Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости измерительной техники От медных линий к оптическим сетям (1886 г. ? 1917 г.)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Test&Measure04Jul19

Новости измерительной техники.

Теория.
Unitest.com/theory/ - полная версия статьи.

От медных линий к оптическим сетям (1886 г. - 1917 г.).
Рождение телефона было ожидаемым и неизбежным. Появлением на свет телефон обязан телеграфной связи и А.Г.Беллу, хотя, справедливости ради, необходимо сказать, что поначалу телефон нарекли телеграфом.
Белл открыл возможность передачи звука с помощью электротока, пытаясь найти способ одновременной многочастотной передачи телеграфных сигналов.
Востребованность этого открытия подтверждается тем, что по данным статистиков с 1876 по 1900 год патентными бюро разных стран было выдано свыше 3 тысяч свидетельств на изобретения в области совершенствования телефонного аппарата.
4 января 1878 г. газета "Киевлянин" поместила на своих страницах такое объявление:
"Телефоны. Звуковой телеграф. Это гениальнейшее современное изобретение, посредством которого на расстоянии многих вёрст можно беседовать и вообще передавать звуки.
Употребление его в высшей степени просто: два телефона соединяются на произвольном расстоянии посредством проведённой проволоки. При магазине можно практически испытать аппарат и слышать звуки музыки, пения и разговора. Цена за пару телефонов, включительно 40 аршин дрота, 10 руб. серебром с пересылкой".
[3].
Поначалу телефоны использовались как переговорные устройства в гостиницах, ресторанах, магазинах и учреждениях. Первую более-менее разветвлённую телефонную сеть проложил в Киеве управляющий Юго-Западных железных дорог (в последствии премьер-министр) С.Ю.Витте.
Для развития телефонной связи необходимо было осознавать к чему стремиться. Показателен в этом плане прогноз Белла в марте 1878 г.: "Можно представить себе, что кабели телефонных линий будут проложены под землёй или подвешены в воздухе, их ответвления соединят жилые помещения, сельские дома, магазины, фабрики и т.д. с главным кабелем, идущим на центральную станцию, где все эти провода будут соединяться в нужных комбинациях, и, таким образом, установится непосредственная связь между двумя любыми точками в городе.
В будущем телефонные линии соединят центральные станции разных городов, и человек, находящийся в одной части страны, сможет общаться словесно с другим человеком, находившимся далеко от него".

В 1881 г. по поручению правительства, министр внутренних дел, в подчинении у которого состояло почтово-телеграфное ведомство, дал следующее заключение: "Осуществление этого начинания по новизне и по неизвестности, в какой мере разовьётся у нас эксплуатация телефонов, представляется более удобным вверить предприимчивости без расходов для казны".
В связи с этим было принято решение: "Устройство и содержание городских телефонных сообщений общего пользования предоставить частным предпринимателям по выбору их министром внутренних дел и по контрактам, заключенным с ними телеграфным департаментом".
Согласитесь, что современные чиновники могут позавидовать простоте ухода от ответственности за результат нового предприятия при оставшихся привилегиях выбора предпринимателей и контроля за средствами.
В наше время того же результата достигают более сложными путями.
Первое объявление Международной компании Белла об открытии телефонной станции в Москве было опубликовано в московской газете "Русские ведомости" от 24 мая 1882 г.:

Международное общество телефонов Белля из Нью-Йорка в Москве

Уполномоченный Телефонного Общества в Москве уведомляет, что в настоящее время Центральная телефонная станция, помещается на Кузнецком мосту, в доме Попова, устройством почти окончена. Главная забота Общества ? скорейшее проведение телефонных линий, для чего необходимо знать в самом непродолжительном времени то направление, которое наиболее будет соответствовать требованию абонентов. Уполномоченный обращается ко всем казённым, городским и общественным учреждениям, а равно ко всем лицам, желающим абонироваться на телефоны, с покорнейшей просьбой делать заявления в контору Московских телефонов (Кузнецкий мост, д.Попова). Заявления принимаются ежедневно в контору, где имеются для заявлений особые циркуляры. Деньги вносятся при устройстве телефонов, но не при заявлении. Цена в год за один аппарат с полным устройством 250 руб., правительственные же и городские учреждения платят 125 руб.; каждый абонент получает полный список всех прочих абонентов. Желающие ознакомиться с устройством телефонов могут осматривать их на Центральной станции от 2 до 4 часов. Телефонное действие обязательно открывается не позднее 1 июля 1882 г. [2].

