При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Jewish News" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
Евреи для меня, несомненно, избранный народ. Но, чтобы соответствовать своему
предназначению, мы должны не забывать два правила. Во-первых, все люди рождаются
равными. Во-вторых, избранность в нашем случае - это не родовой титул, а предназначение,
которое мы добровольно взвалили на свои плечи. И если уж мы назначены быть "избранным
народом", то это обязывает нас служить примером высочайшей нравственности, гуманности
и человечности для других народов. Увы, экзамен на избранность пока не сдан ...
Доктор Авшалом Элицур живет в Реховоте, в квартале, населенном преимущественно новыми
репатриантами из бывшего СССР. До Института Вейцмана - рукой подать.
Семья Элицур репатриировалась из Ирана и поселилась в Реховоте в начале шестидесятых
годов, когда Авшалому было всего два года. С тех пор он так и живет в этом городе.
Родители были очень религиозны. Отец преподавал в йешиве. Едва научившись читать,
мальчик пристрастился к книгам и начал читать читал запоем все подряд - сказки и
мемуары, беллетристику и научную фантастику.
В 16 лет юноша к ужасу родителей бросил школу и устроился санитаром в больницу "Каплан".
Одновременно он стал самостоятельно изучать физику и психологию. Чуть позже, уже
будучи лаборантом в Институте Вейцмана, Элицур взялся проанализировать ТАНАХ с точки
зрения психологии, и написал на эту тему серьезное исследование. Восемь издательств
отвергли его труд, девятое решило рискнуть. Правда, частично ее издание оплатил сам
автор.
- Как раз в тот период одному израильскому физику, который жил в США, попалась на
глаза моя статья по квантовой теории, - рассказывает Авшалом Элицур. - Этот человек
пригласил меня на международный симпозиум физиков, проходивший в университете Филадельфии.
Я пробыл в США несколько недель, а моя книга тем временем вышла в свет в Израиле,
И, вернувшись из-за океана, я в одночасье из никому не известного лаборанта превратился
в знаменитость.
Самое неожиданное во всей этой истории, что книга вызвала интерес не только у рядовых
читателей. Труд одаренного самоучки всерьез восприняли и ученые - специалисты в области
и психологии, и иудаизма.
В конце восьмидесятых годов. профессор физики Тель-авивского университета Якир Ааронов
пригласил Авшалома Элицура защитить докторскую диссертацию на своей кафедре. Наверстывая
упущенное в учебе и одновременно работая над диссертацией, Элицур опубликовал десятки
научных статей. Большинство из них были посвящены квантовой теории, психологии и
философии научного творчества. Вскоре он стал доктором наук.
Благодаря своему молниеносному взлету, Элицур приобрел популярность не только в студенческих
и академических кругах, но и у телезрителей - его регулярно приглашают выступать
на телевидении в качестве участника научно-популярных программ.
Вторая книга Авшалома Элицура, "Время и сознание", вышла в свет четыре года назад.
Интерес к ней настолько велик, что на сегодняшний день издательство выпускает уже
пятый дополнительный тираж. Эта книга представляет собой запись двенадцати лекций,
прочитанных Элицуром в рамках передач Открытого университета по армейской радиостанции
"Галей ЦАХАЛ". Своей популярностью этой серьезный научный труд обязан поразительной
легкости изложения, свойственной Элицуру даже тогда, когда речь идет о самых серьезных
предметах.
- Какая историческая личность является для вас примером для подражания?
- Во-первых - Махатма Ганди. И, конечно же, Альберт Эйнштейн. Кстати, он в свое время
сказал о Ганди: "Будущие поколения землян не поверят, что такой духовный гигант,
как Ганди, мог родиться на нашей планете".
- Кем вы чувствуете себя больше - евреем или израильтянином?
- Это великая привилегия - родиться евреем. И еще большее счастье - быть израильтянином.
Ведь Израиль уникальный в истории человечества пример возрождения народа и его культуры
на своей древней земле, причем в обстановке непрекращающихся войн.
Евреи для меня, несомненно, избранный народ. Но, чтобы соответствовать своему предназначению,
мы должны не забывать два правила. Во-первых, все люди рождаются равными. Во-вторых,
избранность в нашем случае - это не родовой титул, а предназначение, которое мы добровольно
взвалили на свои плечи. И если уж мы назначены быть "избранным народом", то это обязывает
нас служить примером высочайшей нравственности, гуманности и человечности для других
народов. Увы, экзамен на избранность пока не сдан ...
Существует несколько способов привлечения граждан к "демократии участия". В Израиле
избрана первая датская модель, которая, кстати, уже подверглась ряду изменений. Но
эта модель очень удобна здесь, так как дает возможность подобрать самый широкий контингент
участников.
В марте 2000 года во всех газетах, в том числе и арабских, было опубликовано такое
объявление: "Требуются граждане/гражданки, желающие принять участие в обсуждении
следующих вопросов: будущее общественного транспорта в Израиле, порядок общественных
предпочтений, окружающая среда и общество. Первая в Израиле гражданская комиссия!"
Идея общенародного обсуждения общенародных же проблем родилась в Дании, а целью акции
стало желание укрепить так называемую "демократию участия". Любой желающий может
высказать свою точку зрения по волнующей его проблеме и таким образом принять участие
в формировании позиции общества в вопросах, имеющих непосредственное отношению ко
всему обществу в целом. Это и транспорт, и охрана окружающей среды, и здравоохранение,
и планирование городов, и телекоммуникации, и биотехнология и экономика... Всеми
этими проблемами, как правило, занимаются только специалисты, которые при всем их
опыте и образовании обычно оценивают ситуацию с узкопрофессиональной точки зрения.
