Нефтегазовое оборудование и нефтесервисные услуги Выпуск от 5/6/2014
5 июня 2014 г.
Новости Союза производителей нефтегазового оборудования
Стенографический отчёт о заседании Комиссии при Президенте по вопросам
стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической
безопасности
Стенографический отчёт о заседании Комиссии
при Президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического
комплекса и экологической безопасности
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами проводим
очередное заседание нашей Комиссии по ТЭКу, рассмотрим вопросы, связанные с
увеличением потенциала отечественного топливно-энергетического комплекса с
учётом развития ситуации и в нашей экономике, и в мировой экономике.
Все последние годы
наши компании обеспечивали рост добычи углеводородов, разработку новых
месторождений; совершенствуется нефте- и газотранспортная инфраструктура.
С учётом кризисных явлений на мировых рынках и сопутствующей волатильности
наша задача – формировать условия гарантированного роста экономики
страны, в том числе с учётом потенциала ТЭКа, и прежде всего, конечно (мы
об этом много раз говорили), необходимо обратить внимание на регионы
Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также обеспечить выход наших
компаний на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Потенциал
проектов нашего ТЭКа является ключевым условием реализации этой задачи.
В силу наличия платёжеспособного спроса именно топливно-энергетический
комплекс должен стать основой для обеспечения мультипликативного эффекта
за счёт своего так называемого якорного заказа оборудования, услуг,
технологий, локализации производства.
Импортозамещение – это не панацея от всех проблем, но всё-таки мы с
вами понимаем, что это может позволить и должно нам позволить обеспечить
надёжность реализации многих проектов.
Разумеется, мы не намерены и не будем
отказываться от импортных поставок, от работы с нашими надёжными
партнёрами, от сотрудничества по всему миру.
Важно, чтобы на корпоративном уровне исполнение контрактов было
гарантировано в долгосрочном периоде.
Безусловно, наращивание долей локализации и
участие российских компаний в производстве оборудования и оказании услуг
заслуживают поддержки и будут поддержаны.
Надо активнее создавать условия для производства лучших образцов техники и
оборудования мирового уровня на нашей территории, на территории России, в
том числе за счёт налогового стимулирования и других мер поддержки.
Словом, обращаюсь
к Правительству с просьбой подготовить план конкретных мероприятий по
локализации производства на базе инвестпрограмм компаний ТЭКа.
Надо расширять ресурсную базу нефте- и газодобычи в Сибири, на Дальнем
Востоке.
От освоения новых месторождений во многом будет зависеть и насыщение
нашего внутреннего рынка, и увеличение объёмов экспорта в страны АТЭР с
растущим спросом.
Далее.
Мы давно проводим работу по диверсификации маршрутов поставок
энергоресурсов и добились здесь заметных результатов.
Яркое свидетельство тому – договорённости, достигнутые в ходе
недавних российско-китайских переговоров.
Таким образом, наша приоритетная задача – обеспечить соответствующей
инфраструктурой стратегический выход ТЭКа в восточном направлении,
обеспечивающим экспорт страны в Азиатско-Тихоокеанский регион. Можно,
конечно, и нужно подумать над этим, нужно подумать… Где у нас
«Газпром»? Здесь.
Думаю, что «Газпром» как раз возражать против этого не будет.
Но Правительство и Минфин должны будут подумать над возможностью
докапитализации «Газпрома» на объём стоимости строительства
новой инфраструктуры.
Здесь есть разные возможности, в том числе привлечение ресурсов и в том
числе ресурсов наших партнёров по данным проектам.
Мы договорились и о получении предоплаты, аванса.
Но можно пойти и
по пути докапитализации, тем более что в современном мире это бесконечное
наращивание золотовалютных резервов тоже несёт в себе определённые риски.
Но, во всяком случае, об этом можно подумать, имея в виду, что контракты,
о которых мы говорим, и, во всяком случае, контракт является долгосрочным
и уже точно абсолютно окупаемым.
Это уже никуда не денется.
Подобная практика позволила бы нам закрепиться в качестве надёжных,
перспективных поставщиков энергоресурсов на самых ёмких и быстрорастущих
рынках мира.
Вторым пунктом повестки дня является обсуждение принципов
ценообразования на внутреннем рынке газа.
Вопрос важный.
Мы неоднократно к нему обращались, многократно говорили.
Во всяком случае, представители других отраслей экономики говорили о том,
что в некоторых странах уже вопрос ценообразования на первичный
энергоресурс там ставит экономику этих стран в гораздо более выгодное
положение, чем реальный сектор экономики у нас.
И на это, конечно, мы должны обращать внимание, не проходить мимо.
Вопрос крайне важный, и не случайно проработать его мы договорились ещё на
первом заседании нашей Комиссии.