Несмотря на очень высокую абонентскую плату (250 руб. в год), количество абонентов МГТС к 1884 г. выросло от 246 до 484.
От МГТС в восьми радиальных направлениях расходились телефонные провода воздушных линий.
Провода пересекали Театральную площадь, Китай-город, тянулись вдоль Мясницкой, Арбата, Сретенки, проходили по Мещанским улицам, Тверской, Петровке, Красносельской, на Таганку, Пресню, в Замоскворечье. [2].
В связи с большими размерами города, количеством населения и соответственно абонентов, вопрос телефонизации Москвы с инженерной точки зрения был более сложным чем телефонизация Киева.
Это было связано с архитектурными особенностями Москвы того времени. Дело в том, что экономический подъём, который переживала в конце XIX столетия вся страна, сопровождался "архитектурным бумом и строительной горячкой".
Как "грибы после дождя" вырастали на улицах Киева, Одессы, Харькова, Петербурга, Риги? десятки многоэтажных домов отменной архитектуры. Москва в это время ещё здорово отставала.
Наняв на вокзале "первопрестольной" пролётку, киевлянин вскоре начинал нервничать и, наконец спрашивал:
- Далеко ли до Москвы?
На что извозчик нервно отвечал:
- Какого рожна тебе надо? По Арбату едем!!! [5].

В связи с доходностью городских телефонных сетей Москвы, Петербурга, Риги и Одессы, а также с очевидной перспективностью развития телефонной связи, Министерство внутренних дел России решилось на киевский эксперимент.
В 1884 г. Министерство внутренних дел рассмотрело вопрос о Киевской городской телефонной станции (КГТС). В виде эксперимента оно решило отказать фирме Белла-Блека и создать в Киеве государственную телефонную сеть, обслуживаемую не частными лицами, как это делалось на построенных американцами ГТС Москвы, Риги и Петербурга, а особыми чиновниками почтово-телеграфного ведомства.
Для этой цели в начале 1885 г. выделили 64 кв.м. на втором этаже казённой почтовой конторы по Крещатику д.24/26. [3].
Письмом от 31 марта 1886 г. начальник Киевского телеграфного округа уведомил губернатора, что "открытие телефонного действия в Киеве последует 1 апреля сего года в 5 часов пополудни".
Газета "Киевлянин" в статье "Открытие телефона" сообщила, что 1 апреля в помещении телефонной станции был совершён молебен, на котором присутствовали представители Главного управления почт и телеграфов и местные чиновники. Так торжественно вступила в действие первая телефонная станция в России, построенная на средства государства. [1]. Ко дню открытия телефонной станции в Киеве насчитывалось 70 частных абонентов и 30 телефонизированных учреждений.
Из-за достаточно большой платы (150 руб. в год), некоторое время к сети не подключались многие торговые фирмы, больницы, гостиницы и даже городская дума. На Подоле насчитывалось всего 10 абонентов.
В 1889 г. началась замена телефонов системы Белла-Блека на более совершенные телефоны, системы "Эриксон". На это живо отозвалась реклама, явно преувеличивая достоинства, как, впрочем, принято и в наше время.
"Полифон" необходим каждому, пользующемуся телефоном: полифон при личном его использовании даёт полную гарантию от всякой заразы уха, усиливает силу звука на столько, что даёт полную возможность слышать лицам со слабым слухом, изолирует посторонний шум, устраняет далёкое расстояние, даёт возможность одновременно слушать музыку нескольким лицам и иметь для судебного дела свидетелей и т.д..
Полифон не портится и не требует починки. Стоит всего лишь 4 рубля с пересылкой. Лиц, желающих приобрести аппарат "Полифон", прошу остерегаться в приобретении подделки и обращаться только лично или письменно к представителю в Киеве, или к лицам, о которых им будет объявлено в местных газетах или его письменных предложениях на имя Г.Г. абонентов. При покупке требовать именной счёт З.Е.Пустовойтова. Прорезная 14. тел. 19-86.

В 1890 году годовая абонентская плата снизилась до 100 рублей и к 1892 г. в Киеве насчитывалось уже 409 абонентов.
В 1895 году абонентская плата была снижена до 75 рублей в год при расстоянии от абонента до станции до 2-х вёрст. Повёрстная доплата составляла 15 рублей.
