Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 27 мая 2010 г.


27 мая 2010 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Нефтегазовые компании через лицензионные соглашения хотят обязать использовать оборудование отечественного производства

Заместитель председателя правительства, председатель правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы под председательством Игорь Сечин на очередном заседании поручил министрам, совместно с ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефть" подготовить программу перспективного лицензирования недр континентального шельфа с обязательным требованием размещения заказов на российских предприятиях. В дальнейшем такие обременения могут быть введены и для лицензий на суше. Предложения об использовании механизма лицензионных соглашений для ориентации недропользователей на возможности российской промышленности вносил Союз производителей нефтегазового оборудования.

 

 

Справка

Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы является координационным органом, образованным для обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в целях создания условий для устойчивого развития и функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса, энергоснабжения, энергосбережения, удовлетворения потребностей в энергетических и минерально-сырьевых ресурсах. 

Основными задачами Комиссии являются обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, а также по подготовке мер, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В компетенцию комиссии также входит разработка основных направлений совершенствования правового регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса, рационального использования недр, их охраны и другие задачи в этой сфере.

Состав Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы
(в ред. распоряжений Правительства РФ от 17 октября 2009 г. 1539-р)
 

Сечин И.И. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (председатель Комиссии)

Шматко С.И. - Министр энергетики Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

Алекперов В.Ю. - президент открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» (по согласованию)

Бельянинов А.Ю. - руководитель ФТС России

Богданов В.Л. - генеральный директор открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» (по согласованию)

Богданчиков С.М. - президент открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» (по согласованию)

Бударгин О.М. - временно исполняющий обязанности председателя правления открытого акционерного общества «ФСК ЕЭС» (по согласованию)

Воскресенский С.С. - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Голомолзин А.Н. - заместитель руководителя ФАС России

Дюков А.В. - президент открытого акционерного общества «Газпром нефть» (по согласованию)

Комарова Н.В. - губернатор ХМАО (по согласованию)

Ковальчук Б.Ю. - заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Кудряшов С.И. - заместитель Министра энергетики Российской Федерации

Кутьин Н.Г. - руководитель Ростехнадзора

Левитин И.Е. - Министр транспорта Российской Федерации

Ледовских А.А. - руководитель Роснедр

Липатов Ю.А. - председатель Комитета Государственной Думы по энергетике (по согласованию)

Макаров И.В. - председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазовая компания «Итера» (по согласованию)

Маслов С.В. - президент закрытого акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (по согласованию)

Миллер А.Б. - председатель правления открытого акционерного общества «Газпром» (по согласованию)

Михельсон Л.В. - председатель правления открытого акционерного общества «НОВАТЭК» (по согласованию)

Новак А.В. -  заместитель Министра финансов Российской Федерации

Новиков С.Г. - руководитель ФСТ России

Пономарев Д.В. -  председатель правления некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (по согласованию)

Тахаутдинов Ш.Ф. - генеральный директор открытого акционерного общества «Татнефть» (по согласованию)

Токарев Н.П. - президент открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (по согласованию)

Трутнев Ю.П. - Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Устинов А.А. - помощник Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сечина И.И. (ответственный секретарь)

Хан Г.Б. - исполнительный директор открытого акционерного общества «ТНК-ВР Менеджмент» (по согласованию)

Швец Н.Н. -  генеральный директор открытого акционерного общества «Холдинг МРСК» (по согласованию)

Яковлев Ю.В. - руководитель Службы ФСБ России

Якунин В.И. - президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (по согласованию).

 

