Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новос


19 августа 2011 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Михаил Струпинский: Мы не просто поставляем электрообогрев и теплоизоляцию

На вопросы корреспондента Prom-oil отвечает руководитель Группы компаний «Специальные системы и технологии» (Москва) Михаил Струпинский

- Михаил Леонидович, у вашей компании в этом году юбилей?

- Да, компании исполняется 20 лет. Фактически сегодня «ССТ» представляет собой группу компаний, в которую входят пять предприятий в Москве и более двадцати дочерних компаний во всех крупнейших городах-миллионниках Российской Федерации, на Украине, в Белоруссии и в Казахстане.

- 20 лет – юбилей, когда можно подвести итоги и строить оптимистические планы на будущее. Что можете отметить из итогов?

- Я могу отметить только то, что за последние десять лет компания выросла в размерах больше, чем в 10 раз. Я имею ввиду, в размерах, в оборотах, в объемах производимой продукции. Мы вышли на европейский рынок. Мы поставляем продукцию в 22 страны мира. Поставляем официально, в больших количествах, постоянно идут отгрузки за рубеж. Помимо стран ближнего зарубежья, наша продукция поставляется во Францию, Англию, Германию, Грецию. Особенно много мы поставляем в Германию, а оттуда наша продукция поступает в другие европейские страны. Мы – одна из немногих российских компаний, которая не покупает в Китае, а продает там свою продукцию. Мы вышли на китайский рынок и продаем там свою продукцию, адаптированную специально для китайских потребителей.

- Какая ваша продукция представлена на выставке и есть ли новинки?

- На выставке Группу компаний «ССТ» представляет предприятие, которое полностью сконцентрировано на проектном бизнесе – инжиниринговая компания «ССТэнергомонтаж». Эта компания предлагает комплексные инжиниринговые решения в области систем промышленного электрообогрева и теплоизоляции. Наверняка Вы знаете, что на промышленном, и особенно на нефтегазовом рынке ценится не только продукт, но и его сопровождение. Насколько поддержаны гарантии, предпродажный сервис, постпродажный сервис. Около четырех лет назад мы приняли решение создать компанию, в которой были бы сконцентрированы все виды услуг. В структуре этой компании работает большой проектный центр, крупное монтажное подразделение, группа специалистов, которая полностью отвечает за продукт от начала до конца. Направление нашей деятельности -  системы  промышленного электрообогрева. С одной стороны, это сервисная, поддерживающая часть оборудования нефтегазового комплекса, а с другой стороны, часто критическая, из-за выхода из строя электрообогрева. Из-за его негодной работы может остановиться очень крупная, дорогостоящая установка, трубопровод и т.д.

Мы работаем на рынке 20 лет и являемся подрядчиком почти всех крупнейших компаний, которые присутствуют на рынке. У нас больше 10 000 референсов по всей отрасли, мы работаем и поставляем свою продукцию во всех регионах - от Дальнего Востока до Крайнего Севера. Мы накопили значительный опыт оказания услуг и работ на крупнейших объектах.

Из новинок, которые мы представляем на выставке, - большая программа по теплоизоляции под новым брендом InWarm. Мы анонсировали его в прошлом году, а в этом представили продукцию на выставке. Мы представляем комплекс теплоизоляции для промышленных трубопроводов со всеми необходимыми аксессуарами, замками. Теплоизоляция, адаптированная для нужд промышленности, с необходимыми свойствами, маслобензостойкостью, морозостойкостью, возможностью монтажа при низких температурах. Это не начало продукта, а его развитие. Продукт активно используется, в том числе и на нескольких крупных проектах.

Какие преимущества получает заказчик? Мы не просто поставляем электрообогрев и теплоизоляцию. Это две программы, которые, сливаясь вместе у одного подрядчика, дают потребителю новое качество, возможность снизить свои затраты и на электрообогрев и на теплоизоляцию, снизить эксплуатационные затраты. Если проектирование теплоизоляции и электрообогрева велось совместно, мы можем снизить эксплуатационные затраты, уменьшить мощность электрообогрева. Заказчик получает новое качество.