Для удовлетворения потребности населения в телефонной связи в городе открыли 5 "говорильных" пунктов, где за 25 копеек можно было получить 3-х минутный разговор с любым абонентом. С 1895 года плату снизили до 15 копеек. [1].
За первый неполный год работы Киевская ГТС принесла доход 16611 рублей 59 копеек.
В 1892 году, когда число абонентов достигло 400, он составил 38 тысяч рублей.
Капитальные затраты на строительство КГТС окупились за пять лет. А через десять лет, было получено 90 тысяч рублей чистой прибыли.
Общая стоимость работ по реконструкции станции и сети за период с 1901 по 1904 годы составила 400 тысяч рублей ? сумму, по тому времени весьма солидную. [1].
Говоря о доходах КГТС и абонентской плате невозможно оценить их весомость без информации о стоимости продуктов питания, одежды и жилья в то время. В последние годы эта информация стала более доступной широкому кругу читателей.
Так что по-чём было в начале ХХ века? Обратимся к книге А.Анисимова "Киев и киевляне".
Начнём с хлеба насущного. Самая дорогая полукилограммовая Французская булка, выпекаемая из муки высшего сорта, стоила восемь копеек. Фунт (420 гр.) самого дешёвого Арнаута стоил всего пятак. Столько же в трактире отдавали за стакан чая. Теперь о крупах, запасы которых предпочитали делать в большинстве киевских семей. Один пуд гречки обходился покупателю в два рубля. Соответственно за пуд гороха платили 1 руб. 30 коп., за пуд отборнейшей фасоли-лопаты около трёх рублей. Килограмм соли стоил 2 копейки, сахарного песка ? 25 копеек. За сотню простой сельди отдавали 7 рублей, за килограмм осетрины ? 90 копеек.
Совсем уж смешными выглядят цены "зелёного торга". Полторы копейки ? буряк, пять рублей ? сотня качанов капусты, восемь копеек ? ведро отборных помидоров, три копейки ? килограмм картошки и т.д.
Дороговато стоили сметана ? сорок копеек за литр и сливочное масло: рубль ? килограмм. Пара цыплят продавалась за 50 копеек, а битая курица стоила меньше рубля. Желающие полакомиться уткой платили за неё 80 копеек, за гуся раскошеливались на целый рубль, а увесистый индюк оценивался в четыре рубля. Первосортное свиное мясо стоило примерно 19 копеек за фунт, а говяжье соответственно 16 копеек.
Определённые средства киевляне расходовали на покупку необходимой одежды и обуви. За приличные сапоги платили от четырёх до десяти рублей, рубль стоили парусиновые брюки, столько же рубаха. Причём, это так называемые фиксированные цены. На базарах у частников можно было и подешевле купить.
Теперь ? пресловутый квартирный вопрос.
Большая, меблированная, свыше шести комнат квартира, в зависимости от местоположения стоила от пятисот рублей до двух тысяч в год (особняк).
А вот малая (меньше четырёх комнат!) ? от 75 до 300 в год.
По мере удаления от центра понижалось не только количество комнат, качество услуг, но и цена. В районах вокруг центра пристойная квартира стоила уже 125 рублей, а на окраинах и вовсе 70 рублей в год! [5].
Согласитесь, что если абонентская плата за телефон соизмерима с арендой квартиры, то позволить себе это мог далеко не каждый киевлянин.
Для более полной картины необходимо знать сколько же зарабатывали киевляне в начале ХХ века (годовой заработок, руб.):

Городской голова - 8000
Гласный городской Думы - 3000
Квалифицированный инженер - 800-1800
Кровельщик - 700
Столяр - 700
Кузнец - 500
Слесарь - 500
Связист линейщик - 430-480
Телефонистка - 400-450
Чернорабочий - 250

Возможности городского головы и гласного городской Думы, как вы понимаете, в данной статье не рассматриваются.
Годовой заработок остальных, приведенный в таблице, безусловно колебался в зависимости от способностей и старания работающего. Несмотря на это, можно смело утверждать, что рядовые работники почтово-телеграфного ведомства, работающие на КГТС, вполне могли одеть, накормить и обеспечить жильём свою семью. Могли побаловать своих детей прогулкой по Киевскому зоосаду в редкий выходной (10 копеек с взрослого и пятак с ребёнка), а себя свежей прессой (подписать газету "Киевлянин" на 1913 г. стоило 12 рублей).
