В бессмертном творчестве великого писателя 20 века Хорхе Луиса
Борхеса “Четыре цикла” вся мировая литература и литературная почва
трактуется так: “Историй всего четыре. Одна, самая старая - об
укреплённом городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники
знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно;
самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен
погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы
волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали
армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный
пустотелый конь, укрывший ахейцев…. Вторая, связанная с первой, - о
возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным
морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной
Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как
она, pеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в
траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне. Третья история -
о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий
за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и
моря, чтобы увидеть лик своего бога - Симурга, который есть каждая
из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось
удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге
удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал.
Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает;
героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны
отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо
сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай
и еще меньше - в ад. Последняя история - о самоубийстве бога. Атис
во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому
себе, девять дней вися на дереве, пригвождённый копьём; Христа
распинают римские легионеры. Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде.”
Так как в 20 веке появился новый повествовательный язык - КИНО-,
эти прекрасные и верные рассуждения Борхеса мы можем и должны отнести и
к нему. В кино обрели свои черты и сохраняются многие фундаментальные
черты массового искусства, которое исходно суть фольклорное мышление,
это и постоянство действующих фигур - герой, возлюбленная, антигерой,
вредитель…,
фильм "Матрица" фото 2
и существование на поверхностном уровне тех же эстетических
параметров, что и в текстах фундаментальной культуры(!), а
именно-интертекст, отсылки к мифологии или психоанализу.