента. Готов к сотрудничеству и Союз виноградарей и виноделов России. «Мы свяжемся с такими же союзами и организациями Беларуси и Казахстана и предложим этому новому органу наш совместный регламент, который отражает наши общие интересы, - пообещал Леонид Попович.

Источник: НИТР

СНиПы и ГОСТЫ на евроремонте: что будет со строительными нормативами
2010-11-18 17:12

 До 1 июля 2012 года Минрегион России должен поэтапно провести инвентаризацию всех строительных норм и правил (СНиПов) и ГОСТов, обеспечивающих безопасность зданий и сооружений в обязательном порядке. Первые 25 будут пересмотрены уже в этом году. Таковы требования техрегламента, принятого в конце декабря 2009.

Цель - адаптировать подчас устаревшие советские нормативы к современным реалиям, при этом максимально учитывая интересы европейских застройщиков, проектировщиков и архитекторов. Ведь пока международные компании, решившиеся на реализацию своих проектов на территории России, играют на чужом поле и по чужим правилам. А в монастырь, хоть и не свой, им бы хотелось приходить с общим уставом.

Нужно ли "перетряхивать" российскую систему строительных норм и правил и приводить ее к общему знаменателю с европейскими стандартами; насколько национальные особенности нашей страны могут повлиять на процесс адаптации двух систем; и чем может обернуться для России слепое копирование еврокодов - об этом и не только корреспонденту РИА Новости рассказал заместитель министра регионального развития РФ Константин Королевский.

- Константин Юрьевич, для чего вообще "препарировать" строительные нормативы России, если долгое время советские требования к безопасности зданий считались одними из самых дотошных и максимально регламентированных?

- Ключевое слово: советские. Ведь никто и не говорит, что нужно выбросить на свалку весь предыдущий опыт: у нас, действительно, одна из лучших систем нормирования строительной отрасли в мире. Хотя бы просто потому, что она учитывает все уникальные географические особенности нашей страны. Но вместе с тем мы должны понимать - многие СНиПы и ГОСТы писались если не при царе-горохе, то уж точно не в привязке к требованиям современности. За 20-30 лет (а многие нормативы уже прожили именно такой срок) в стройке кардинальным образом поменялось многое: технологии, материалы, сроки и уровни ответственности. Задача правительства привести нормативную базу в соответствии с этими требованиями.

- Из чего складывается эта нормативная база сейчас?

- Как вы знаете, в 2002 году был принят федеральный закон "О техническом регулировании". В сфере стандартизации он выделил три вида нормативных документов: техрегламент, национальный стандарт и стандарт организации. Ключевые документы технического регулирования в строительстве, СНиПы, оказались за рамками установленной системы документов. Правда, формально обязательность исполнения их требований подтверждалась в скрытом виде положением статей упомянутого закона.

В 2007 году были приняты поправки в закон "О техническом регулировании", которые добавили к уже названным трем документам своды правил, разработка и утверждение которых в строительной отрасли поручены министерству регионального развития. Их введение, однако, не означало официального восстановления легитимности СНиПов, как документов в области стандартизации. Только принятый в конце 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" придал СНиПам статус сводов правил, что означало включение их в общенациональную систему стандартизации.

Но все понимали - "срок годности" этих строительных норм и правил подходит к концу, а по некоторым направлениям "продукт" и вовсе оказался "просроченным". Назрела необходимость провести актуализацию тех СНиПов и ГОСТов, что включены в перечень документов обязательного применения. Сделать это нужно до 1 июля 2012 года. Соответствующая программа актуализации уже утверждена Минрегионом России. Первые 25 строительных норм и правил будут адаптированы к современности до конца 2010 года.

- Что уже сделано для гармонизации наших национальных стандартов с международными и европейскими, и в чем основная цель этого процессаонизация нужна преждеескольким причинам. Во-первых, вропейскую систему?

- Гармонизация нужна, прежде всего, для того, чтобы абсолютно любой проектировщик - хоть из Гонконга, хоть из Захера - мог четко знать правила игры в России. К примеру, если строительная компания из Питера заказывает проект логистического центра у финских коллег, те должны четко представлять, на основании каких норм и правил возможна реализация этого проекта в России. И, наоборот, - в процессе гармонизации российские компании смогут более грамотно и достойно выходить со своими идеями на европейский и международный уровни. Да, есть нюансы. Процесс достаточно трудоемкий. Но я уверен, что подобная инвентаризация в строительной отрасли страны необходима. Мы прекрасно понимаем насколько внедрение современных норм в строительстве, тем более аккумулирующих в себе инженерный опыт передовых стран Европы, важно и актуально, в том числе и для привлечения иностранных инвестиций. Продвижение европейской системы технических норм - это действенный инструмент продвижения продукции, работ и услуг мировой стройиндустрии. К тому же повышение конкурентоспособности промышленности строительных материалов ЕС, проектных и архитектурных организаций - одна из главных официально продекларированных целей продвижения еврокодов в третьи страны.

В настоящее время пересматривается перспективная программа национальной стандартизации в области строительства, которая была принята в 2008 году на трехлетний период, и предусматривала разработку 180 национальных стандартов. Программа должна обеспечить доказательную базу технических регламентов в области строительства, содействовать выполнению целевых программ развития строительного комплекса, в том числе "Доступное жилье" и "Сочи". Около 50% стандартов, включенных в нее, предусматривали работы по гармонизации с международными и европейскими стандартами. Впервые в строительном комплексе приступили к разработке идентичных европейских стандартов на методы определения свойств теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты, применяемых в строительстве, на битумные и битумнополимерные кровельные и гидроизоляционные материалы, на строительное стекло. Программа предусматривала продолжение работ по созданию комплекса стандартов на сухие строительные смеси на всех видах вяжущих. Также в нее были включены стандарты, обеспечивающие энергоэффективность зданий и сооружений (устанавливающие методы определения сопротивления теплопередачи стекла и изделий из него, требования к фасадным теплоизоляционным системам).

