Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нефтегазовое оборудование и нефтесервисные услуги Выпуск от 9/9/2014


9 сентября 2014 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Российский рынок нефтяного оборудования - взгляд ветерана "Роснефти"

Публикуем материал, присланный В.Н. Рудкевичем, который около 20 лент назад курировал импортозамещение в должности руководителя машиностроительного подразделения компании "Роснефтегаз"

 

РОССИЙСКИЙ РЫНОК НЕФТЯНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ПОРОГЕ 25-ЛЕТИЯ
 
 
Аннотация
     В статье рассмотрены этапы создания рынка нефтяного оборудования во взаимосвязи с развитием его производства машиностроительным комплексом за исторический период истории России после распада СССР на независимые государства и отмечена роль ОАО «НК «Роснефть» в этом процессе.
     Проанализированы вопросы создания импортозамещающего оборудования, качества всей гаммы выпускаемой продукции, очерчены задачи машиностроителей в расширении возможностей рынка оборудования для Топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и их влиянию на модернизацию экономики страны.
 
Abstract
The article describes the stages of creation of oil equipment market in correlation with the development of its production of the machine-building complex for the historical period in Russia's history after the collapse of the Soviet Union into independent States and the role of OJSC "NK "Rosneft" in this process.
Analyzed the questions of creation of import-replacing equipment, production quality in General, problems of machine-builders in the expanding market of the equipment for the Fuel and energy complex (FEC) and their impact on the modernization of the economy of the country.
 
