Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Конструкторское бюро

  Все выпуски  

Секреты конструктора


Приветствую подписчиков рассылки "Секреты конструктора"

Очень важная тема. Внешний вид поработавшего некоторое время подшипника может многое сказать о том, насколько точно изготовлены детали устройства и какой ресурс ждет изделие в будущем.  
У вращающегося под нагрузкой подшипника поверхности соприкосновения дорожек и тел качения, как правило, выглядят немного матовыми. Это не признак износа в обычном смысле, такое явление не оказывает влияния на долговечность подшипника. Матовые участки поверхности дорожек качения внутренних и наружных колец являются следами качения, которые выглядят по-разному в зависимости от условий вращения и нагружения. Исследование следов качения на разобранном подшипнике даёт возможность делать выводы о том, при каких условиях он был установлен и работал. Зная различия между нормальными и фактическими следами качения, можно определить, работал ли подшипник в нормальных или в необычных условиях.   
Следующие эскизы показывают нормальные следы качения при различных условиях вращения и нагружения. (рис. 5 – 11) и типичные следы качения, возникающие при неблагоприятных условиях работы (рис. 12 – 18).
В большинстве случаев дефекты подшипников могут быть выявлены по следам качения. Вид и расположение следов качения могут быть полезными вспомогательными средствами при диагностике повреждений подшипников.  
На примере радиальных и упорных шарикоподшипников показаны типичные виды следов качения. Однако эти данные могут быть распространены и на подшипники качения других видов.
 

Рис. 5. Радиальная нагрузка. Направление нагрузки постоянное. Вращается внутреннее кольцо, наружное кольцо не вращается.  Внутреннее кольцо: равномерно широкий след качения расположен посередине дорожки качения и распространяется по всей окружности. 
Наружное кольцо: след качения, самый широкий в направлении нагрузки,  к концу
зоны нагружения вырождается в острие. При нормальной посадке  и нормальном зазоре в подшипнике след качения распространяется примерно на половину окружности дорожки качения.
 
Рис. 6. Радиальная нагрузка. Направление нагрузки постоянное. Вращается наружное кольцо, внутреннее кольцо не вращается.  Внутреннее кольцо: след качения, самый широкий в направлении нагрузки,  к концу зоны нагружения вырождается в острие. При нормальной посадке  и нормальном зазоре в подшипнике след качения распространяется примерно на половину окружности дорожки качения.
Наружное кольцо: равномерно широкий след качения расположен по середине дорожки качения и распространяется по всей окружности. 

 

Рис. 7. Радиальная нагрузка, вращающаяся с той же частотой, что и внутреннее кольцо. Вращается внутреннее кольцо. Наружное кольцо не вращается. Внутреннее кольцо: след качения, самый широкий в направлении нагрузки,  к концу зоны нагружения вырождается в острие. При нормальной посадке  и нормальном зазоре в подшипнике след качения распространяется примерно на половину окружности дорожки качения. Наружное кольцо: равномерно широкий след качения расположен по середине дорожки качения и распространяется по всей окружности.
 
Рис. 8. Радиальная нагрузка, вращающаяся с той же частотой, что и наружное кольцо. Внутреннее кольцо не вращается. Наружное кольцо  вращается. Внутреннее кольцо: равномерно широкий след качения расположен по середине дорожки качения и распространяется по всей окружности.
Наружное кольцо: след качения, самый широкий в направлении нагрузки,  к концу зоны нагружения вырождается в острие. При нормальной посадке и нормальном зазоре в подшипнике след качения распространяется примерно на половину окружности дорожки качения.
 
Рис. 9. Осевая  нагрузка постоянного направления. Вращается внутреннее или наружное кольцо.
Внутреннее и наружное кольца: след качения равномерно распространён по всей окружности дорожек качения обоих колец, однако смещён в сторону.

Рис. 10. Комбинированная  нагрузка постоянного направления.  Вращается внутреннее кольцо. Наружное кольцо не вращается.
Внутреннее  кольцо: след качения, равномерно распространённый  по всей окружности дорожки качения, смещён в одну сторону.
Наружное кольцо: след качения, самый широкий в направлении радиальной нагрузки, распространяется по всей окружности дорожки качения, однако смещён в сторону.
 
Рис. 11. Осевая  нагрузка постоянного направления. Вращается тугое кольцо. Свободное кольцо не вращается.
Тугое и свободное кольца: равномерно широкий след качения распространяется по всей окружности обоих колец.
 
Рис. 12. Радиальная нагрузка постоянного направления, дополнительно – дисбаланс. Вращается внутреннее кольцо. Наружное кольцо не вращается.
Внутреннее и наружное кольца: след качения равномерно распространён по всей окружности дорожек качения обоих колец.


Рис. 13. Подшипник установлен с предварительным натягом посредством посадки с натягом на вал. Радиальная нагрузка постоянного направления. Внутреннее кольцо вращается. Наружное кольцо не вращается.
Внутреннее кольцо: равномерно широкий след качения распространяется посередине дорожки качения по всей окружности. Наружное кольцо: след качения, самый широкий в направлении радиальной нагрузки, распространяется по всей окружности посередине дорожки качения.
 
Рис. 14. Овально деформированное наружное кольцо.  Внутреннее кольцо вращается. Наружное кольцо не вращается. 
Внутреннее кольцо: равномерно широкий след качения распространяется посередине дорожки качения по всей окружности.  Наружное кольцо: следы качения, самые широкие в направлении деформации кольца, на двух диаметрально противоположных участках дорожки качения.
 
Рис. 15. Перекос наружного кольца. Внутреннее кольцо вращается. Наружное кольцо не вращается. 
Внутреннее кольцо: равномерно широкий след качения распространяется посередине дорожки качения по всей окружности.  Наружное кольцо: следы качения на двух диаметрально противоположных участках дорожки качения, смещённые друг относительно друга по диагонали.

Рис. 16. Перекос внутреннего кольца. Внутреннее кольцо вращается. Наружное кольцо не вращается. 
Внутреннее кольцо: след качения, самый широкий в направлении нагрузки, к концу зоны нагружения вырождается в острие. Зазор в подшипнике, вследствие перекоса внутреннего кольца, уменьшается; длина следа качения по окружности дорожки качения зависит от того, насколько уменьшается зазор в подшипнике.

Рис. 17 Свободное кольцо смещено эксцентрично тугому кольцу. Вращается тугое кольцо. Свободное кольцо не вращается.
Тугое кольцо: равномерно широкий след качения распространяется по всей окружности дорожки качения. 
Свободное кольцо: след качения распространяется по всей окружности, однако смещён относительно центра кольца.
 
Рис. 18 Перекос свободного кольца. Вращается тугое кольцо. Свободное кольцо не вращается.
Тугое кольцо: равномерно широкий след качения распространяется по всей окружности дорожки качения. 
Свободное кольцо: неравномерно широкий след качения, наиболее широкий в зоне наибольшей нагрузки, расположен в середине дорожки качения.
 
При подготовке выпуска использованы материалы брошюры "Повреждения подшипников и их причины", авторское право на которую принадлежит фирме SKF. Скачать брошюру полностью можно на сайте Конструкторского бюро "Магратея". 

Связаться с ведущим рассылки можно электропочтой. Сайт рассылки http://www.mechdesign.ru - Конструкторское бюро "Magrathea". При составлении рассылки все авторские права соблюдаются максимально возможным способом.


В избранное