Большое внимание уделено разработке межгосударственных стандартов (более 40% программы) с целью сохранения единого нормативного поля стран-членов СНГ и обеспечения доказательной базы будущих технических регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза.

В результате реализации этой программы уже сейчас более 230 стандартов в строительстве, то есть каждый третий стандарт, основаны на международных и европейских документах.

Также начиная с 2009 года утверждена и реализуется специальная программа по разработке стандартов в области энергоэффективности, в рамках которой в 2010-2011 годов будет разработано 37 стандартов в области строительства на базе стандартов ИСО и ЕН (энергетические и тепловые характеристики зданий, тепловая изоляция, характеристики таких элементов, как стены, стекло и стеклопакеты, окна и двери, жалюзи, инженерные системы, методы расчета и т.д.).

- Может мы изобретаем велосипед? Почему России просто не взять за основу европейскую систему нормативов?

- Я уже говорил, что у нас нет задачи слепо копировать европейскую систему: у нас самих есть чему поучиться.

Во-первых, вся строительная отрасль России ориентирована на применение отечественных норм, поскольку они учитывают национальные особенности нашей страны. Во-вторых, заложенные в еврокоды принципы проектирования, классификации материалов и сред, методы расчетов и применяемые при этом коэффициенты - принципиально отличаются от российской системы технического нормирования в строительстве.

- Чем опасно игнорирование этих самых национальных особенностей?

- В лучшем случае - сокращением сроков эксплуатации зданий. В худшем - авариями, обрушениями. Приведу лишь один пример, демонстрирующий существенные различия и по нагрузкам на здания и сооружения. Так, в одном из Еврокодов даны величины снеговых нагрузок (в Европе максимальные нагрузки доходят до 95 кг/м2), в России минимальные нагрузки - 80 кг/м2, а максимальные - 560 кг/м2, что в шесть раз больше европейских нагрузок. Понятно, что в случае прямого применения Еврокодов в России без учета этих различий при проектировании возможны самые непредсказуемые последствия. Такие случаи уже имели место: в Киришах - обрушение верхнего покрытия резервуаров для хранения нефти, в Домодедово - полное обрушение металлоконструкций складского высотного комплекса, на Дмитровском шоссе - обрушение несущих стоек на крытой автостоянке сети магазина "Metro".

- С чем, на ваш взгляд, связаны эти различия?

- В России и ЕС были сформированы и в настоящее время существуют принципиально разные школы в области изысканий, проектирования и строительства. Причем наши СНиПы, если от них не отступать при строительстве, доказали свою эффективность и обеспечили безопасность объектов в этих непростых природно-климатических условиях. Но это не означает, что точек соприкосновения нет: напротив, есть четкое понимание - как и в каком направлении двигаться.

В настоящее время применительно к Еврокодам для стран-членов ЕС в установленном порядке зарегистрировано более 1,5 тысячи параметров, определяемых на национальном уровне. Только в Республике Беларусь при внедрении 58-ти Еврокодов было установлено 608 национальных приложений к 33-ем Еврокодам.

Таким образом, при внедрении Еврокодов необходим период так называемой "национальной адаптации", который предусматривает не только разработку "параметров, определяемых на национальном уровне", но и проведение сравнительных расчетов, испытаний, верификацию программного обеспечения, обучение экспертов и т.д.

Необходимо также четко понимать, что система Еврокодов не может обеспечить выполнение всех обязательных требований как в самом Европейском Союзе, так и в России. Ведь в европейской директиве по строительной продукции установлено 6 существенных требований, которые только частично (около 25% требований) могут подтверждаться при соблюдении соответствующих Еврокодов. Реализация требований по эксплуатационной безопасности, гигиене, условиям проживания, защите окружающей среды, энергоэффективности и теплозащите осуществляется прежде всего в соответствии с национальным законодательством и стандартами стран-членов ЕС.

Общий объем десяти Еврокодов, состоящих из 58 частей, составляет почти 5 тысяч страниц. Кроме того, сами Еврокоды содержат ссылки на стандарты, устанавливающие требования на материалы, правила производства работ и т.д. (общее количество ссылочных стандартов ЕН превышает 1,5 тысячи документов). Поэтому Еврокоды необходимо рассматривать в совокупности с документами, обеспечивающими их применение. Это так называемый "пакетный" принцип применения Еврокодов на национальном уровне.

Но я повторюсь, гармонизация европейской, международной и российской систем просто необходима. Но здесь важно не погрязнуть в деталях. Именно поэтому Минрегион России выступает за комплексный подход в этом процессе. Главное, правильно расставить приоритеты и твердо понимать: уже имеющаяся у нас нормативная база - это и есть то главное, что должно быть лишь дополнено, обновлено, систематизировано и затем интегрированно в европейскую и международную среду.

Графика национальные особенности территории РФ в области строительства (% от общей территории страны)

(% от общей территории страны) - вечная мерзлота: 65%;

- специфические и слабые грунты: 40%;

- карстоопасные зоны: 30%;

- затопления и подтопления: 80%;

- опасные склоновые процессы: 80%;

- сейсмоопасные зоны: 40%;

- снеговые нагрузки: от 80 до 560 кг/кв.м для различных регионов РФ;

- среднегодовые перепады температур: от 30 до 70 градусов для различных регионов РФ;

- максимальные перепады температур: от 50 до 100 градусов для различных регионов РФ;

- переходы "через ноль": до нескольких раз в сутки

Источник: НИТР

Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".

В избранное