На днях Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" провел специальную акцию для своих первых абонентов, подключенных в самом начале работы этого оператора 10 лет назад.
Напомним, что сеть компании "Северо-Западный GSM", на основе которой создан Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон", стартовала в декабре 1994 года. За первый месяц работы оператор подключил 250 абонентов. На прошлой неделе компания созвала первых из них на неформальную встречу в Музее связи, где им были вручены памятные подарки, а также освещены
некоторые вехи истории развития компании. Мероприятие провели топ-менеджеры оператора, чей стаж работы в компании также исчисляется 10 годами - это директор департамента новых технологий и услуг Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Денис Ночевнов, руководитель центра обслуживания абонентов, заместитель коммерческого директора Татьяна Петухова, а также коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Николай Деменчук (7 лет работы). Всего было собрано около двадцати "10-летних" абонентов. Наблюдатели
рынка рассматривают такой шаг как еще одно мероприятие, направленное на повышение лояльности клиентов, тем более, что собранная аудитория была представлена в основном корпоративными и VIP-клиентами. Данное событие произошло в преддверии подключения 4-хмиллионого абонента компании на Северо-Западе - на момент подготовки материала количество подписчиков оператора превышало 3,99 млн.
Рынок, на который тогда вышел "Северо-Западный GSM", представлял собой обратную картину того, что мы видим сейчас - это
дороговизна связи, ограниченный выбор моделей и допуслуг и т.д. Сеть этого оператора на первом этапе состояла из 13 базовых станций, которые фактически покрывали небольшой фрагмент центра города в районе Невского проспекта. Новый игрок появился на рынке, где уже работало два конкурента - это "Дельта Телеком" и "Санкт-Петербург Телеком" (в дальнейшем FORA Communications). Как показал опыт того времени, "Северо-Западному GSM" пришлось конкурировать в основном с "Дельтой", чьими услугами пользовалась основная
масса "тяжелых" клиентов. При этом, абоненты предпочитали пользоваться двумя телефонами от обоих конкурентов. NMT-оператор сначала долгое время не обращал внимание на деятельность нового игрока. Примечательно, что как показал небольшой опрос первых абонентов "Северо-Западного GSM", сейчас большинство из них пользуются в качестве второй "трубки" "Скайлинк", который, напомним, принадлежит "Дельте Телеком". Как отметил один из абонентов "МегаФона", стандарт GSM был в новинку для России, что и определило основной
круг первых клиентов оператора - по большей части это были люди, активно ездящие за границу и знакомые с этой технологией.
В 1995 году компании удалось подключить 8 тыс. абонентов, что, по словам Николая Деменчука, в несколько раз превысило прогнозы. Следующий, 1996 год, стал переломным для компании с финансовой точки зрения - она впервые получила чистую прибыль и смогла привлечь крупный кредит от ЕБРР. В 1997 году оператор приступил к освоению территорий Северо-Запада.
Одним из интересных шагов
GSM-игрока стал способ дистрибьюции своих услуг - вместо создания собственной торговой сети оператор решил пойти по пути привлечение независимых компаний-дилеров. В 1994 году "Северо-Западный GSM" начал с 10 партнерских точек, которые принадлежали пяти дилерским компаниям. Примечательно, что ни одна из них не дожила до сегодняшних дней в сотовом бизнесе - это были ACS, "ЛенСевер", "Ньютон", "Комптек" и "Сайлекс". Из старейших партнеров оператора ныне более-менее заметные игроки - "Телефорум" и "Сплаер". К идее
создания собственных магазинов "МегаФон" вернулся в 2001 году, когда приступил к организации собственных центров обслуживания. Из телефонов в 1994 году были доступны модели - самая популярная - Nokia 2110 (цена на первом этапе - около $1400), Ericsson 193, и еще телефоны Nokia серии 20ХХ.
Что касается новых услуг, то на выставке "Норвеком-1995" "Северо-Западный GSM" представил оправку SMS-сообщений (отсылка производилась через SMS-центр финской Sonera), а также мобильный доступ в Интернет, чья скорость
тогда была 9,6 кбит/с.
"Северо-Западный GSM" достаточно долго придерживался той тарифной политики, которую он объявил при старте. Напомним, что оператор предлагал всего один тариф, подключение к которому обходилось в $282 (цены приведены с учетом НДС), абонентская плата составляла $18 в месяц, минута разговора - $0,46. Показатель ARPU (средний доход с одного абонента) составлял тогда около $180. Изменения были сделаны в период августовского кризиса 1998 году, когда компания разбила абонплату согласно
количеству дней в месяце и взимала ее только за те дни, когда абонент пользовался сотовой связью. В следующем году компания разделила линейку на "Простой" и "Деловой". Был также введен план с федеральной нумерацией "Универсальный". Но наиболее крупные изменения произошли в преддверии появления в Петербурге второго GSM-оператора - ОАО "Мобильные ТелеСистемы", когда "Северо-Западный GSM" объявил о новой маркетинговой политике, направленной на сегмент малоговорящих абонентов, тогда, в частности, появилась линейка
"ЛАЙТ". К этому моменту абонентская база компании приближалась к 400 тыс. человек.