- Какова ваша доля на рынке? Есть же конкурентные компании?

- Конечно есть. Мы рассматриваем ситуацию как абсолютно здоровую. Конкуренция всегда подстегивала нас. 20 лет назад мы были компанией, которая состояла из двух пустых письменных столов и одного взятого в аренду компьютера с тремя или четырьмя работниками. Сегодня «ССТ», как я уже говорил, - это 5 компаний в Москве и 21 компания в регионах, больше тысячи работающих в Москве и Подмосковье, и около тысячи человек работающих по всему миру. То есть около 2000 человек. По крайней мере, бизнес уже немалый.

Безусловно, и наша роль на рынке адекватна. Мы – одно из рынкообразующих предприятий, если не рынкообразующее. По разным оценкам наша доля колеблется от 40 до 48 %. Оценить трудно, потому что отсутствуют обзоры рынка, серьезные подходы к анализу рынка. Мы решили восполнить этот пробел, и с этого года начали выпускать аналитический научно-технический журнал «Промышленный электрообогрев и электроотопление». Это не журнал компании, как часто бывает, не корпоративный журнал, мы хотели бы это подчеркнуть. Выходит уже третий номер журнала. Если Вы возьмете его в руки и изучите контент, Вы увидите статьи совершенно разных предприятий и организаций, и не только о  кабельном электрообогреве. Мы публикуем научные исследования, практические кейсы и рекомендации специалистов. Очень солидные компании уже обратили внимание на журнал. Мы планируем и дальше развивать этот проект.

- Какую долю занимает теплоизоляция в обороте Группы компаний?

- Я бы посмотрел на заданный вами вопрос под другим углом. Корректней будет оценить долю, которую занимает в общем обороте работа в промышленности. В этом сегменте очень много сервиса, монтажных работ, расчетов, проектирования – их надо добавить туда же. Все продукты, включая сервисные, для промышленности, прежде всего, нефти и газа, в обороте Группы компаний составляют около 40-45 %. Бизнес для нас значимый, мы уделяем ему внимание, развиваем его. Мы купили еще один завод для расширения производства. Мы расширяемся каждый год. В прошлом году, несмотря на посткризисное состояние, мы увеличили объемы промышленного производства на 30-35 %.

- Как вы пережили кризис? Он повлиял на деятельность компании или прошел легко?

- Кризис оздоровил компанию. Я думаю, что для любого нормального живого бизнеса кризис – всегда вызов, а не предсмертное состояние. То есть, надо что-то менять в структуре, продуктах. Мы точно так же к нему отнеслись и, благодаря тому, что перед кризисом мы начали программу выхода на международные рынки, мы, как ни странно, прожили кризис неплохо. В самый кризисный 2009 год, мы увеличили объемы на 10 %. Я думаю, это показатель. Да, обычно наш рост 30-35 % в год, а тогда мы увеличились всего на 10 %. Но я считаю, при том, что общий спад составлял 40-50%, а в тяжелой промышленности до 60 %, наш рост на 10 % был уникальным явлением. Мы изменили и многое оздоровили в отношениях с заказчиками. Предложили им более дружественные, интересные условия работы.

Я считаю, кризис нам пошел на пользу, мы оздоровили бизнес.

- Можете назвать ваших заказчиков в России? Или вы работаете со всеми без исключения нефтегазовыми компаниями?

- Я думаю, сегодня почти со всеми без исключения. Мы поставляем наше оборудование для всех крупнейших компаний: «Роснефть», «Транснефть», многочисленные подразделения «ЛУКОЙЛа», уже много лет по ряду наименований продукции являемся основным поставщиком «Газпрома». Мы участвовали во всех ключевых стратегических проектах «Газпрома». Я не хочу выделять только китов бизнеса, крупнейшие компании. Существуют многочисленные подразделения: от нефтяной базы где-нибудь под Ростовом до крупнейшего нефтеперегонного завода, масса инжиниринговых компаний, новых, средних, старых. Мы работаем почти со всеми компаниями сектора.

- С НПЗ вы тоже работаете?