Итак, темой, избранной для обсуждения первой в Израиле гражданской комиссией, стал
общественный транспорт. В мае в Иерусалимском лесу, в центре "Ципори" состоялись
две первые конференции потенциальных участников. Недавно в кнессете прошла третья
конференция. Она продолжалась четыре дня и проходила при содействии председателя
парламента Авраама Бурга. Один из дней ее работы был посвящен ответам специалистов
на вопросы, заранее подготовленные гражданским форумом. В ходе обсуждения был выработан
документ, в котором содержится общая оценка ситуации.
Он будет передан на рассмотрение Бургу, председателям различных комиссий кнессета,
генеральным директорам министерств экологии и транспорта. Он же будет распространяться
и на муниципальном уровне.
Речь идет о неформальном документе, поэтому он не является непреложным и обязывающим.
Но, так как он отражает мнение общественности, то не учесть рекомендации и пожелания
граждан при формировании политики, касающейся общественного транспорта, будет невозможно.
Руководитель гражданского форума в центре "Ципори" - Ронен Гофер, в прошлом физик,
ныне - общественный деятель. В начале минувшего года Гофер отправился в столицу Дании
Копенгаген, чтобы изучить возможность "импорта" в Израиль знаний, необходимых для
участия граждан в принятии правительственных решений. Эта методика была введена в
Дании в 1987 году, когда парламент принял решение поручить государственному Совету
по технологии провести эксперимент, в ходе которого рядовые граждане будут вносить
определенный вклад в принятие решений по важным и сложным вопросам, которыми, как
правило, занимаются исключительно специалисты.
Первый вопрос, обсуждавшийся Датским гражданским форумом, был связан с применением
генной инженерии в сельском хозяйстве. С тех пор методика общественного участия получила
распространение еще в 12 странах. В Дании за последние годы действовали 18 гражданских
форумов (каждый такой форум функционировал в течение полугода) по таким вопросам,
как качество продуктов питания, клонирование человеческого гена, загрязнение окружающей
среды, будущее частного транспорта, бесплодие, ограничение содержания консервантов
в продуктах питания, медицинская генетика, будущее рыболовства, продукты питания,
полученные при помощи генной инженерии.
Последняя тема - очевидно, одна из самых насущных - обсуждалась на гражданских форумах
и в восьми других европейских странах.
Каковы же достижения подобных форумов? Координатор форума в центре "Ципори" Ханан
Голан, который сейчас готовит свой докторат в области социологии, говорит, что он
выражает позицию граждан и закладывает основу для широкого общественного обсуждения.
В Австралии, к примеру, по рекомендации общественного форума было создано управление,
контролирующее ввоз в страну продуктов питания, полученных при помощи методов генной
инженерии.
Гофер добавляет, что в Дании, именно по рекомендации гражданского форума, парламентская
комиссия приняла решение об обязательном упоминании на товарной этикетке такого продукта
о том, что произведен он методом генной инженерии.
Существует несколько способов привлечения граждан к "демократии участия". В Израиле
избрана первая датская модель, которая, кстати, уже подверглась ряду изменений. Но
эта модель очень удобна здесь, так как дает возможность подобрать самый широкий контингент
участников.
Итак, в газетах публикуются объявления о намечающемся гражданском форуме по такой-то
теме. Как и в Дании, из массы желающих высказаться отбирают до 20 человек, не являющихся
специалистами по обсуждаемому вопросу. Они встречаются между собой трижды.
В Израиле на объявление, опубликованное в газете, откликнулось более 400 человек
- примерно в 2 раза больше, чем ожидалось. Им были отправлены подробные анкеты. Большинство
граждан это не отпугнуло - заполнено было 300 анкет, и из них комиссия отобрала 20
участников, 10 мужчин и 10 женщин, в возрасте от 25 до 72 лет. В состав форума вошли
представители всех слоев общества: светские и религиозные, один араб, один новый
репатриант, два пенсионера, семейные, разведенные и холостяк; лица с академическим
образованием, столяр и работник склада; жители городов, мошавов и кибуцев...
На первой встрече гражданский форум в течение двух дней обсуждал документ, который
участники получили еще до собрания. Делались попытки найти и обсудить конкретные
вопросы, с которыми группа собиралась обратиться к специалистам.
На второй встрече вопросы формулируются. Третья - это апогей всего процесса. Участники
форума встречаются в течение четырех дней со специалистами.
Деятельность форума финансируется центром "Ципори", министерством экологии и Фондом
Гольдмана из Сан-Франциско. В соответствии с первой обсуждаемой темой - будущее общественного
транспорта в Израиле - были избраны и организации - участники. Это центр "Ципори",
министерство экологии, министерство транспорта, центр "Ха-Шель", амута "Тахбура хайом
умахар"("Культура сегодня и завтра") и несколько ученых.
Деятельность такого форума чем-то напоминает деятельность организации "Четыре матери".
Там, под давлением женщин - матерей солдат, служащих в Ливане, уход из Ливана был
выдвинут на одно из первых мест в порядке правительственных предпочтений. Быть может,
и функционирование гражданских форумов тоже сыграет важную роль в формировании облика
нашего общества в будущем.
Пока неизвестно, какова будет тема следующего такого форума. Но будем надеяться,
что и он будет протекать достаточно плодотворно.
"Israel for You" Kaleidoscope - http://www.il4u.org.il/kalei/
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||