Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новая письменность

  Все выпуски  

Новая письменность ТВОРЧЕСТВО КАК ИНСТИНКТ


Информационный Канал Subscribe.Ru

УНИВЕРСИТЕТ  ФЕДОСЕЕВА

www.fedoseev.org 

четверг, 13 января 2005 г.

 

ТВОРЧЕСТВО  КАК  ИНСТИНКТ

Или ПОКА ВАШ РЕБЁНОК ЕЩЁ МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ...

 

     Нам известно, что дети изобретательны, хотя их, практически, никто не учит изобретать, а окружающие, как правило, не демонстрируют свои изобретательские способности.

     В то же время дети не обладают логикой взрослых, а, тем более, знаниями взрослых. Поэтому они могут либо подражать, либо изобретать. Когда дети просто подражают, мы считаем этой болезнью (аутизм и др.). Когда дети изобретают, мы подчас их останавливаем, потому что предлагаемое детьми часто не соответствует нашим стереотипам, стандартам и т.п.

     Ребёнок человека отличается от «ребёнка» других животных именно тем, что он изобретает.

     Рассмотрим инстинкт изобретения ребёнка на примере освоения речи.

     Ребёнок сначала начинает «лепетать», и можно сказать, что это попытка изобрести свой язык (или это какой-то праязык?). Затем постепенно, слыша «лепет взрослых» (а для него речь взрослых – это непонятный лепет), ребёнок, соотнося звуки речи взрослых с предметами и действиями их же, медленно, но верно, осваивает язык  этой языковой среды. При этом ребёнок не всегда и даже редко просто копирует слова и фразы взрослых, а самостоятельно составляет (изобретает) свои собственные, иногда придумывая (изобретая) свои собственные слова. Эти новые придуманные ребёнком слова не остаются в лексиконе (кроме особых сильно понравившихся родителям или дразнилки), потому что никто не поддерживает применение этих новых слов в речевых коммуникациях.

     Поскольку изобретения ребёнка, как правило, не получают применения в жизни семьи и окружения, постольку, они забываются.

     Но ещё важнее то, что сама способность к изобретательству, как правило, не поощряется.

     Поведение людей в семье и окружении ребёнка во многом стандартизовано, стереотипно, рефлекторно, как говорят, это нормальное поведение, когда нормой считается отсутствие изобретательских процессов и самих изобретений в обычной жизни.

     Поэтому, во многом копируя поведение взрослых, ребёнок становится «нормальным», то есть, его изобретательский инстинкт подавляется, не говоря о том, что он не поощряется, и поэтому не развивается.

    Но бывают исключения. Среда, в которой росли Моцарт, Пушкин, Эдисон и другие гении, наоборот, была самой благоприятной для развития их творческого инстинкта. При этом проявления этого творческого инстинкта поощрялись: Моцарту, Пушкину, Эдисону давали вволю сочинять соответственно музыку, стихи, технические поделки.

     И, наверное, они не слышали «коронных» фраз нормальных родителей: «перестань фантазировать», «не говори чушь», «у тебя не получится», «ты ещё маленький, вот когда окончишь школу, потом институт, тогда и будешь изобретать», «делай, что тебе сказано», «заткнись», замолчи», «запомни, что я тебе сказал (и далее следует, какая-нибудь банальность, избитая истина» и т.п.).

     Окружающие нормальные взрослые частенько смеются «прямо в лицо» ребёнку, навсегда подавляя даже само желание (то есть мотивацию) к творчеству.

     Когда ребёнку говорят:  – Учись, человеком будешь! – имеют в виду школу, институт, где после семейного «воспитания нормального человека» выбивают последние остатки творческого инстинкта, который довольно быстро деградирует без применения. Зато пичкают молодого человека информацией, большая часть которой никогда ему в жизни не пригодится. Иногда даже обосновывают необходимость быть как можно больше информированным высказыванием Черчилля: «кто владеет информацией, владеет миром».

     Однако очевидно, что значение этой сентенции устарело. Оно для прошлого XX века было актуальным. Далее привожу мнение специалиста по развитию креативности («творческости», творческих способностей) Гарри Алдера:

    «Статус того, что на исходе ХХ столетия превратилось было на короткий срок в дефицитный ресурс, истаивает на наших глазах. Такова неумолимая логика прогресса.