Приближается четвертьвековой юбилей со дня образования после распада СССР независимой страны под названием Российская Федерация. С исторической точки зрения 25 лет срок небольшой, но он вмещает в себя не только изменения в политической, экономической и других сферах жизни России, а также грусть и ностальгию по распаду такой могущественной страны-глыбы, какой являлся Советский Союз. В этот временной промежуток родилось и выросло новое поколение  граждан страны, которые выбрали или находятся на пути выбора жизненного пути.  Статья не предусматривает глобального рассмотрения причин и последствий деления бывшего СССР на пятнадцать независимых, юридически оформленных, государств – это дело историков, экономистов и других специалистов государственного права.
Цель статьи - локальное рассмотрение основных причинных моментов  создания и развития рынка нефтегазового оборудования для обеспечения прогресса в одной из важнейшей для страны отраслей экономики – нефтяном комплексе России. Статья предназначена для нового поколения молодёжи, выбравших нелёгкий трудовой путь нефтяника, а также считаем, что она заинтересует и специалистов нефтяного и машиностроительного профилей при изучении этапов развития этих отраслей в постсоветский период.
Возвращаясь к началу 90-х годов прошлого столетия, можно отметить, что в производственной сфере распад СССР повлёк за собой деление единых потенциалов всех отраслей страны на части. Это коснулось и заводов машиностроительного комплекса, связанных с производством оборудования для ТЭК. В условиях зарождающейся рыночной экономики они вынуждены были заняться поиском своего места на неизвестном,до этого не существовавшем, рынке нефтегазового оборудования, который должен был заменить административное распределение поставок выпускаемой заводами продукции, устраивающее до этого всех машиностроителей.
Состояние рынка нефтегазового оборудования определяется возможностями машиностроительного комплекса для его производства на разных этапах его развития. Достигнутые на рубеже 25-летия результаты требуют осмысливания в пределах временных рамок, границами которых для России явились обвалы экономики в 1998 году, когда случился экономический кризис (или дефолт по названию одной из его причин), и произошедшая в 2008 году девальвация (обесценивание)  курса рубля по отношению к иностранным валютам. По мнению авторов, для оценки проведённый работы по созданию и развитию российского рынка нефтегазового оборудования целесообразно временные рамки ограничить годами: 1991-1998 г.г. (1-ый этап), 1999 – 2008 г.г. (2-ой этап) и с 2009 г. по настоящее время (3-ий этап).  
   Для анализа возникшей в начале 1-го этапа ситуации необходимо отметить, что основная часть заводов (около 3/4) [16], выпускающих технику для ТЭК, осталась в России. Остальные заводы сосредоточились, в основном, в Азербайджане и на Украине – они выпускали специфичную гамму оборудования, не производимую российскими заводами. Прежде чем начать анализ необходимо вернуться к периоду на десять лет назад. 80-е годы являлись периодом, когда нефтяная отрасль СССР достигла пиковых показателей: по добыче нефти (с газовым конденсатом) в «624 млн. тонн в год и в глубоком разведочном и эксплуатационном бурении скважин - 32,5 млн. метров проходки пород» [16]. Естественно, для их достижения требовались новые подходы к решению вопросов обеспечения потребности отрасли в оборудовании для ввода в эксплуатацию новых скважин, а также поставок комплектующих узлов и запасных частей (ЗИП) для поддержания в работоспособном состоянии находящейся в работе техники.
    Таким новым подходом явилась организация силами производителей фирменного обслуживания оборудования (далее «сервис») в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе. В соответствии с вышедшем в 1985 году Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР «О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 1986 - 1990 годах» машиностроительным министерствам предписывалось организовать «широкомасштабное внедрение ремонтно-технического обслуживания транспортной и дорожно-строительной техники, газоперекачивающих агрегатов, компрессоров и электротехнического оборудования, вычислительной техники и элементов автоматизированных систем предприятиями министерств, изготавливающих соответствующие технику, оборудование и приборы» [1]. В короткий срок с Миннефтехиммашем, Минтяжмашем, Минэлектротехпромом, Минэнерго, Миноборонпромом, Минавтопромом, Минчерметом и Минсельхозмашем  были подписаны совместные приказы по созданию Баз фирменного обслуживания (БФО) нефтепромысловой техники и оборудования. В приказах был определён порядок выделения БФО из имеющихся у нефтегазодобывающих объединений (НГДО) производственных мощностей складских помещений для БФО, а также предоставления жилья для их работников. Важным в этой работе была разработка порядка комплектования пополнение БФО требуемым неснижаемым запасом узлов оборудования и ЗИП. К 1987 году БФО функционировали в г. Нижневартовск, Сургут, г. Нягань (Красноленинскнефтегазе, Ноябрьск, и др. Их работа позволила повысить МРП (межремонтный период) работы оборудования, обеспечивать длительную  безаварийную его эксплуатацию и рассматривать сервисв качестве перспективы для создания его сети в последующие годы не только в Западной Сибири, но и в других нефтяных регионах страны. Начиная с 1998 года предпринимались попытки создать БФО в Приволжском нефтегазовом комплексе, но распад СССР помешал создать их в новых регионах, а БФО в Западной Сибири продолжали функционировать  до середины 90-х годов. Оценивая проделанную работу, можно считать, что  БФО явились предвестниками нашёдшего в настоящее время широкое применение рынка нефтепромысловых сервисных услуг оборудования и техники.
