Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 27 июля


27 июля 2012 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Участники нефтесервисного рынка занимаются призывами

Резолюция по итогам заседания Круглого стола по вопросу О состоянии и развитии российского нефтесервиса в условиях членства России в ВТО (Проект)

Участники заседания отмечают, что вступление России в ВТО будет способствовать более успешной интеграции России в мировую экономику.

Снятие многочисленных барьеров для российских товаров на внешних рынках обеспечит части российских компаний возможность успешной конкуренции, послужит укреплению сотрудничества с зарубежными партнёрами.

Вместе с этим ряд отечественных отраслей может быть вытеснен более конкурентоспособными производителями товаров и услуг. Многие экономисты, аналитики и бизнесмены настаивают, что вступление приведёт к значительным потерям.

Риски вступления в ВТО находят своё отражение и в ситуации с российским рынком нефтесервисных услуг, который сегодня оценивается на уровне 20‒25 млрд долларов и имеет потенциал значительного роста.

Отечественные производители нефтегазового оборудования способны оказывать большой перечень услуг нефтегазовым компаниям. В то же время нефтегазовые компании заключают договора по низким ценам, как правило, с компаниями, имеющими низкий уровень инженерного обеспечения. Индекс роста стоимости услуг остаётся ниже уровня инфляции. Рентабельность нефтесервисных компаний значительно ниже рентабельности заказчика, что в итоге снижает уровень инжиниринга. Отсутствие практики долгосрочных контрактов не позволяет российским сервисным компаниям вести инвестиционную политику, и это в условиях, когда предстоит массовое списание устаревшего парка буровых установок.

На этом фоне, несмотря на ещё существующие барьеры, по экспертным оценкам более 65% объёма работ выполняют зарубежные компании. За последние 10 лет доля западных компаний на нефтесервисном рынке увеличилась в 6 раз, объёмы российских компаний упали в 2,5 раза. Отечественные предприятия отказываются от собственных разработок и переходят на использование импортного оборудования.

С фактическим членством России в ВТО ситуация приобретает ещё более острый характер для российских нефтесервисных компаний и связанных с ними машиностроительных и других предприятий. Отмена многих барьеров позволяет иностранным участникам более активно входить в российский рынок и сокращать возможности отечественных компаний. В итоге это приведёт к усложнению социальной обстановки в тех регионах, где значительная часть рабочих мест связана с машиностроением и нефтесервисом.

В отличие от России зарубежный опыт показывает примеры существенной поддержки собственного нефтесервиса государствами-членами ВТО.

Сложившаяся ситуация требует принятия мер, которые позволили бы уменьшить рост влияния иностранных компаний на нефтесервисном рынке России, активизировать сектор обрабатывающей промышленности, ориентированный на нефтесервис, модернизировать значительную часть производств, решить вопросы импортозамещения.

Участники Круглого стола считают, что защита отечественного производителя, в том числе производителя специальной техники и оборудования для нефтесервиса, должна быть предусмотрена законодательством, налоговыми, таможенными и финансовыми преференциями, ужесточением со стороны государства контроля за выполнением договорных обязательств.

Для этого представляется необходимым на уровне Правительства РФ рассмотреть вопросы:

- развития рынка нефтесервисных услуг в России в условиях ВТО;

- создать финансовые возможности развития отечественных нефтесервисных компаний и их равной конкуренции с зарубежными компаниями в условиях членства России в ВТО;

- поощрять российские компании для успешной технологической конкуренции российского нефтесервиса с зарубежным;

- содействовать модернизации российского машиностроения для нефтегазовой промышленности в условиях ВТО;

- принять меры к локализации в стране производства высокотехнологической машиностроительной продукции для нефтесервиса;

- Минэнерго РФ, Минпромторгу РФ, Минэкономразвития РФ разработать предложения в законодательство и другие меры, направленные на создание условий для развития отечественного ‒ прежде всего наукоемкого ‒ нефтесервиса. Увеличить государственное финансирование фундаментальных и прикладных работ, связанных с изучением особенностей извлечения тяжелых и сложных по составу и условиям залегания углеводородов, а также создания новых отечественных технологий и видов оборудования. Создать условия для неуклонного роста доли закупок российскими добывающими компаниями продукции отечественных производителей: до 70% для добычи и транспортировки на суше и 50% ‒ на шельфе;

- Министерству энергетики РФ и Минпромторгу РФ разработать предложения по укреплению взаимодействия добывающих, нефтесервисных и машиностроительных компаний в модернизации технологического оборудования и производства работ. Для этого ввести в практику рассмотрение программ развития на 3‒5 лет основных компаний нефтегазового комплекса, обеспечивая при этом открытую и полную ясность всех позиций для потенциальных подрядчиков, что позволит перейти от разовых контрактов к перспективному планированию совместной работы, формированию устойчивых договорных параметров;

- Минэкономразвития РФ и Минфину РФ провести работу по повышению инвестиционной привлекательности машиностроительных и сервисных предприятий;

- Минфину РФ, Минпромторгу РФ разработать предложения по внесению в федеральное законодательство мер финансовой и налоговой поддержки сервисных и машиностроительных предприятий, созданию условий по выходу российского сервисного сектора на зарубежные рынки;

- Минприроды РФ подготовить предложения по расширению прав субъектов Федерации по реализации конституционного принципа совместного ведения при предоставлении прав пользования участками недр, реализация которых создаст условия для развития малого и среднего предпринимательства в нефтегазовом комплексе;

- компаниям нефтегазового комплекса учитывать в своих инвестиционных программах необходимость обновления нефтесервисного оборудования;

- для кредитования нефтяных компаний предусмотреть использование части средств, направленных на поддержку банковской системы, деятельность различных фондов с государственным участием;

- предоставить малым и средним нефтяным компаниям возможность работать с фондом простаивающих скважин в льготном режиме, вплоть до полного освобождения от налогов. Привлечь к организации этой работы администрации субъектов Российской Федерации;

- поставить перед нефтяными компаниями задачу минимизировать расходы на непрофильные активы, а в оптимальном варианте обязать их освободиться от всех непрофильных активов в возможно кратчайшие сроки независимо от рыночной конъюнктуры;

- рассмотреть вопрос о создании национальной сервисной компании, которая могла бы успешно конкурировать на рынке сервисных услуг в нефтяной промышленности с крупнейшими высокотехнологичными иностранными компаниями.

------------------------------

Эксперты отмечают, что механизмов реализации перечисленных призывов пока не выработано и скорее всего ничего опять не будет реализовано.


Выскажите свое мнение


В избранное