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТАХ
 
Строительство магистральных трубопроводов, терминалов, освоение континентального шельфа и другие масштабные инфраструктурные проекты предоставляет серьезные возможности для развития промышленности. Их строительство требует значительного количества грузовых автомобилей, дорожно-строительной техники, различного оборудования для береговых и морских сооружений.
Согласно Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции» операторы проектов по освоению российского континентального шельфа должны использовать не менее 70% российского оборудования и услуг.  Режим СРП активно критиковался, поэтому Приразломный и Штокмановский проекты реализуются без СРП. К сожалению, под аккомпанемент критики режима СРП, «вместе с водой выплеснули и ребенка», забыв о 70% норме для отечественной промышленности. Ни в Приразломном, ни в Штокмановском проектах нет никаких нормативов участия российской промышленности.
Отсутствие нормативов для национальной промышленности противоречит мировой практике. Так, меджлис Ирана принял закон, обязывающий при разработке нефтегазовых месторождений, использовать не менее 50%  иранской продукции и услуг. Именно жесткая норма закона заставляет иностранных операторов создавать в Иране совместные производства, вкладывать средства в развитие иранской промышленности. Иран уже изготовил первую плавучую буровую установку. Норвегия и Китай смогли увязать доступ к природным ресурсам условиями, вынуждающими недропользователей развивать промышленность в этих странах. Норвегия «с нуля» развила машиностроительный комплекс. 
Российская Федерация имела развитое машиностроение задолго до того, как  в упомянутых странах создавались первые образцы оборудования для нефтегазового комплекса. Несмотря на это, дочерняя компания «Газпрома» получила право ввоза импортного оборудования без таможенных пошлин и НДС в течение всего срока реализации Приразломного проекта. Аналогичные преференции для импортных поставщиков планирует получить оператор Штокмановского проекта.
Ситуация с российским наполнением проектов на континентальном шельфе не может не вызывать опасений. Только для реализации первой фазы Штокмановского проекта потребуется 700 самосвалов, большое количество другой дорожно-строительной техники. Где все это будет приобретено, если закупочная деятельность генподрядчиков не контролируется?
Операторы проектов на шельфе работают через подрядчиков, которые не являются естественными монополиями и могут без всяких конкурсов проводить масштабные закупки импортной продукции. Искажается реальная статистика, когда к  «российскому участию» относят перечисления средств подрядчикам, которые не используют отечественную промышленную продукцию.
Проблема участия российской промышленности в проектах, осуществляемых Газпромом и Транснефтью носит системный характер и в соответствии с пунктом 61 «Стратегии национальной безопасности до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. 537, непосредственно касается вопросов обеспечения экономической безопасности страны.
Поскольку ОАО «Газпром» и ОАО «Транснефть» являются естественными монополиями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, то все процедуры, связанные с выполнением работ подрядчиками этих акционерных обществ должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с применением процедуры открытого конкурса, доступного государственному и общественному контролю.
Для обеспечения участия российской промышленности в инфраструктурных нефтегазовых проектах, предлагаются  следующие меры.
1.Федеральному агентству по недропользованию внести в лицензионные соглашения с недропользователями пункт об использовании промышленной продукции российского производства.
2.Обеспечить экспертизу крупных инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе (разработка стратегических месторождений, освоение шельфа, строительство трубопроводов и пр.) на предмет участия в их реализации российских промышленных предприятий. Ввести в каждый проект обязательную норму российского участия для генеральных подрядчиков.
3.Обязать ОАО «Газпром», АК «Транснефть» и ОАО НК «Роснефть» публиковать перечень генеральных подрядчиков по крупным проектам на своих корпоративных сайтах. В соглашениях с генеральными подрядчиками вводить пункт об обязательности закупок материально-технических ресурсов на конкурсной основе с публикацией их результатов.
4.Обеспечить прозрачность при согласовании в Правительстве РФ инвестиционных программ естественных монополий и проводить экспертизу предстоящих закупок промышленной продукции по импорту.
5.Ввести в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для нефтегазового комплекса. Это необходимо для получения достоверных данных о закупках и информационно обеспечит работу по импортозамещению.
6.Ростехнадзору провести инвентаризацию имеющегося в нефтегазовом комплексе оборудования и степени его износа. Результаты довести до российских предприятий с целью концентрации их научно-технического и производственного потенциала на приоритетных направлениях.
7.Поручить государственным представителям в советах директоров ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «НК «Роснефть» сформировать и направить Правительству РФ потребности в оборудовании.
8.С целью защиты рынка от недобросовестных поставщиков и продвижения на рынок отечественной продукции рекомендовать ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «НК «Роснефть» и предприятиям нефтяной отрасли сформировать единый реестр поставщиков.
9.Ограничить режим связанного кредитования российского нефтегазового комплекса, когда наполнение кредита осуществляется импортом и без конкурса.
10.Сформировать в Правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводству минерально - сырьевой базы,  Рабочую группу по вопросам импор! тозамещения в ТЭК.


Выскажите свое мнение


В избранное