В начале 1-го этапа после ухода с рынка оборудования заводов Азербайджана и Украины остро встал вопрос о необходимости воспроизводства ранее производимых ими оборудования и нефтепромысловой техники. Анализ потребности рынка в оборудовании на 1992-1993 годы, определявшейся суммированием потребностей нефтяных предприятий и предусматривающей её ежегодный рост, диктовал необходимость привлечения дополнительных мощностей. Правительством РФ к решению проблемы были подключены оборон­ные предприятия страны - 1 июня 1992 года вышло постановле­ние Правительства РФ 363 «О неотложных мерах по использованию процесса кон­версии предприятий оборонных и машинострои­тельных отраслей в целях обеспечения устойчи­вой работы ТЭК России» [2].
К реализации постановления были привлечены Комитет машиностроения для ТЭК Минтопэнерго России и корпорация «Роснефтегаз» (правоприемница бывшего Миннефтепрома). На основании предложений корпорации были разработаны «Государствен­ная программа использования конверсии предпри­ятий оборонного и машиностроительного комп­лексов в целях развития ТЭК» [3]и «Программа «Топливо и энергия» [4] (далее «Программы»). Они включали «номенклатуру оборудования,  непосредственно влияющую на добы­чу нефти (штанговые глубинные на­сосы, насосные штанги, станки-качалки (СКН), агрегаты для ремонта сква­жин и др. - около 20 позиций») [3]. Разработку и изготовление оборудования предусматривалось осуществлять «в соответствии с требованиями Американского нефтяного института (АРI), стандартов ISO, ASTMASMЕ и др. с сертификацией их производства (Система Менеджмента Качества) по стандарту ISO 9001» [8].
Корпорация «Роснефтегаз» (с 1993 г. ГП «Рос­нефть», с 1995 г. ОАО «НК «Рос­нефть») по поручению Минтопэнерго России осуществляла контроль за ходом реализации Программ – для этих целей был образован Департамент механоэнергообеспечения и машиностроения. Были проанализироаны более десятка регио­нальных программ        (Та­тарстана, Башкортостана, «Конверсия пред­приятий Удмуртии», Нижегородской, Омской и Томской областей), программ ассоциаций «Камнефтемашсервис» и «Сибмаш»,  ЧТЗ (Челябинского тракторного завода и УралАЗа, федеральной програм­мы «Техника Севера», акционерных обществ «Нефтяная машиностроитель­ная компания» (г. Екатеринбург),«Нордвест» и др. По результатам анализа в Программы были включены новые позиции, критериями выбора которых являлась готовность указанных в программах заводов освоить в короткие сроки производство требуемой отрасли дефицитной техники и оборудования.
С первых шагов реализации Программ жизнь вносила корректировки, так как даже готовность конверсируемых предприятий к освоению выпуска продукции мирового уровня, их высокооснащенные технологии, государственное льготное финансирование не явились гарантом решения поставленных в Программах задач. Остро ощущалась постоянная нехватка средств. Начавшаяся приватизация НГДО, образование нефтекомпаний и входящих в них дочерних акционерных обществ (ДАО), повлияли на ухудшение двухстороннего взаимодействия хозяйствующих субъектов – нефтяников и машзаводов. Начали падать объёмы добычи нефти, которые вынуждены были планировать с учётом рыночных отношений (недостатком средств на приобретение техники, взаимных непла­тежей и т.д.). По мере освоения машзаводами включённой в Программы номенклатуры оборудования к середине 90-х годов потребность в оборудовании снизилась и она стала кратно меньше той, на которую неф­тяники ориентирировали на пятилетие. Падение спроса коснулось в большей степени рынка буровых установок (БУ) для глубокого разведочного и эксплуатационного бурения скважин. Если до распада Волгоградский завод буровой техники (БУ класса до 2500 м) и Уральский завод тяжёлого машиностроения (БУ класса от 2500 до 6500 м) поставляли ежегодно по 300 установок каждый [16], то в некоторые годы 1-го этапа потребность нефтяников для двух заводов едва превышала десяток установок.  
Несмотря на проводимую работу по оптимизации создания мощ­ностей для выпуска однотипной продукции (с превышением потребности не выше 15-20%), по отдельным её видам выпуск превышал потребность в 3 - 4 раза и, зачастую, производством были заняты от 5 до 7 пред­приятий. На дисбаланс влияли многочисленные коммерческие структуры, которые без проведения должного маркетинга рынка оборудования, ориентировали производителей на его выпуск без учёта существующих Программ. Необходимо также учитывать, что значительную долю потребности в технике покрывали и 46 оставшихся в нефтяном комплексе отраслевых заводов, к которым добавились созданные совместные с нефтяниками предприятия и акционерные общества в виде СП и АО.Можно констатировать, что в 1995 году рынок оборудова­ния, практически, удовлетворял потребность отрасли в основных его видах российскими заводами, что позволило снизить закупки по импорту. Определённую роль внесли в это созданные в это время Союз производителей нефтегазового оборудования и ОАО «Корпорация «Компомаш».
Оценивая же состояние конкурентоспособности поступающей на рынок продукции, можно определить его как прошедшее начальный этап на пути создания оборудования мирового уровня. Некоторые заводы серти­фицировали свои производства на соответствие требованиям международных стандартов: Воронежский механический завод (фон­танная арматура), Ижнефтемаш (штанговые глу­бинные насосы типа ШГН), Уралтрансмаш (стан­ки-качалки),  Очерский машиностроитель­ный завод (насосные штанги), Камеронволгомаш (шаровые краны для газонефтепроводов) и др.  Воронежский механический завод и ОАО "Спец­маш" (С-Петербург) за освоение выпуска нефтегазового оборудо­вания получили государственные премии.
Ряд заводов, такие как Кунгурский маши­ностроительный завод и ОАО «Спецмаш" (агрегаты для ремонта сква­жин), ОАО "Воткинский завод" (фонтанная арматура), ЗАО «Инман» (Башкортостан (агрегаты с гидроманипуля­торами типа "Фискарс" для работ  на промыслах,Пермская компания нефтяного машино­строения» (насос

В избранное