Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 9


9 ноября 2015 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Шельфовые проекты . стратегическое направление деятельности НК "Роснефть"

Шельфовые проекты — стратегическое направление деятельности НК «Роснефть». Компания является лидером освоения российского шельфа и располагает 48 лицензионными участками с совокупным объемом ресурсов углеводородов, превышающим 45 млрд тонн нефтяного эквивалента, в Арктике, на Дальнем Востоке, в Черном, Каспийском и Азовском морях на юге России. НК «Роснефть» заключила соглашения о стратегическом партнерстве с крупнейшими международными компаниями, обладающими передовым опытом разработки проектов на шельфе.

В 2013 г. Компания осуществила беспрецедентный объем геологоразведочных работ, инженерно-геологических изысканий и эколого-рыбохозяйственных исследований на российском континентальном шельфе Арктики и Дальнего Востока. Главными событиями в нефтегазовой отрасли в 2014 году стали старт работы крупнейшей в мире добычной платформы «Беркут» и начало бурения самой северной в мире скважины на структуре «Университетская-1» в Карском море.

Освоение Арктики занимает особое место в шельфовых проектах «Роснефти». По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи. Добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 году.

Масштабные «шельфовые» планы российской компании стали основой международного сотрудничества «Роснефти» с ведущими нефтегазовыми компаниями мира. Их вклад — это не только масштабные инвестиции, но и современные технологии реализации самых сложных с технической точки зрения проектов. Не случайно, к примеру, частью соглашений «Роснефти» со стратегическими партнерами является программа обмена техническими и управленческими кадрами. Предполагается, что в совместной работе будут участвовать геологи, геофизики, технологи по разработке пластов, специалисты по финансам, логистике, безопасности, охране труда, экологии. «Мы исходим из того, что Россия должна стать лидером освоения арктических ресурсов, экспортером высокотехнологичных нефтесервисных услуг», — подчеркивает Президент, Председатель Правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.

История стратегического международного партнерства на шельфе началась в 2011 году, когда российская компания подписала Соглашение о стратегическом сотрудничестве с ExxonMobil. В 2012 году был заключен ряд важных соглашений о создании совместных предприятий по освоению арктического шельфа с нефтяными компаниями Eni и Statoil с долей «Роснефти» в каждом проекте по 66,67%. В начале 2013 года «Роснефть» и ExxonMobil расширили стратегическое сотрудничество, дополнительно включив семь лицензионных участков в Арктике общей площадью около 600 тыс. кв. км в Чукотском море, море Лаптевых и Карском море, а в июне компании объявили о завершении нескольких этапов работ, включая создание совместных предприятий по реализации проектов в Карском и Черном морях, согласование основ осуществления деятельности совместных предприятий в рамках семи дополнительных лицензий в российской арктической зоне и по проекту опытной добычи трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири. Кроме того, «Роснефть» и Statoil объявили о завершении сделок по разработке участков на российском шельфе в Баренцевом и Охотском морях, а именно: Лисянскому, Кашеваровскому, Персеевскому участкам и участку Магадан-1. Также «Роснефть» и Eni S.p.A. объявили о завершении формирования организационных структур сотрудничества, а также подписании всех окончательных соглашений, и выполнении всех условий, необходимых для реализации проектов на шельфе Баренцева и Черного морей.

Практический старт беспрецедентному проекту по освоению шельфа Арктики «Роснефть» дала в августе 2012 года, когда специалисты Компании приступили к «полевым» работам в Карском море. Речь идет о целом комплексе научных гидрологических и метеорологических исследований, анализе ледовой обстановки, — мероприятиях, которые предшествуют любому поисково-разведочному бурению. В короткий арктический сезон 2012 года «Роснефть» выполнила 5,3 тыс. погонных км сейсморазведки 2D и 3,8 тыс. кв. км сейсморазведки 3D. На основе полученной геологической информации выбрана перспективная структура «Университетская» в Карском море для бурения первой скважины. В рамках партнерства с ExxonMobil «Роснефть» уже заключила контракт на разработку концепции передвижной буровой платформы с гравитационным основанием для арктического шельфа. Платформа позволит продлить сезон бурения на шельфе в арктических условиях. При этом установка будет обеспечивать высокие стандарты экологической безопасности при эксплуатации в арктических условиях: выдерживает экстремальные ледовые, ветровые, волновые и температурные нагрузки.

В 2013 году с началом арктического сезона исследовательские экспедиции «Роснефти» вновь вышли на шельфовые лицензионные участки компании. Только в августе было задействовано 13 судов различного класса, 3 воздушных судна, несколько беспилотных летательных аппаратов, подводные и надводные автономные станции, спутниковые системы наблюдения, спускаемые подводные аппараты. В исследованиях принимали участие ведущие российские и мировые научные и проектные организации. Сейсморазведочные исследования были проведены на 13 участках. Объем сейсморазведочных исследований составил 32 727,2 погонных км 2D исследований и 2559,5 кв. км 3D. При этом в Карском море проведены региональные геохимические исследования, а в акваториях Охотского, Карского и Баренцева морей — экологические исследования. Полученные результаты позволят определить дальнейшие направления поиска углеводородов на шельфах. В целом, инвестиции «Роснефти» в программу исследования Карского моря только в текущем году составят порядка 1,5 миллиарда рублей.

Флагманом арктических исследований «Роснефти» 2013 года выступило судно «Академик Федоров». В состав команды входили сотрудники «Арктического и Антарктического научно-исследовательского института», которые в течение месяца проводили исследования морфометрических параметров дрейфующих в Карском море айсбергов. Благодаря усилиям «Роснефти» научное сообщество получило уникальные данные о природных условиях юго-западной части Карского моря. В частности, исследовалось такое особо опасное природное явление как «новоземельская бора» — ветер, дующий с гористого побережья Новой Земли и достигающий скорости более 50 м/с. В программу также вошли исследования волнения моря, течений, распределения водных масс различного происхождения, изменчивости температуры и солености воды, формы опасных ледяных образований, параметров дрейфа и прочности льда, интенсивности образования и распространении айсбергов.

Объем собранной по заказу НК «Роснефть» (бесценной, с научной точки зрения) информации выходит далеко за рамки исследований, необходимых только для начала разведочных работ на шельфе Северного Ледовитого океана. Как полагают специалисты, полученные данные могут существенно повысить качество прогнозов погоды в Карском море, как для нужд «Роснефти», так и в интересах всей страны.

Параллельно с изучением района предстоящих геологоразведочных работ перед специалистами экспедиции «Роснефти» была поставлена задача оценить природоохранную составляющую предстоящей нефтедобывающей деятельности в Карском море. Предупреждение экологических рисков — обязательная часть любого проекта НК «Роснефть» в области разведки и добычи. Как подчеркивают в Компании, «вопросы экологии и сохранения окружающей среды являются первостепенными для «Роснефти», особенно когда дело касается Арктики».

Благодаря запуску проектов в Арктике, «Роснефть» формирует якорный заказ для отечественной промышленности и заинтересована в локализации новых технологий и современных производств. Стоит учесть, что объем совместных капиталовложений только «Роснефти» и ее иностранных партнеров компаний американской ExxonMobil, норвежской Statoil и итальянской Eni — оцениваются в 500 миллиардов долларов. Большую часть заказов на строительство буровых платформ, труб и другого оборудования планируется разместить на российских предприятиях. «Из 500 млрд долларов уже запланированных инвестиций в оборудование и обустройство шельфовых месторождений российской промышленности достанется львиная доля — 400 млрд», — отмечал в 2012 году Президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.
 

 

Роснефть



Выскажите свое мнение


В избранное