- Да. Почти со всеми российскими НПЗ у нас были или идут совместные проекты. Есть очень крупные проекты, связанные с реконструкцией ряда НПЗ.

- Кстати, о перевооружении. Почти все российские НПЗ нуждаются в перевооружении, реконструкции. Как вы участвуете в таких проектах?

- Нашим заказчиком может быть либо сам НПЗ, либо структурное подразделение НПЗ, которое занимается обслуживанием оборудования. Иногда инжиниринговые компании, которые активно и много работают с НПЗ. То есть клиентом может быть предприятие, которое обслуживает НПЗ. Часто крупные проекты ведут крупные международные инжиниринговые компании. Мы участвуем в проектах совершенно естественно. Мы заранее участвуем в проектировании. Большую пользу, прежде всего для заказчика, приносит то, что у нас есть крупное проектное подразделение, сосредоточенное, в первую очередь, на вопросах электрообогрева.

Во всех крупных проектных институтах есть электроотделы или электротехнические отделы. Не всегда там бывает достаточное количество людей, знакомых с системами электрообогрева. Как правило, один-два человека. Мы активно работаем и всем им помогаем. Но в стране отсутствует подразделение, которое может реализовать крупный проект, связанный с электрообогревом сотен километров трубопровода. У ССТ есть инструмент, у нас крупное проектное бюро – 35 человек с возможностью расширения до 45. Расширение – 10-15 человек, объединенных в две или три бригады, которых мы подключаем в зависимости от наличия объемов. Поэтому мы реализовали все проектирование для ВСТО. Отсутствовала организация, которая могла бы штатно его выполнить. И мы на подряде организовали все, спроектировали систему электрообогрева для ВСТО. Достаточно сказать, что документацию возили грузовиками. Все на высоком уровне, с сертификатами, на современной проектной базе в AutoCAD.

- В вашей компании идут научные разработки?

- Мы очень большое внимание уделяем R&D, то есть новым разработкам. В компании отдел так и называется: отдел развития. Для новых разработок у нас создана целая структура. Каждый год мы выпускаем на рынок десятки новых продуктов. Иногда это модификация имеющихся продуктов, иногда - серьезные изменения в соответствии с новыми задачами,  часто – абсолютно новые для рынка продукты. Такие программы у нас есть и в этом году.

В сегменте систем электрообогрева для бытового применения мы также производим и разрабатываем целый ряд изделий. Вы знаете, что остальная часть бизнеса у нас связана с производством продуктов для розничного потребителя. Мы каждый год выпускаем новые изделия. Мы тратим до трех, иногда до пяти процентов своего дохода на новые разработки.

- Такая деятельность ведется на базе вашей компании. А с какими-то научными институтами вы сотрудничаете?

- Да, конечно. Внутри компании создан мощный научный центр, потому что сотрудничество с тем или иным учреждением не дает эффекта. А сотрудничество, когда есть своя мощная база, когда можешь правильно сформулировать задачу для научного или образовательного учреждения, более эффективно. Мы много сотрудничаем с МЭИ, с заводом имени В.И. Козлова в Минске. Работаем с большим количеством других научных организаций. Сотрудничество это многолетнее и двустороннее. У нас находят работу выпускники МЭИ. Технический директор нашей компании, достаточно молодой человек – бывший выпускник МЭИ, он готовил у нас диплом, потом пришел на работу, и вот в компании он уже дорос до технического директора. Это показатель.

- Вы предвосхитили мой вопрос по поводу кадров. У вас много молодых сотрудников?

- Да. Мы считаем, что компания может по-настоящему считаться живой, только если есть приток молодых, активных, жаждущих людей, и слой опытных, знающих руководителей, которые в состоянии молодых людей научить тому, что знают они, а те двинут ситуацию дальше. Компания размером 1000 человек не может жить без притока свежих кадров. Я могу сказать однозначно, что каждый год мы берем до десятка, а то и до полутора десятков выпускников ВУЗа. Ведем работу заранее, они приходят к нам на курсовые работы на четвертом, пятом курсах, делают в нашей компании дипломы. Уже не только технический директор, а целый ряд ключевых должностей занят недавними выпускниками МЭИ.