Со своей стороны хотел бы отметить, газовая
отрасль, безусловно, является одной из системообразующих: газ –
источник сырья для очень многих отраслей.
И цена газа влияет и на условия работы экономики в целом, и на конечную
стоимость почти всех товаров и услуг, тем самым является значимым фактором
социально-экономического развития страны.
Россия входит в число лидеров по производству
газа.
В последние годы наш рынок газа динамично развивается, расширяется
газотранспортная система, вводятся новые мощности по переработке, в том
числе и попутного нефтяного газа.
Огромные запасы газа – наше очевидное достояние и конкурентное
преимущество.
Принципиально важно, чтобы ценообразование на газ было прозрачным,
экономически обоснованным, исключающим ненужных посредников, а объёмы
гарантированно доступными для всех потребителей, включая физических
потребителей, граждан.
Одновременно цена на газ должна стимулировать
в необходимом объёме модернизацию и развитие самой газовой отрасли,
добывающих производств и газопроводящей системы.
В добыче конкурентные условия уже практически созданы, активно работают
независимые производители.
И, конечно, нужно добиваться снижения затрат при транспортировке и
хранении газа.
Конечно, в условиях монополии на транспорт газа здесь нужно
посмотреть на то, как это всё функционирует.
И нужно согласиться, наверное, с тем, что это, мягко говоря, всё-таки не
обычный бизнес, если это бизнес, то это всё-таки не классический бизнес, и
на это тоже нужно внимательно посмотреть.
Формирование конечной цены для потребителей,
доля их довольно существенна.
Наши внутренние потребители, конечно, не должны субсидировать
транспортировку газа на экспорт.
Нужно на это тоже внимательно посмотреть, подумать.
Нужно вести дело к тому, чтобы на внутреннем рынке действовал единый
газотранспортный тариф для всех пользователей единой системы
газоснабжения, включая и саму группу собственника, то есть сам
«Газпром».
Если мы исходим из того, что у нас должна быть рыночная среда, то главный
производитель не должен злоупотреблять своим монопольным положением на
рынке транспорта, не должен злоупотреблять тем, что он является
одновременно и собственником газопроводной системы.
Не менее важно
обеспечить гарантированный доступ к магистральным газопроводам по
долгосрочным контрактам всех производителей.
Мы уже много-много раз на этот счёт говорили: «Газпром»
требует от своих иностранных партнёров именно такой работы, но внутри
страны далеко не всегда выстраивает работу на этих принципах со своими
партнёрами, внутри России.
Предстоит продолжить работу по развитию
биржевой торговли газом.
При этом купленный на бирже фьючерс на газ должен быть гарантированно
обеспечен транспортом до потребителя в приоритетном порядке.
В этой связи необходимо разработать концепцию развития внутреннего рынка
газа, которая отражала бы все аспекты и факторы, влияющие на
ценообразование как в текущей, так и в долгосрочной перспективах, в том
числе учитывала процессы углублённой интеграции, договорённости с нашими
партнёрами по Евразийскому экономическому союзу.
Уверен, грамотная
и долгосрочная газовая политика позволит нам создать новые стимулы для
расширения использования газа на внутреннем рынке, продолжения газификации
регионов, которая кардинально меняет качество жизни граждан России.
Следует
внимательно следить за тем, что происходит в области технологической
безопасности.
Нужно уделять этому необходимое внимание и, безусловно, обеспечить
технологическую безопасность газотранспортной инфраструктуры.
Новый документ должен учитывать и сегодняшние реалии, прежде всего
связанные с развитием газотранспортной системы Восточной Сибири и на
Дальнем Востоке.
Уже отмечал, что в связи с заключением долгосрочного газового
контракта с Китайской Народной Республикой она будет, эта газотранспортная
система, безусловно, расширяться.
Разумеется, это потребует серьёзных вложений.
Но результат, как мы с вами понимаем, того стоит.
Новые мощности не только заметно будут укреплять наши позиции на рынках
стран АТР.
Крайне важно, что они должны нам помочь газифицировать регионы Восточной
Сибири и Дальнего Востока, должны придать мощный импульс развитию этих
территорий.
С решением этой задачи во многом связан и третий вопрос нашей
повестки, а именно, о реализации первых крупных инвестпроектов в Восточной
Сибири и Дальневосточном федеральном округе.
Мы рассмотрим сегодня пилотные проекты компании «Роснефть» в
этом регионе.
«Роснефть» давно работает на востоке нашей страны.
Объём инвестиций компании в энергетические проекты в 2013 году составил
около 160 миллиардов рублей.
До 2020 года объём инвестиций по проектам компании составит кругленькую
сумму в 1,5 триллиона рублей.