Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Конструкторское бюро

  Все выпуски  

Конструкторское бюро


   
 


На сайте опубликована книга "Композиция в технике". Это довольно уникальная книга, затрагивающая весьма важные вопросы. Всем конструкторам наверное приходилось слышать, как время от времени кто-то из "старших товарищей", когда нечего сказать, делал задумчивую моську, поднимал глаза немного вверх и изрекал: "Красивый самолет хорошо летает!". И, хотя он самолет видел только по телевизору, эти слова во многом верны. На то есть причины, и книга об этом. Кстати, когда я работал на Большом Советском Заводе, мой начальник любую конструкцию с точки зрения композиции оценивал по шкале, у которой максимальная оценка называлась "Рафаэло", а минимальная (она же средняя) "Угробище". К чему я это припомнил? А, книга как раз об этом.

Предисловие от автора:

Композиция в технике... Насколько совместимы эти понятия? Ведь техника—область как будто сугубо утилитарная, а композиция ассоциируется в нашем представлении со сферой искусства. Однако соотношение этих областей не столь элементарно. Многовековая история техники подтверждает, что и тут человек творил, стремясь одухотворять машину, инструмент, любое орудие труда. Он видел в машине нечто гораздо более значимое, нежели механическое соединение деталей, призванных выполнять утилитарную задачу.   Современная эпоха научно-технического прогресса сделала еще более актуальной проблему эстетического совершенствования машин, станков, приборов, средств транспорта, бытовой техники— словом, всей промышленной продукции. Сегодня известная формула: «Некрасивое не продается» — все чаще определяет направление развития даже тех областей производства, где еще относительно недавно эстетические характеристики продукции вообще не принимались во внимание.
  Впрочем, дело даже не в обязательности красоты современных станков, машин, приборов как таковой, что сегодня уже никем не подвергается сомнению, но в том, что вся сфера техники представляет собой одну из важнейших составляющих нашего духовного богатства. Техника — органическая часть предметного мира, искусственной среды жизнедеятельности человека, и чем дальше, тем глубже и обширнее будет ее проникновение во все области нашей жизни. Поэтому осознание важности гармонизации богатейшего и сложнейшего мира предметных форм и их взаимосвязи друг с другом выходит на уровень социальных задач общества, приобретая воспитательный, идеологический характер. Не случайно в нашей стране повышение эстетического уровня промышленных изделий, в том числе объектов машиностроения, является задачей государственной важности, и для ее решения прилагается немало сил и средств. Наряду с серьезными организационными мерами — совершенствованием всей структуры служб технической эстетики от научно-исследовательских организаций до художественно-конструкторских КБ отраслей и развитой сети дизайнерских групп на предприятиях,— мощным резервом повышения качества изделий следует считать расширение знаний в этой области огромной инженерной аудитории (конструкторов, технологов, других специалистов), а также руководителей производства на всех уровнях.
  Вы, может быть, спросите: почему инженеров — разве дизайнер не завоевывает все более прочных позиций на производстве? И разве не его непосредственная профессиональная задача—эстетическое совершенствование продукции? Дело в том, что без активного участия инженера-конструктора и технолога, стоящих у истоков разработки новой техники, его, дизайнера, участие мало эффективно. Именно на самых ранних этапах разработки машины формируется ее структура в соответствии с особенностями и возможностями производства, и как раз на этих этапах техническая структура еще позволяет без коренных изменений всей системы учитывать те особенности композиции, которые возникают в ходе художественно-конструкторской разработки. Здесь-то знание инженером основ композиции может во многом предопределить успех дела. Разумеется, процесс этот должен быть двусторонним— не менее важно четкое представление дизайнера об особенностях инженерной компоновки.
  Есть тут еще один важный аспект. Многие конструкторы убеждены, что только точные инженерные знания формируют метод проектирования, позволяя объективно конкретизировать задачи, в то время как область композиционной разработки проникнута крайней субъективностью. Надо признать, что иногда им дает для этого основания некоторая профессиональная неподготовленность того или иного дизайнера, не умеющего найти достаточно убедительных аргументов для доказательства логичности конкретного художественно-конструкторского проекта. Но ведь дело не в данном специалисте с его личными возможностями, а в самом принципе подхода к методу совместного проектирования, к использованию многих весьма рациональных приемов технической эстетики, к самой ее сущности.
