Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Israel - Press

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Входная страница

"Израиль для вас" - Пресс-сервис - 02/04/00

ОГЛАВЛЕНИЕ ВЫПУСКА:


ПОЛИТИКА

ПОЛИТИКА

    Папа на Святой земле

    Ирина Солганик, "Окна"

    Шесть дней продолжался визит папы римского на Святую землю. Израилю удалось справиться со сложнейшими организационными задачами и с этой точки зрения визит прошел безукоризненно.

    Беспрецедентные меры безопасности позволили избежать эксцессов со стороны фанатично настроенных представителей различных конфессий, собравшихся в Иерусалиме. Папа Иоанн Павел II предпринял, без сомнения, самые существенные шаги по сближению с Израилем и еврейским народом за всю историю существования католической церкви. Он настроен к Израилю особенно дружественно, и эта позиция выразилась как во многих документах, осуждающих антисемитизм, так и в его визите в римскую синагогу, в признании Израиля и в нынешнем паломничестве в Иерусалим.

    Высший католический духовный авторитет впервые нанес официальный визит в Израиль, а, значит признал его. Этот приезд его означает сближение и примирение между христианством, преследовавшим евреев в течение многих сотен лет, и иудаизмом, - хотя, конечно, антисемитизм не прекратит свое существование и после нынешнего примиряющего визита.

    Предлагаем вниманию читателей мнение журналистки Ирины Солганик о результатах визита римского папы на Святую землю.

    Папа римский побывал на Святой земле, никого не обидев, приложившись к двум наполненным святой землей чашам - в аэропорту Бен-Гурион и в Назарете и признав поочередно национальные устремления, а также страдания каждой из сторон, в том числе и палестинские.

    Евреи ждали от папы извинений за преступления католиков против евреев и поддержку церковью нацистов. Он извинился у Стены плача; на церемонии же в мемориале "Яд ва-Шем" папа, чьим предшественником был в том числе и преступный Пий XII, отказавшийся осудить убийства евреев во время второй мировой войны, выглядел скорее как уцелевший в Катастрофе. Иоанн Павел II, посетивший лагеря смерти от Освенцима до Майданека, еще в 1979 году назвал Освенцим "Голгофой современного мира; с этого момента, казалось, Ватикан готов присвоить себе места, фигуры и символы еврейского страдания.

    На церемонии в "Яд ва-Шем" папа обвинил в преступлениях завершившегося века "идеологию мира без Б-га"; по его мнению, философия "мира без Б-га" (то есть философия Маркса, Ницше, Фрейда) подготовила и смерть человека в Освенциме и ГУЛаге. Тогда же папа, как говорят, открыл новую страницу в еврейского-христианских отношениях с помощью нескольких ключевых слов - молчание, признание, сотрудничество.

    Папа строго соблюдал симметрию - визит в "Яд ва-Шем" был уравновешен поездкой в лагерь палестинских беженцев, а встреча с представителями мусульманского Вакфа (Управление святыми местами ислама) общением с главными раввинами; каждый лагерь, впрочем. старался склонить папу в свою сторону. Главная битва была за Иерусалим - не успел папа приземлиться в аэропорту, как ему сыграли со значением "Золотой Иерусалим", сопровождавший его всю дорогу и напоминавший, кому принадлежит город. дабы папе не пришло в голову представить Восточный Иерусалим палестинской столицей, раввины цитировали ему ТАНАХ, где говорится о сугубо еврейской принадлежности неделимого города, мэр же Иерусалима Эхуд Ольмерт читал подходящие к случаю отрывки из псалмов, чему Фейсал Хусейни (министр по делам Иерусалима в палестинской администрации) смог противопоставить лишь воздушные шары и палестинские знамена.

    Визит папы проходил в трех временных измерениях - в прошлом, связанном с жизнь и смертью Иисуса, в заряженном политикой настоящем папа, наконец. признал, что Израиль существует и за пределами христианского воображения и пространства. Папа вещал также и о будущем, и, в частности, о новых отношениях между религиями, не забывая и об упрочении своей церкви и посылая молодежь XXI века распространять повсюду благую католическую весть. Папа, многократно писавший о социальной справедливости и завоевавший прозвище "религиозного коммуниста". провел грандиозную мессу у подножья горы Благоденствия, неподалеку от того самого места, где почти 2000 лет назад Иисус где верующие стали свидетелями божественных чудес, включая чудо приумножения хлебов и рыб.

    В районе горы Благоденствия, где собралось послушать мессу около 50 тысяч человек ненадолго все смешались в религиозным экстазе - молодые строгие армянские дьяконы с бородами, в черных сутанах, с крестами на груди, несущие Евангелие, эфиопские монахи в черных облачениях, чьи душераздирающие литании напоминали плач их народа; процессии францисканцев со скуфьями на головах, облаченных в грубую шерстяную коричневую ткань, стянутую белыми шнурами с тремя узлами, символизирующими три обета - послушания, бедности и целомудрия.; бесчисленные молодые паломники - поляки, филиппинцы, на время объединившиеся индийцы и пакистанцы, и так далее. Папа, казалось, прибыл примирять и объединять.

    На деле понтифик не смог, конечно, примириться даже с конкурирующей, отпочковавшейся почти 100 лет назад греческой православной церковью, чей патриарх, боясь потерять свое особое положение, пугал католиков, что в случае нарушения ими статуса-кво "Б-г тоже займет в этом споре свою позицию и произойдет катастрофа".

    Папа пытался наладить связи между религиями, но и здесь сталкивался с глухим непониманием - ортодоксальные евреи с опаской относились к межконфессиональному диалогу (как сказал в одной из информационных программ израильского телевидения профессор Флюссер, если бы иудаизм был мировой религией, он вряд ли позволил бы другим религиями существовать). Нетерпимые шейхи и вовсе отказались общаться с раввинами, а иерусалимский муфтий, несмотря на натиск Арафата, не явился на трехстороннюю встречу с участием раввинов и самого передового из римских пап.

    Следует ожидать, вероятно, что примиряющая поездка Иоанна Павла II приведет в результате только к обострению палестинско-еврейских отношений - ведь каждая из сторон, чьи амбиции были подкреплены дружелюбной позицией папы, с еще большим упорством будут отстаивать свои права на Святую землю, а также на Иерусалим.

    Оглавление выпуска


    "Israel for You" Kaleidoscope - http://www.il4u.org.il/kalei/



    http://www.citycat.ru/
    E-mail: citycat@citycat.ru

    В избранное