Однако обучение детей в частном пансионе (от 100 до 300 рублей в год) было рядовым связистам недоступно, как в начале ХХ века, так, впрочем, и в начале ХХ? в. Обеспечить семью полноценным отдыхом было затруднительно. В 1913 году 3-х комнатные дачи сдавались в Боярке за 150 рублей в сезон, а о поездках за границу глупо было и мечтать.
Вообщем можно сказать, что в начале XXI века рядовые инженеры КГТС более обеспечены, чем рядовые связисты начала ХХ века.
В наше время можно не только одеть и накормить семью, но и провести полноценный отпуск не выезжая за границу. Хотя, пресловутый квартирный вопрос оставляет повод для сомнений.
В каких условиях зарабатывали на хлеб насущный работники КГТС в начале ХХ века?
Представителей основных профессий, в которых нуждалась телефонная сеть, при поступлении оформляли с правами государственной службы, как и всех, кто работал в почтово-телеграфном ведомстве. Такие служащие считались государственными чиновниками, но в массе своей особых прав не имели. За любое упущение следовало наказание, как правило, в виде штрафных дежурств. Отпусков служащим не полагалось. На время отсутствия на рабочем месте они обязаны были находить себе равноценную замену. В случае отсутствия по болезни свыше 2-х месяцев служащего увольняли. Нередко пожилых людей выпроваживали, не дав дотянуть до пенсии.
Женщин принимали на службу в возрасте до 30 лет и только бездетных. Телефонистки через 2-3 дня обучения уже работали самостоятельно, но числились учениками и в течении 2-х месяцев зарплату не получали. Замуж им разрешалось выходить только за почтово-телеграфных работников.
Линейщики, занимавшиеся устранением повреждений, основными из которых были обрывы и сообщения, работали по 10 часов в сутки. [1].
На Московской и Петербургской ГТС, телефонистка, которая вышла замуж, подлежала увольнению. Замужество разрешалось только старшим телефонисткам с особого разрешения начальства. Считалось, что замужняя женщина не давала требуемой производительности, её внимание было занято домом и детьми. [2].
Журналист, посетивший в Москве телефонную станцию Белла, писал в журнале "Электричество" (1891 г.): "Несмотря на большую нужду, редко кто из них (телефонисток) был в состоянии долго выносить эту тяжкую работу, в особенности первое время, по вступлении.
Нервные припадки нередко заставляли бедную работницу отказаться от места спустя каких-нибудь полтора месяца после столь трудного поступления на открывшуюся вакансию".
Право слово, завидовать такой работе не просто.
Всё возраставшая в России сеть железных дорог, связывавшая Киев с отдалёнными уголками огромной страны, Контрактовая ярмарка и развитие как транспортного, так и гражданского судоходства по Днепру привело к промышленному подъёму в начале ХХ века. Начался стремительный рост экономики города.
Это привело в короткий срок к увеличению капитала, оседавшего в городских банках, притоку громадного количества работных людей. Киев по численности населения стал третьим городом страны и не уступал это место в продолжении всей истории СССР. [6].
С 1897 г. по 1917 г. население города выросло с 247,7 тыс. до 467,7 тыс. человек. [7].
В отчётах Городской Думы указывалось, что "постепенно, и чем дальше, тем больше Киев принимает вид центра широкой промышленной паутины, покрывающей собой губернии Киевскую, Подольскую, Волынскую, Черниговскую, Полтавскую, и пускающий отдельные нити гораздо дальше во все стороны".
Очень большой рост количества торговых заведений, бурное развитие домостроения и увеличение числа промышленных предприятий привели к неизбежному повышению спроса на услуги телефонной связи.
Но к 1912 году ёмкости станции и линейной сети были полностью задействованы, технические возможности для развития исчерпаны. Журналисты шутя объясняли это как появление в Киеве "телефонного голода", который привёл к дальнейшему развитию телефонной сети.
В октябре 1914 года была введена в эксплуатацию новая телефонная станция.
В то время телефон воспринимался киевлянами как не средство общения, а как неотъемлемая принадлежность богатого дома, символ благополучия и процветания, хотя часто абонентам просто не о чем было говорить по своим аппаратам.
Предприниматели, безусловно понимали значение возможности быстрой передачи важной информации. Однако надёжность и качество телефонной связи в то время врядли могли их удовлетворить.
