Психология счастливой женщины - откуда в детях жестокость?
Приветствую, друзья!
С вами аналитический психолог Юлия Калбекова.
Сегодня поговорим о том, откуда в детях жестокость.
Письмо от моей подписцицы:
Здравствуйте! Читала
ваши статьи на сайте. Задать вам вопрос заставил случай в нашем городе:
шестиклассник швырял камнями и оскорблял бездомного, а его одноклассники
снимали все это на мобильный для соцсетей и смеялись. Бедняга терпел в конце
концов дал несколько пенделей обидчику по пятой точке. В отношении бездомного
возбудили дело. Этот случай наводит на тяжелые мысли. Откуда в детях такая
жестокость? И в подростках, которые группой насилуют девушку и снимают на
телефон? Как от них защищаться? Они ведь знают, что никто их не привлечет к
ответственности и ощущают вседозволенность. И как подобного можно избежать?
И еще
вот такое явление. Почему дети отдельных учителей терроризируют? У одних
спокойно ведут себя на уроках, над другими же издеваются? Хотя ничего плохого
педагог им не делает. Тема актуальная на сегодня. Хотелось бы прочитать ваше
мнение на этот счет.
***
Здравствуйте Лилия.
В Вашем письме много
тревоги. Я понимаю Ваше беспокойство и страх.
И хочу сказать, что
те же самые чувства переживают вот эти ужасные подростки. Только уровень их негативных
чувств в разы выше.
Вы спрашиваете – откуда
в детях такая жестокость?
Как это ни печально,
но жестокость – это ТО, что погрузили в них родители. И если подросток
совершает насилие, это значит, что то же самое с ним делали в детстве значимые для
него взрослые – мама, папа, сестра, брат и т.д. Т.е. он тоже терпел насилие.
Причем насилие не
обязательно физическое. Насилие могло быть и моральным.
В любом случае подросток
переживал точно такие же чувства – унижения, бессилия и боли – какие испытывал в
момент издевательств тот бездомный.
И при этом ребенок не
справился с травматическими переживаниями. В его психике осталась такая раненая,
изнасилованная детская часть, с которой ему невыносимо жить. С которой он
неспособен взаимодействовать. Ведь это слишком больно.
И тогда он вынес ее
за пределы себя – т.е. начал делать с другими то, что в детстве делали с ним. Иначе
говоря, ребенок выбрал идентифицироваться со своим палачом, потому что «жертвой»
быть больно.
Это защита
травмированной психики – чем терпеть боль, лучше ее причинять.
А другой позиции он
не знает. Потому что его психика раскололась на две части – жертву и палача. И такой
ребенок способен проживать только эти два состояния – либо жертвы, либо палача.
А теперь давайте посмотрим, почему
бездомный оказывается в роли жертвы.
Дело в том, что и этот
бездомный – такой же травмированный ребенок. И его внутреннее содержание очень
резонирует с содержанием издевающихся над ним детей. Только при этом бездомный,
в отличие от них, выбирает занимать позицию жертвой, как это было когда-то в
детстве.
Как я уже говорила,
в результате травмы психика раскалывается на две части – монстра и раненого
ребенка. И человек способен занять только одну из этих позиций. Ведь у
травмированной психики выбор невелик.
При этом, когда
занимается одна из позиций, вторая уходит в тень. Ну. а то, что в тени,
обязательно проецируется вовне. И поэтому рядом с жертвой всегда оказывается
палач, а рядом с палачом – жертва.
Тот же принцип
работает и в отношениях учителей и учеников.
Почему дети
терроризируют отдельных учителей? Потому что эти учителя тоже раненые дети,
оставшиеся в состоянии жертвы. Это их бессознательный выбор.
При этом какими бы
они добрыми и замечательными ни были, их все равно прессуют. Потому что внутри
педагога вот такой униженный ребенок, с которым поступают так, как поступали
родители (или другие значимые взрослые).
Ведь родители
определяют наши судьбы. Это наши боги. Во взрослой жизни мы относимся к себе
так, как относились к нам родители. И в конечном счете мир реагирует на нас
так, как это делали родители.
Вы пишите, что эти
педагоги ничего плохого детям не делают. Это закономерно. Если педагог способен
сделать ребенку плохо, причинить боль, унизить или обесценить, то такой человек
занимает позицию монстра. И травмированный ребенок, который только что
издевался над бездомным, перед таким учителем провалится в позицию жертвы.
И это очень
печально. К сожалению, в жизни много боли.
Тем не менее, травма
– не приговор. И ее можно исцелять, работая с психологом.
И это я рекомендую
всем – и взрослым, и детям.
Исцеляйте своих
детей и детей в себе. Ведь и те, и другие нуждаются в любви, помощи и
поддержке.