    «Так называемый век информации принёс с собой радикальные изменения, отозвавшиеся в жизни каждого из нас. «Бразды власти» в последние 10-15 лет перешли особой категории лиц – поставщиков информации, Все заговорили об обществе знаний, рождении элиты, владеющей информацией. Однако повсеместное внедрение Интернета означало демократизацию на ключевом информационном направлении. Приходится пересмотреть классический тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром», поскольку в противном случае число владеющих миром необозримо расширится. Некоторая часть информации, несомненно, сохранит ценность на все времена, однако на основной её массив в силу широкой доступности в наши дни, как и на любой другой товар, распространится действие универсальных рыночных законов спроса и предложения. Сейчас, когда за считанные минуты можно «скачать любую информацию из Интернета, рыночная её стоимость резко снижается.

     Живя в мире, насыщенном знаниями, каждый из нас, даже обладая «средними мозгами», может за минимальную плату получить доступ к объёму информации, сопоставимому со знаменитой Александрийской библиотекой древности и даже взять практически любую информацию из самых современных библиотек».

     Итак, парадигма ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, едва родившись, умирает у нас на глазах. Ещё бы, разве может быть целью человечества простое накопление информации?! А какое общество идёт на смену информационному? Это, несомненно, – ТВОРЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, о неизбежности которого я давно написал на своих сайтах: http://crsoc.narod.ru     http://crsoc001.narod.ru    http://crsoc002.narod.ru   и т.д.

 

     В творческом обществе дефицитным становится не информация и даже не знания (даже не только что созданные изобретения), а творческие способности конкретного человека. Именно то, что мы недооцениваем у других и не развиваем в себе и в наших детях.

     Но нам повезло – творческость (если хотите, применяйте термин «креативность») является инстинктом и передаётся потомству даже ординарных стандартных, нормальных людей. Решающее значение имеет своевременное развитие этого инстинкта и превращение в норму именно развитые творческие способности.

 

      Таким образом, в творческом обществе возрастёт ценность творчески развитого и творчески активного человека. Не хотелось бы, чтобы общество разделилось на «КРЕАТИВОВ» и «ОДОМАШНЕННЫХ ПРИМАТОВ», ПУСТЬ ДАЖЕ ОСНАЩЁННЫХ КОМПЬЮТЕРОМ И ИНТЕРНЕТОМ, ТО ЕСТЬ, «ОЦИФРОВАННЫХ ПРИМАТОВ».

 

     Создавая активную среду для творчества ребёнка, мы можем поспособствовать развитию заложенного природой инстинкта изобретения.

 

     Кроме специализированных сред (музыкальной, литературной, технической и др.), необходимо создать условия для развития ОСНОВНОГО ПРИЁМА ПОЗНАНИЯ – логического аналитического механизма. Ибо, какая бы фантастически ценная идея ни родилась бы в мозгу человека, не способного к логическому анализу и синтезу, эта идея будет потеряна, так как она без логической обработки не будет даже осознана, а, тем более, достойно выражена, оформлена в виде творческого произведения. Возьмём, например, музыкальную идею. Предположим, что гениальную музыку слышит человек, не владеющий нотной грамотой и не умеющий играть на музыкальных инструментах. Для заострения ситуации представим себе, что этот человек не может даже пропеть мелодию (он немой). Эта новая музыка пропадёт безвозвратно. Ведь даже надолго запомнить её целиком (если это более или менее протяжённое и сложное произведение) этот человек не сможет. Вот Моцарт. Он, как сам утверждал, слышал свою новую симфонию за доли секунды (одномоментно), но и записывал нотами за ночь. Эту симфонию мы слушаем сорок минут в исполнении большого симфонического оркестра (в котором иногда сто и более музыкантов). Многие из нас не запомнят всю симфонию, а тем более, не смогут её записать нотами.

     Я говорю о музыке, потому что имею некоторый опыт. Я сочинял музыку (внутри себя) практически с той поры, с которой я себя помню. Иногда пел, иногда насвистывал сочинённые мелодии. Но только в сорок лет записал нотами некоторые из них (400 песен и несколько пьес для небольших ансамблей). При этом довольно примитивно записал. Только мелодии и гармонии (ну, совсем немного аранжировок для малого состава). Я не учился музыке, как Моцарт с пелёнок. Я просто взял (в сорокалетнем возрасте) некоторые начальные учебники и разобрался самостоятельно. При этом мне пришлось развивать самостоятельно слух (правильное пение), который, наверное, деградировал (ещё с войны, я родился в 1937 году). Нечего и говорить, что я с детства люблю классическую музыку (и много и внимательно, и с чувствительными переживаниями и т.п.) её слушал.