Вне всякого сомнения притягательность подключения к телефонной сети росла с ростом подключённых к ней абонентов.
Телефонная сеть изменила облик города и прочно вошла в повседневную жизнь обеспеченных киевлян в предверии эпохи великих социальных перемен.
1832 г. 9 октября. Петербург. Изобретатель П.Л.Шиллинг проводит первую публичную демонстрацию работы электрического телеграфа по воздушной линии связи.
1866 г. Прокладка трансатлантического телеграфного кабеля и начало постоянной электрической связи между Европой и Америкой.
1876 г. 14 февраля. Вашингтон. А.Г.Белл подал заявку в патентное бюро на изобретение: "Телеграф, при помощи которого можно передавать человеческую речь".
В тот же день, но несколько позднее, Э.Грей подал заявку на "Устройство для передачи и приёма вокальных звуков телеграфным способом".
Справедливости ради необходимо добавить, что в 1861 г. немецкий физик Ф.Рейс сконструировал прибор для приёма и передачи музыкальных звуков, а в декабре 1876 г. на заседании физического отделения Музея прикладных наук, русский изобретатель П.М.Голубицкий демонстрировал работу телефона своей конструкции. И всё же, А.Г.Белл общепринятый изобретатель телефона.
1877 г. Берлин. Строительство первой в Европе воздушной телефонной линии связи между почтамтом и телеграфом длиной 2 км.
1879 г. Париж. Открытие первой телефонной станции.
1882 г. Построены первые телефонные станции в крупнейших городах России: Москве, Петербурге, Одессе и Риге.
1886 г. Киев. 1 апреля вступила в действие телефонная станция, размещённая на втором этаже почтово-телеграфной конторы по адресу ул.Крещатик, дом 24/26 (здание было разрушено при реконструкции в 1930-х гг.)
При открытии телефонной станции было смонтировано два ламельных телеграфных коммутатора ёмкостью 50 номеров каждый, которые в дальнейшем добавлялись с ростом числа абонентов.
Телефонные линии были однопроводными (вторым проводом служила "земля"). В вертикальные ламели коммутаторов включались линии абонентов, а в горизонтальные ? опросно-вызывные приборы и соединительные пути между коммутаторами. Соединения на коммутаторе осуществлялись штепселями без шнуров. При соединении двух абонентов надо было вставить два штепселя в гнёзда двух вертикальных ламелей, к которым подключались линии абонентов, требующих соединения [1].
При увеличении числа абонентов, и соответственно коммутаторов, значительно увеличилось время установления соединения. Процесс установления соединения в основном осуществлялся двумя-тремя телефонистками и происходил следующим образом. Телефонистка, обслуживающая определённую группу абонентов, получив на коммутаторе сигнал вызова, опрашивала абонента. Если абонент просил установить соединение с абонентом, номер которого был включён в другой коммутатор, телефонистка опросившая абонента, громко выкрикивала требуемый номер. Телефонистка коммутатора, в которой включена линия вызываемого абонента, услышав о требуемом соединении и убедившись, что номер не занят, соединяла его со свободной соединительной линией, включённой в коммутатор рабочего места первой телефонистки, громко сообщая ей об этом. И, наконец-то первая телефонистка соединяла телефонный аппарат вызываемого абонента с указанной соединительной линией, сообщив об установлении соединения абонентов. Громкие переговоры телефонисток между собой создавали на станции большой шум и неразбериху. Постоянно возникали ошибки в соединениях, а весь процесс установления соединений проходил очень медленно [2].
В то время на станции кросса не было. Пучки тонких изолированных проводов от абонентских ламелей коммутаторов через отверстие в потолке выходили к ламелям вводной рамы, откуда проводами большого сечения подводились к изоляторам вводных кронштейнов на балконе здания.
С кронштейнов уже голыми проводами абонентские линии переходили на изоляторы траверс станционных вводных столбов.
В качестве опор воздушных абонентских линий использовались дубовые столбы. На них подвешивалась оцинкованная стальная проволока диаметром 2,2 мм, а несколько позднее стали применять бронзовую ? диаметром 1,2 мм., что значительно снизило нагрузку на столбовые линии.
Внутреннюю абонентскую проводку выполняли изолированным проводником диаметром 1мм. В каждом абонентском пункте (как и на станции) устраивалось заземление из оцинкованных проводов диаметром 5 мм., которые зарывали в землю на глубине 3-3,5 м. [1].