  Техническая эстетика сегодня уже перестала быть областью, где господствует одна лишь интуиция,— это область серьезных научных знаний.
  Все, что связано с композицией машин,—' глубоко и всесторонне обусловлено, а потому поддается анализу и объективной оценке. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны,— писал В. И. Ленин,— все связи и «опосредствования» [3]. Руководствуясь этим, и следует подходить к сложному явлению композиции.
  Что же тогда остается на долю интуиции в работе дизайнера? Она отнюдь не противостоит знаниям — наоборот, развитая интуиция скорее результат их накопления, результат многократного решения близких, в чем-то аналогичных задач. Потому-то она одинаково значима для творчества как инженера, так и дизайнера. Ведь композиция станков и машин, не
  говоря уж о многообразных изделиях культурно-бытового назначения, должна отвечать многим условиям внутреннего и внешнего рынков, соответствовать эстетическим вкусам общества, отражать его растущую культуру и запросы. И это еще не все. Композиция машины создается с учетом действующих в данной области техники общих тенденций конструирования, определяемых научно- техническим прогрессом. Таких, например, как увеличение роли автоматизации, роботизированных комплексов или, скажем, снижение металлоемкости, что отражается и на форме станков и машин. Композиция машины создается с учетом конъюнктуры рынка, и это тоже в значительной мере определяет стратегию и тактику в проектировании изделий той или иной отрасли промышленности. Зависимость конечного композиционного решения от ряда объективных факторов показана на рис. 1. Как видим, блок эстетических факторов оказывается важной составляющей в процессе художественного конструирования наряду с факторами производства.
  Подлинная красота промышленного изделия есть своего рода интегральный показатель его качества. Можно ли считать красивым станок, если он не удовлетворяет важнейшим эргономическим требованиям или значительно тяжелее своих аналогов? В технике красота неотделима от пользы. Однако нельзя не учитывать и одной чисто психологической стороны восприятия формы привычности. Постепенно нечто устоявшееся в облике машины, апробированное общественным вкусом, общепризнанное начинает ассоциироваться с ее красотой. Развитие всякой формы диалектично, т. е. несет в себе элемент противоречия, проявляющегося на первых порах в неприятии новой, непривычной формы. Между тем новый принцип действия машины, например в робототехнике, новые приемы конструирования, в частности агрегатирование, или такие кардинальные технические новшества, как обрабатывающие центры и т. п., ведут к столь же кардинальным изменениям формы. Поэтому следует критически относиться к тем иногда бездоказательным оценкам эстетического уровня новой машины, которые мотивируются не объективными факторами формообразования, а ссылками на вкус или традиции, т. е. на привычно-консервативное отношение к форме.
  Есть еще один важный для дела — психологический—аспект подхода к композиции, берущий начало в давних традициях конструкторского труда. Инженер- конструктор нередко словно не доверяет красоте «чистой» конструкции. Ему представляется, что какой бы рациональной ни была конструкция, особенно объектов с пространственно открытой структурой, необходимо еще что-то добавить в нее, чтобы она стала эстетически выразительной. Однако в технике подобных «добавлений» во множестве случаев как раз не требуется, если сама техническая структура демонстрирует ясность и логичность развития сложной системы. Именно от этого отталкивается опытный дизайнер в своей работе над некоторыми композициями.
  Советский дизайн неуклонно развивается. Растет его научный потенциал. Лучшие специалисты этой области деятельности в творческом содружестве с инженерами создают все более совершенные по технико-эстетическим параметрам машины, станки, приборы, средства транспорта, изделия культурно- бытового назначения. Все больше передовых дизайнерских разработок внедряется в производство. Думается, этому должны способствовать и книги по общим и частным вопросам художественного конструирования. Со времени выхода в свет первого издания «Композиции в технике» прошло почти 15 лет — для относительно новой, развивающейся сферы деятельности срок немалый. Это потребовало некоторой переработки книги, уточнения и дополнения многих ее разделов, обновления примеров. Автор попытался в своем скромном труде максимально учесть пожелания читателей, а также ответить на ряд новых вопросов, выдвинутых практикой отечественного дизайна.


Это было предисловие из книги. Прочесть книгу полностью можно здесь.

До встречи, ваш Mechanicus.



 
 
(C) 2008 Проект Magrathea. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с согласия администрации сайта
 

В избранное