МЭИ для нас ключевой ВУЗ, хотя сотрудничество с другими – вопрос открытый, мы готовы.

- Хотела бы более подробно поговорить про экспорт. Вы назвали страны, куда вы экспортируете продукцию. Но хотелось бы понять более конкретно, теплоизоляцию или нагревательные элементы. И в какие страны.

- Теплоизоляция – локализованный российский проект. Мы не планируем поставлять изоляцию в какие-то страны. Возможно, в Украину, Белоруссию и Казахстан. Их мы рассматриваем, как страны ближнего зарубежья и не считаем проект сильно заграничным. Хотя своя специфика есть.

Зарубежные проекты у нас делятся на две части: проекты в области ритейл-бизнеса и проекты в области промышленности. Мы участвовали в целом ряде международных проектов. Мы выполнили два проекта по системам электрообогрева на основе СКИН-эффекта в Южной Корее. Мы участвовали и участвуем на сегодняшний день в ряде крупных проектов по промышленному бизнесу в Китае. Там речь идет о нашей базовой продукции – нагревательных кабелях промышленного назначения и термостатах. В страны Европы мы поставляем продукцию ритейл сектора: теплые полы, кабели для систем антиобледенения, то есть, «легкую промышленность».

- Вы планируете поставлять за рубеж промышленную продукцию?

- Конечно, планируем. Но надо отдавать должное тому, что Европа – это сложившаяся и развитая система государств. Европа как ухоженный сад. Мы не считаем рынок промышленного обогрева в Европе, во-первых, значимым, во-вторых, ключевым. Вы сами знаете, нефти там нет. Там может быть только нефтепереработка. Нефтепереработке уже от 20 до 40 лет. Все нефтеперегонные заводы обустроены по последнему слову техники. Есть прекрасные инжиниринговые компании, которые их обустраивали. Там нет крупных программ переоснащения. Мы трезво смотрим на ситуацию.

С точки зрения промышленности для нас представляют интерес другие регионы – Китай, Ближний Восток, Дальний Восток, та же Корея, Средний Восток. Именно там сегодня происходит развитие и строительство новых трубопроводов, строительство перекачивающих станций. Там идет реальное развитие.

Ответственность в области другой продукции, такой, как теплые полы, не меньше, чем в области промышленности. Более того, там, как и у нас, есть законы о защите прав потребителей, есть многочисленные регуляционные органы. Продавать свою продукцию в такой стране, как Франция, непросто. Германия и Франция на сегодня наши крупнейшие западные потребители. В остальные страны мы тоже поставляем много, но во Францию и Германию – 60-65% объема. Во Франции очень сложная система внутренней сертификации. Даже понять ее непросто, а уж пройти тем более. Нас посещали представители всех сертификационных органов. Компания проходит проверки на качество менеджмента и качество продукции каждую неделю.

- Обычно компании лицензируются, у них есть ISO. У вас есть все сертификаты?

- Конечно. Первый сертификат ISO 9001-2000 был нами получен в 2004 году. Я бы сказал, мы уже старые в этом вопросе. Сегодня компания была проверена всеми присутствующими в стране системами сертификации, включая системы внутренней сертификации таких компаний, как «Газпром», «Транснефть». У этих корпораций свои системы сертификации. Сегодня мы имеем все возможные сертификаты на продукцию. Естественно, на взрывозащищенность, на все условия применения. Ряд продукции был специально разработан для «Газпрома» для соответствия его нуждам.

- По поводу взаимодействия с нефтегазовыми компаниями вы только что сказали, что разрабатывали продукцию специально для «Газпрома». Как вы получаете обратную связь? С помощью сервиса?

- Во-первых, мы следим за объектами, которые мы делаем. Мы работаем с персоналом, обслуживающим предприятия. Любая информация, приходящая с объекта, значима для нас. У нас есть целое специальное подразделение, служба сервиса, которая отслеживает вопросы эксплуатации наших приборов и систем даже после того, как закончились гарантийные сроки.

Во-вторых, мы работаем с техническими директорами. В каждой крупной или средней компании есть технические директора, есть технический персонал, который формирует техническую политику компании. За 20 лет установились прочные долговременные отношения, связи между научно-техническим персоналом нашей компании и представителями других компаний. Мы встречаемся, мы разговариваем. Представители нашей компании выступают на семинарах. У них есть возможность и пообщаться с нами, и опубликовать свое мнение о жизни отрасли, как в журнале, так и на наших внутренних совещаниях.

Так что связи многогранные, и мы уделяем им очень большое внимание.

- Хотелось бы вернуться к вашим планам на ближайшие 3-5 лет. Какие у вас планы по развитию компании?

- Прежде всего, в планах сделать компанию более эффективной. Сделать это можно только одним способом: еще больше повысить качество персонала, качество обслуживания, качество продуктов, которые мы предлагаем клиенту, улучшить качество сервиса, предлагаемого для клиентов в области промышленности. Предлагать новые и новые продукты на рынок. Оставаться одним из лидеров рынка, каким мы являемся сегодня.

- Вы рассматриваете диверсификацию?

- Если вы обратите внимание на структуру компании, то вы увидите, что как минимум каждый год открывается одно-два новых направления. В прошлом году мы организовали предприятие, которое лежит немного в стороне от прямой темы нашего разговора. Оно называется «Электросистемы и технологии», и является генеральным представителем группы HAGER в России. Оно сосредоточено на дистрибуции всей низковольтной электроаппаратуры HAGER на территории России и Казахстана. Крупное предприятие, сформировавшееся, со своей структурой. Тоже часть группы компаний. Крупный прошлогодний проект.

В этом году таким проектом является развитие проекта по теплоизоляции. На следующий год мы тоже будем готовить одно-два крупных решения. Как я уже говорил, задел уже состоялся, мы только что закончили сделку по покупке завода в Подмосковье. Будем его переоснащать, развивать объемы. Для нас это серьезное развитие.

- Завод будет заниматься теплоизоляцией?

- Нет. Завод будет полностью занят производством кабелей специального назначения для промышленности, в том числе, нагревательных кабелей и целого ряда других кабелей. Это будет крупный кабельный завод.

- Будет перевооружение завода?

- Да, безусловно, и оно уже активно идет. Мы закрыли сделку по покупке завода, приняли и начали реализовывать инвестиционную программу по его переоснащению. Будут созданы новые рабочие места. Для нашей отрасли это мощный инвестиционный проект.

- Какова будет мощность завода?

- Производственные площади сегодняшнего завода «ССТ» составляют порядка 12 000 кв.м., с офисными площадями 14 000 кв.м. Мы купили завод площадью 13 500 кв.м. Фактически мы планируем удвоить свои производственные мощности.

- Сколько продукции планируется производить на заводе?

- Мы видим потребность рынков, на которых мы работаем. Потенциал роста до 30-40 %. Одной из причин покупки была необходимость системного стратегического расширения. Площади, на которых мы работаем сегодня, уже были лимитированы. Все, что можно было, мы использовали. За пять месяцев мы зафиксировали рост 25-40 % в различных секторах рынка. Вы сами знаете, что первые пять месяцев – не лучшее время, не самое развитие сезона. Для нашего сектора промышленности сезон – лето, осень, зима. Я бы даже сказал, больше смещено к осени и зиме.

Мы видим серьезный потенциал для роста на рынке, и предпринимаем действия. На сегодня по тем объемам, которые мы производим, мы – крупнейший европейский производитель. В Америке есть производители такого же размера, сопоставимого, но в Европе мы крупнейший производитель нагревательных кабелей в целом.

- Вы выдерживаете зарубежную конкуренцию?

- Четыре года назад мы приняли программу продвижения на европейские рынки. Результаты реализации этой программы таковы: в некоторые периоды года объем продаваемой в Западной Европе продукции достигает до 25% от общего объема продаж.  Для российского предприятия, согласитесь, это неплохой результат.

Беседовала Елена Яриловец



Выскажите свое мнение


В избранное