Хотя однопроводные телефонные линии практически не работали при грозовых разрядах и не могли обеспечить качественную связь при благоприятных погодных условиях, спрос на телефонную связь продолжал расти.
Этому не могло помешать даже то, что пользоваться телефоном во время грозы было опасно для жизни. В правилах предписывалось, что пользоваться телефоном во время грозы строжайше воспрещается, а виновные несут полную ответственность за нарушение этого требования.
В первые годы после пуска телефонной станции у абонентов устанавливали телефонные аппараты системы местной батареи (МБ) фирмы Белла-Блека, которые с 1889 г. начали заменяться более совершенными фирмы "Эриксон".
1892 г. Киев. 7 мая. Начал движение по Александровскому спуску первый в России электрический трамвай.
Пробный рейс от подольской церкви Рождества Христова до Александровского сквера перед городским музеем состоялся при огромном стечении горожан, многие из которых пришли посмотреть как трамвай свалится под откос. Городская дума взяла нотариальную подписку у победителя конкурса на строительство городской железной дороги генерала А.Е.Струве, что работа трамвая немедленно прекратится, если она будет плохо влиять на телеграфные и телефонные провода [3]. Однако, отрицательное влияние трамвая на качество телефонной связи, привело, слава Богу, не к закрытию трамвайного движения, а к реконструкции в дальнейшем линейного хозяйства телефонной сети.
В 1894 г. газета "Киевлянин" писала: "В Киеве в последнее время испытывают крайние неудобства вследствие неисправности сети. При переговорах по телефону разговорам мешают непрерывный шум и шорох. С открытием электрического (трамвайного) движения по Крещатику пользование телефонами не только затруднилось, но в некоторых случаях сделалось совершенно невозможным" [3].
Почтово-телеграфное ведомство было вынуждено созвать техническое совещание с участием крупных специалистов для обсуждения сложившегося положения. Решение было единодушным: линейное хозяйство телефонной сети надо немедленно переводить на двухпроводную систему, для чего следует его реконструировать, что, естественно, требовало дополнительного финансирования и большого количества различных материалов. "Отцы города" не смогли изыскать необходимые средства, поэтому выполнение решения о реконструкции задержалось до начала ХХ века [1].
В 1892 году, когда в сети насчитывалось 409 абонентов и 479 телефонных аппаратов, а станция имела 9 коммутаторов, всё это хозяйство обслуживало 37 человек: начальник, старший и младший механики, 4 надсмотрщика, 2 мастера по ремонту, 24 телефонистки и четверо рабочих. Расход на содержания штата в течении года составил 18,8 тысячи рублей. Нагрузка станции была тогда небольшой. На каждый коммутатор приходилось до 200 состоявшихся соединений в сутки. В "часы пик" коммутатор обеспечивал до 30 переговоров, средняя длительность каждого составляла 5 минут [1].
В 1893-1894 годах часть воздушных проводов на Крещатике была заменена подвесными кабелями (27 и 54 жилы).
В связи с ростом спроса на телефонную связь, на Подоле в 1893 г. была сооружена подстанция ёмкостью 300 номеров [1].
1885-й год можно считать началом промышленного кабельного производства и одновременно началом эры подлинно подземных кабелей, имеющих все необходимые составные части: токопроводящие жилы, изоляцию (независимо от тог, из какого она материала), влагозащитную свинцовую оболочку и при необходимости броневой защитный покров.
Для достижения этого потребовалось около полувека. Вот почему в отличие от телеграфа, телефона, радио трудно однозначно назвать дату изобретения кабеля связи как промышленного электрического изделия.
Конструкции и технологии 1890-х гг.
Предложенная в 1882 г. изоляция из хлопчато-бумажного корделя, воздуха и пропитанной каучуком бумаги привлекла внимание к последней, и на промышленном рынке появилась бумага в виде узких лент. В 1886 ? 1889 гг. проводились опыты по применению лент из сухой манильской бумаги, которые накладывались на жилу в виде спиральной обмотки с перекрытием кромок.
Манильской называется бумага, содержащая только или преимущественно волокна тропических растений ? манильской конопли (пеньки) и джута. Она отличается высокой плотностью и механической прочностью, долговечностью и малой влагопоглощаемостью.