 

    Итак, человек, не владеющий аналитическим логическим механизмом, не сможет записать музыку, которая в нём рождается. А человек (говорю это на своём примере), который никогда не изучал музыку, но владел в некоторой степени логикой, смог самостоятельно изучить нотную запись и не только сочинять, но и записывать свои музыкальные произведения. А ещё, стати сказать, я придумал новую более простую и логичную нотную грамоту, помогающую развивать слух и новый музыкальный инструмент, на котором легче и быстрее научиться играть, и ещё можно сочинять новую музыку, которую нельзя сыграть на известных музыкальных инструментах.

 

     Всё это я подробно пояснил для того, что обосновать (пока частично) моё предложение, которое основано на моих изобретениях – НОВЫХ БАЗОВЫХ ЗНАНИЯХ:

 

1.       МСКФ – Многомерная Система Координат Федосеева (см. рассылку «Новая письменность»; подписка на рассылку на сайте www.fedoseev.org).

2.       Дешкомпьютеры с новой архитектурой («Архитектура МСКФ»).

3.       Дешпрограммирование на естественном языке – «ДЕШГРАММНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ФЕДОСЕЕВА».

4.       Методология «РУССКОЕ ОРИГАМИ».

5.       Методология «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ШЕЙПИНГ» (подписка на рассылку на сайте  www.fedoseev.org).

 

     Я предлагаю использовать эти новые базовые знания для развития с самого рождения инстинкта творчества, а также образования логического аналитического механизма для опосредования рождаемых творческих идей в конкретные творческие произведения (например, технические поделки, записи мыслей, записи музыкальных произведений, рисунки и многое другое).

 

    Я вынужден заявить о следующем:

    То, что я предлагаю, я считаю чрезвычайно ценным и полезным для человека и  развития его творческого инстинкта, но не считаю единственным и всё заменяющим средством. Это не панацея. Без моего предложения человечество жило и развивалось тысячи лет и дальше сможет обойтись, хотя вместо него может появиться нечто другое, но для тех же целей и столь же, если не более эффективное. Если моё предложение будет отвергнуто или, просто-напросто, забыто, то в будущем, несомненно, оно будет кем-то «переоткрыто». Представить себе, что нет декартовой системы координат, и она не будет изобретена, наверное, невозможно. Так и МСКФ и дешкомпьютер не исчезнут. Просто какой-нибудь другой «первооткрыватель» назовёт это по-другому. Уже есть кандидаты. Один из них предложил назвать мой            дешкомпьютер «ВАРИОГРАФОМ», другой предложил назвать его «ПЛАНШЕТНЫМ КАЛЕЙДОСКОПОМ». Появится и третий и двадцатый. Я не возражаю дать моему изобретению другое название (назови, хоть горшком, только в печь не сажай, то есть, не уничтожайте! Хотя рукописи не горят!).

 

     Итак, предлагаю дать в руки каждому ребёнку с первых месяцев игрушку, которую я назвал «Бинардиком». Бинардик – это одни из многочисленных ДЕШКОМПЬЮТЕРОВ,  изобретённых мной и другими авторами (членами КРДТ – Коллектива Разработчиков Дешифраторной Технологии, см. www.ro.agava.ru).

    Бывают дешкомпьютеры двоичные (это бинардики: binary decision), а также троичные, четверичные, пятеричные и т.д.

     Бывают дешкомпьютеры одноразрядные, двух-, трёх-, четырёх-, пяти-, и т.д. разрядные.

 

     Дешкомпьютер может быть выполнен как простейшая игрушка, которую можно сравнить по простоте устройства с колесом, или кубиком, или погремушкой и т.п. (Но, конечно, можно создать дешкомпьютер по сложности не уступающий современным электронным компьютерам, но более быстродействующий и надёжный и т.д.).

      Но это «колесо» не для катания, а для развития творческого инстинкта и логического механизма одновременно. На мой взгляд, его можно давать малышу с первых дней его жизни, хотя должны быть проведены теоретические и практические исследования и испытания для выяснения этих сроков. Пока имеются положительные результаты, когда мы давали бинардик восьмимесячным и более старшим малышам. Им он нравится. Они растут и развиваются с ним. Они опережают сверстников по интеллектуальным показателям.

 

    Со временем (через два три месяца или чуть более)  одноразрядный Бинардик надо заменить на двухразрядный, затем на втором году на трёхразрядный, а на третьем году на четырёхразрядный. Далее, ребенок, одновременно овладевающий речью, письмом и счётом, сможет осваивать всё более сложные игры с дешкомпьютерами и начнёт дешпрограммировать, то есть записывать свои мысли с помощью ДЕШГРАММНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ ФЕДОСЕЕВА.

 

     Практические занятия в студиях «Бинардик» с детьми от трёх…четырёх лет показали, что этот возраст (когда, как утверждают исследователи, половина способностей ребёнка уже должна быть развита) не самый оптимальный для начала общения ребёнка с дешкомпьютером. Необходимо давать дешкомпьютер (и занятия с ним) значительно раньше. Но и в возрасте первоклассников применения бинардиков для стимулирования творческих навыков и улучшения образовательных показателей производилось в нескольких классах и семьях практически (и документировано, см. отчёты на сайтах: www.ro.agava.ru      www.tvsme.ru (14 декабря 2004 года видеоролик «Сказка о Бинардике» и др. Информацию об опыте работы классов, преподавателей, студий и семей вы можете запросить по адресу: robert@fedoseev.org ).

 

    Для взрослых также актуальна задача восстановления творческого инстинкта. Мы предлагаем новый вид занятий для всех возрастов – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ШЕЙПИНГ (подписка на рассылку на сайте  www.fedoseev.org).

     Мы разработали и применяем новую методику – ВУВЭРТС – Восстановление Утрачиваемых (по жизни) Возможностей Эффективного Развития Творческих Способностей. Её название похоже на «никитинское» НУВЭРС (см. книгу Никитиных «МЫ И НАШИ ДЕТИ»).

     Б.П. Никитин утверждал, что возможность развития неразвитых в детстве способностей утрачивается, что мы (почти каждый из нас) наглядно ощущаем в среднем и преклонном возрасте.

    Однако мне удалось открыть и разработать методику ВУВЭРТС  на основе простого принципа – «КОНЦЕПЦИИ ПРИОРИТЕТНОСТИ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ». Практическое применение методики ВУВЭРТС (в том числе, испытание на себе, как у врачей принято) проходит успешно, о чём свидетельствуют результаты творческой деятельности (хотя бы четыреста сочинённых и с одобрением принимаемых слушателями песен, подробнее см. www.adresrobert.narod.ru).

 

     Итак, мы предлагаем развивать инстинкт творчества в каждом человеке с раннего детства. Для этого мы разработали методологии (РУССКОЕ ОРИГАМИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ШЕЙПИНГ, ДЕШГРАММНУЮ ПИСЬМЕННОСТЬ ФЕДОСЕЕВА) и ряд практических методик (например, ВУВЭРТС, «Первые шаги в образовании с Бинардиком», множество методик конкретного дешпрограммирования («ДЕШВОРД», «ДЕШАРТ», «Экспертные системы», «ДЕШКИ» и многие другие).

 

      Все наши разработки мы излагаем в рассылках, брошюрах, на семинарах и лекциях.

 

ВСТУПАЕМ В КОКРЕТНУЮ ПЕРЕПИСКУ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ОТДЕЛЬНЫМИ ГРАЖДАНАМИ (детьми, родителями, педагогами, руководителями народного образования из России и других стран; представители более семидесяти стран мира уже заинтересовались нашей технологией).

 

      Ждём Ваших писем и предложений по адресу:   robert@fedoseev.org

 

            ВСЯЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ В РАЗВИТИИ ИНСТИНКТА ТВОРЧЕСТВА!!!

 

По поручению КРДТ                                                                      Федосеев Роберт Юрьевич

концептуальный изобретатель

Академик АЭП (Академия Экологии и Природопользования),              www.335736.copi.ru

    

     


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: industry.comp.new
Отписаться

В избранное