Прошедшая в первых числах ноября в Герцлии вторая международная
конференция "Программы успешной индивидуальной адаптации евреев из бывшего
СССР в принимающих странах" (ICPA-2) вызвала столько слухов и кривотолков,
что обсуждению только газетных публикаций на ее счет можно было посвятить
целый материал. Поэтому я решил не писать полагающегося отчета о
конференции и вообще не высказывать своего мнения о ней, а предоставить
читателям возможность почерпнуть сведения об ICPA-2 и о том, что за ней
стоит из вполне независимого, в высшей степени авторитетного и гораздо
более меня информированного, чем я источника. Причем степень его
объективности станет ясна из дальнейшего материала.
Доктор Миша Гальперин, генеральный директор UJA Federation of
New-York , стоял у истоков пока еще не оформившегося движения, одним из
проявлений которого была ICPA-2, как и первая конференция ICPA-1
состоявшаяся год назад.
UJA Federation of New-York - одна из крупнейших еврейских организаций США,
объединяющая целую сеть еврейских фондов, клубов, синагог большого
Нью-Йорка, то есть крупнейшая еврейская община не только США, но и всего
мира. Достаточно сказать, что 20% бюджетов Сохнута и Джойнта финансируются
за счет средств, собираемых UJA Federation of New-York. Миша Гальперин, 23
года назад приехавший с родителями подростком в США из Советского Союза, не
только возглавляет эту еврейскую организацию, но и является единственным
эмигрантом из России, занимающим столь высокий пост в еврейском мире. Своей
идеей объединения русскоязычных евреев стран эмиграции и Израиля Миша
заразил и вдохновил своих американских коллег и продолжает эту идею
отстаивать.
Мы беседовали с Гальпериным накануне его отъезда в Нью-Йорк, за день до
закрытия конференции. Я еще не знал, чем она завершится, и потому спросил,
планируется ли на конференции или в результате ее работы создание
какой-либо организации.
- Нет, мы не для этого ее собирали, - ответил доктор Гальперин. - Задача
ставилась другая: установить и укрепить личные контакты между людьми,
которых волнуют вопросы консолидации, укрепления общины русскоязычных
евреев, продолжения ее традиций, еврейской мысли, менталитета ...
Действительно, были предложения создать и какую-то формальную структуру для
реализации этих целей. Но я остерегаюсь начинать с этого. Мне хорошо
известно, что в нашей среде (я имею в виду евреев - выходцев из СССР)
создание организаций - процесс контрпродуктивный. Как только появляется
организация - возникают лидеры - тут же начинаются конфликты. Я бы
предпочел начинать не с крыши, а с фундамента и стен. Пусть люди
познакомятся друг с другом, обменяются идеями, научатся взаимодействовать,
почувствуют свою силу, возникнут естественные контакты и взаимное доверие.
А тогда уже, в недрах этлого движения, может возникнуть структура, которой
останется придать лишь официальный статус.
- То есть вы за то, чтобы роды прошли естественным путем?
- Именно так. А пока мы пытаемся лишь упорядочить уже существующую
тенденцию взаимопонимания внутри общины, поддержать русско-еврейскую идею
идеологически и материально. В интересах всего еврейского народа, всей
общины. Меня очень беспокоит стремление политического перехвата процесса
общинной консолидации. Мы не против политики и представителей нашей общины
в политике - это тоже показатель нашей силы и расширение наших
возможностей. "Русские" израильтяне добились здесь наиболее впечатляющих
успехов. И уже возникает мнение: вот единственный путь к подъему авторитета
общины, росту ее влияния. Нет, не единственный. Рассуждать так - значит
ограничивать себя в действительно имеющихся в нашем распоряжении средствах.
Кроме того, такой путь таит в себе много опасностей. Где политики - там и
политические интересы, борьбы за голоса избирателей. И если возникает
какое-то общественное движение, у интересантов тут же появляется стремление
привлечь его в свой электорат. Я категорически против какой-либо
политической окраски общинной консолидации.
- Но такое впечатление уже сложилось. И эту конференцию еще до ее начала
называли партийной тусовкой Исраэль ба-алия ...
- Мне очень жаль, если существует такое мнение. С одной стороны, оно
абсолютно несправедливо, с другой - я понимаю, почему оно могло возникнуть.
На прошлой конференции, когда существовала единственная "русская" партия,
олицетворявшая всю общину, общинные лидеры концентрировались вокруг нее, и
они представляли наиболее активную часть тогдашнего собрания. Натан
Щаранский и в прошлом правительстве, и в нынешнем возглавляет
межминистерскую комиссию по алие и абсорбции. К тому же среди участников
конференции - и прошлой, и нынешней - много сторонников Исраэль ба-алия. Но
это ничего не говорит о каких-либо наших партийных предпочтениях, которых
у нас нет, и попросту быть не может. Сегодня, когда ситуация изменилась и в
Израиле существует несколько "русских" политических движений, мы одинаково
открыты для контактов как с партией Щаранского, так и с партией Либермана
и с партией Бронфмана. Поскольку мы представляем движение неполитическое,
они нас интересуют прежде всего как лидеры "русского" Израиля, и только.
Неужели, затевая консолидацию евреев из бывшего СССР во всемирном масштабе,
можно позволить себе разделение внутри Израиля по партийному признаку, на
основе каких-то политических предпочтений? Это в корне противоречит нашей
основной идее. Мы должны работать на пользу всей общины - и не дадим
растащить движение по партийным квартирам.
- На открытии конференции вы говорили в основном об опасностях, таящихся в
развитии движения общинной консолидации. В частности - угрозе репутации ...
- Да. Это очень важно. Смотрите, две американские газеты написали о
подозрениях в отношении американских банков в отмывании денег русской
мафии, в скандале оказались замешанными - тоже по утверждениям газетчиков -
некоторые эмигранты из бывшего СССР. Это всего лишь скандал, подобный
многим, которые были и еще будут. До сих пор неизвестно, действительно ли
эти люди виновны. Но подозрение пало на всех эмигрантов из России. На
"русских" пытаются наклеить ярлык "мафиози", который некогда висел на
итальянцах. Только лишь принадлежность к общине вызывает подозрения.
Газетчикам выгоден скандал - они делают свое дело, их как бы не в чем
обвинить. Но как легко создать негативный имидж! Поэтому я говорил о том,
что в нашем движении честность и порядочность должны быть возведены в
основной принцип. Не должно быть людей, преследующих собственную выгоду,
какие-то свои личные, корыстные или карьерные интересы. Полная отчетность,
гласность и открытость - куда вкладываются средства, на какие цели, из
каких источников. Мы не имеем права своими неосторожными действиями нанести
ущерб репутации русскоязычного еврейства в мире и подорвать доверие к тем
положительным процессам, которые намерены развивать ...
Итак, возможно, со временм, в разговорах, посиделках, обмене мнениями,
попытках совместных дел, с естественным отсевом своекорыстных интересантов,
может вырасти мощное, не соблюдающее границ, движение евреев из России. От
чего все мы в конечном итоге выиграем.