Наличие герметичной влагонепроницаемой свинцовой оболочки позволило отказаться от пропитки изоляции или введения внутрь кабеля гидрофобного парофинового заполнения. Благодаря совершенствованию лентообмоточных машин стало возможным накладывать бумажную изоляцию на жилу неплотно, а свободно, в виде полой трубки, оставляя между ней и жилой воздушный промежуток.
Первый освинцованный кабель с воздушно-бумажной изоляцией был изготовлен в 1889 г., проложен и сдан в эксплуатацию в Нью-Йорке в 1890 г.
С 1891 г. и до середины прошлого столетия воздушно-бумажная изоляция в её различных вариантах была единственным типом изоляции кабельной связи [4].
1894 г. По Андреевскому спуску проложен первый в Киеве подземный телефонный кабель.
1895г. Замена станционного оборудования на Киевской телефонной станции, которую можно считать первой реконструкцией. Новые коммутаторы системы "Мюльтипль" Эриксон шкафного типа системы МБ имели многократное поле, опросно-вызывные шнуры со штепселями, опросно-вызывные ключи и отбойные клапаны. В коммутатор можно было включить 100 однопроводных абонентский линий. В многократном поле коммутатора имелись гнёзда всех абонентов станции, в кроссе ? защита телефонной аппаратуры от грозовых разрядов и опасных напряжений. Такое оборудование упростило обслуживание абонентов, облегчило труд телефонисток и повысило его производительность [1].
1898-1904 гг. Вторая реконструкция сети и станции в связи с переводом телефонной сети в двухпроводную систему.
1901 г. Монтаж телефонной канализации под Крещатиком.
При строительстве в траншеи укладывались цилиндрические бетонные трубы на 12 и 24 канала диаметр каждого из которых составлял 90 мм.. (Кстати, эти трубы ? ветераны на отдельных участках исправно несут службу и поныне). Колодцы телефонной канализации сооружались из железобетона, как говориться, "всерьёз и надолго". Тяжёлые чугунные крышки люков украшала литая строка "Правительственная телефонная связь". Ничего не скажешь, правители поняли, что к чему. Как говориться, лучше позже, чем никогда.
Распределительных кабельных шкафов в то время ещё не было, ответвления к зданиям от колодцев телефонной канализаций выполнялись в керамических трубках. В качестве магистральных кабелей применялись 100-парные с диаметром жил 0,9 мм. Их затягивали в сеть канализации. Разветвительных муфт на кабелях не делали. Вместо них в колодцах устанавливались распределительные ящики с герметической заделкой. Ответвления в здания или на кабельные столбы из этих ящиков выполнялись кабелем ёмкостью 7, 14 и 28 пар. Кабели ответвления заканчивались специальными ящиками, укреплёнными на стене здания или на кабельном столбе. В кроссе станции магистральные кабели заканчивались 100-парными боксами [1].
1902 г. На телефонной станции однопроводные коммутаторы системы МБ были заменены более совершенными, двухпроводными, системы МБ фирмы "Эриксон" с многократным полем. Такой коммутатор имел три рабочих места по 100 номеров. На каждом из них имелись двухпроводные шнуровые пары с опросно-вызывными ключами и отбойными клапанами. Источником вызывного тока служил машинный индуктор. Для того периода это была самая современная телефонная станция. Технические новшества, получившие здесь прописку, и двухпроводные линейно-кабельные сооружения значительно улучшили качество связи и обслуживания абонентов.
Что касается телефонов прежней конструкции, то они были заменены аппаратами фирмы "Эриксон" с микротелефонной трубкой [1].
1903 г. Проложены три бронированных кабеля ёмкостью 100х2 по Александровскому спуску на Подол. От строительства телефонной канализации отказались ввиду больших оползней грунта.
С прокладкой кабелей подольских абонентов переключили на центральную станцию. Подольская подстанция прекратила своё существование [1].
В том же году была оборудована телефонная канализация и затянуты провода по Прорезной улице до Золотоворотской, а также по Б.Васильковской до М.Благовещенской. Несколько позже аналогичные работы провели на Бибиковском бульваре, Б.Подвальной улице и ряде других магистралей.
В конце подземных кабельных линий для перехода на воздушные провода и подвесные кабели устанавливались стальные мачты высотой 11 метров на железобетонном основании. Такие мачты хорошо видно на фотографиях почтовой конторы на Крещатике и Прорезной улицы. На мачтах монтировались кабельные ящики ёмкостью 50х2 или 100х2. Из них выходили воздушные провода и подвесные кабели. Такие мачты появились на углу Прорезной и Владимирской, на Фундуклеевской, Б.Васильковской, Александровской, Лютеранской и других улицах. Всё это безусловно, "влетело в копеечку". Общая стоимость работ по реконструкции за период с 1901 по 1904 годы составила 400 тысяч рублей. [1].
1911 г. Телефонная связь проведена до Пущи-Водицы.
1912 г. Ёмкость кабельных сетей возросла до 400 пар, а ёмкость станции - до 4200 номеров. Качество связи значительно улучшилось. Но впереди ждали новые затруднения. К 1912 году ёмкости станции и линейной сети были полностью задействованы, технические возможности для развития исчерпаны. Телефонная плотность к этому времени составляла 0,9 аппарата на 100 жителей. Киевская телефонная сеть прекратила выполнять новые установки. Журналисты, выступающие в печати по вопросам связи, шутя объясняли это как появление в Киеве "телефонного голода". Меры для его предотвращения принимались. В конце концов был разработан и утверждён проект на строительство новой станции. [1].
1912-1914 гг. Третья реконструкция Киевской телефонной сети. 12 июня 1912 года во дворе дома ?24/26, по соседству с действующей, был заложен фундамент новой ГТС. В настоящее время в этом здании размещаются Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины и ряд других организаций.
Одновременно с монтажом оборудования новой телефонной станции проводилась реконструкция линейного хозяйства. Телефонную канализацию строили из бетонных труб шведского типа (на 3 и 7 каналов), которые укладывали вдоль улиц под тротуарами. Колодцы прямоугольной формы сооружались из железобетона. Ввод в здание новой станции был выполнен двумя бетонными цилиндрическими трубами по 37 каналов каждая. Впервые на кабельной сети стали применять распределительные шкафы. Было смонтировано 17 шкафов ёмкостью 600, 1200, 1500 пар. К ближайшим распределительным шкафам от кабельной шахты станции прокладывались кабели ёмкостью 600х2, а затем распаивались на 300х2, 200х2, 100х2. Подземная кабельная сеть (КС) охватила большую часть центра города. Общая ёмкость магистральной КС составила 7800 пар. Работы по монтажу станции и кабельные работы выполняла фирма "Эриксон", а строительство телефонной канализации вело Управление телефонной сети через своего подрядчика [1].
Кабели монтировались при помощи медных гильз. Сращиваемые жилы кабеля очищались от изоляции, вставлялись в медную гильзу, гофрировались специальным зажимом и изолировались бумажной гильзой.
На распределительной сети прокладывались телефонные распределительные кабели ТРК-100х2, 50х2, 30х2, освинцованные, с масляной пропиткой и бумажной изоляцией жил.
О качестве телефонных кабелей производства 1914 г. можно судить по тому факту, что последние из них были демонтированы на Подоле лишь в 1984-1985 гг.
Техническое обслуживание станции осуществлялось круглосуточно в 4 смены. В составе каждой ? механик и надсмотрщик. Пусть вас не удивляет слово "надсмотрщик". Так назывался человек, поставленный "смотреть" работу не людей, а телефонного хозяйства. Организация обслуживания линейных сооружений строилась так: "смена механиков" в составе механика, надсмотрщика и рабочего занималась устранением повреждений на абонентской сети, их учётом и контролем за её состоянием. Текущий ремонт выполняла отдельная бригада (механик и четверо надсмотрщиков). Работы по ремонту абонентской и кабельно-канализационной сети вела специальная бригада во главе с механиком.
Главным руководителем технического обслуживания ТС и линейных сооружений был механик станции. В коммутаторном зале телефонистки работали по 6 часов. Требования к ним предъявлялись строгие. Одна телефонистка на станции МБ обслуживала 100 абонентов, а на станции ЦБ ? 140 [1].
Новая станция была введена в эксплуатацию в октябре 1914 г., что значительно улучшило качество связи. К началу первой мировой войны и эпохи глобальных перемен в Киеве была новая и современная для тех лет телефонная сеть. Это стало возможно благодаря трём реконструкциям телефонной сети за неполные тридцать лет. Вызывает уважение и приятно удивляет скорость внедрения в жизнь новых изобретений при становлении телефонной связи. На начальном этапе несомненно полное преобладание влияния технического прогресса на телефонную связь над обратным процессом, что вполне закономерно.

Кабыш С.В. vols@ukr.net


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное