Женская Линия - о комфорте, здоровье, жизни, людях, развитии. Школа плюс родители: минус синдром
Моя дочка-второклассница, однажды вернувшись из художественной школы, добровольно улеглась спать средь белого дня, вызвав переполох в благородном семействе, поскольку словосочетание «ложиться спать» стараниями неугомонного и неутомимого ребёнка в нашем доме давно уже обрело значение крайне нежелательного высказывания. Температура, пульс, кровяное давление, даже стул
и аппетит вкупе с прочими антропометрическими замерами и показателями обнаружились в пределах нормы, позволив отбросить за ненадобностью мысль о подцепленной «рото-вирусной» инфекции. Однако непростой опыт материнства, позволяющий мне уверенно квалифицировать себя как педиатра-надомника, подсказал верный диагноз, одолевший моего ребёнка, - синдром третьей четверти.
Термин «синдром», происходящий от греческого слова «скопление», звучит угрожающе для родительского уха, но означает всего лишь сочетание симптомов, характерных для определённого состояния организма. Третья же четверть, выпадающая на одно из самых неблагоприятное времён года, тянется дольше, чем другие школьные четверти, и на период её царствования традиционно приходятся не только ударные дозы изучаемой информации и устраиваемых контрольных работ, но весь спектр проводимых олимпиад,
от общешкольных до международных. А для ребёнка, ежедневно посещающего школу, к концу февраля - началу марту свойственны снижение успеваемости и работоспособности, накопившаяся усталость, сонливость, неважное самочувствие. Совокупность этих признаков, имеющих общий механизм возникновения, и позволяет педагогам и психологам использовать понятие «синдром третьей четверти».
Для человека, как и для большинства других живых организмов, очень важны суточные и сезонные ритмы. Значительный перепад температур, разная продолжительность светового дня, даже иной состав пищи в зависимости от сезона определённым образом влияет на функционирование организма. Уже в античные времена апологеты медицины Гиппократ и Гален заметили связь между биологическими природными ритмами и состоянием человека, рекомендуя своим последователям при диагнозе и лечении болезней
«учитывать состояние неба, время года и конкретную местность».
Мероприятия, которые смогут помочь ребёнку в третьей четверти если не полностью преодолеть своё апатично-недомогающее состояние, то хотя бы частично повысить самочувствие и интерес к учёбе, назубок отчеканит любой из родителей, не заглядывая в медицинские справочники и не прибегая к консультации приглашённого педиатра. Здоровый полноценный сон, строгий режим дня, игры на свежем воздухе, занятия спортом, смена видов деятельности, упор на витамины, правильное питание с преобладанием
в рационе наиболее полезных продуктов, доброжелательное отношение и моральная поддержка ребёнка, музыко- и смехотерапия...
Однако большинство родителей не догадываются, что их возможности в организации процесса школьного образования гораздо значительнее. Родителям под силу не только улучшить микроклимат в семье и наладить питание и уход за ребёнком, но и радикально изменить структуру школьного графика. Родительский комитет или попечительский совет имеет право порекомендовать администрации школы, гимназии или лицея пересмотреть и скорректировать режим учебных занятий, а руководство образовательного
учреждения может с учётом пожеланий родителей самостоятельно решить вопрос о делении учебного года на четверти, триместры, семестры или другие временные периоды, выбрать пятидневный или шестидневный режим занятий.
Сама идея о допустимости пересмотра календаря учебных дней и каникул возникла в советскую эпоху, но реализовывать такие новаторские и спорные по тем временам проекты разрешалось лишь ограниченному числу экспериментальных школ, ведь вся конструкция советской общеобразовательной системы была построена по единому стандарту. Сегодня действующее законодательство позволяет любому обучающему заведению, от частной столичной гимназии до муниципальной малокомплектной сельской школы разрабатывать
собственный режим преподавания и структуру учебного года, ориентируясь на психофизиологические особенности учащихся, не забывая при этом соблюдать условие: количество каникулярных дней без учёта летних месяцев не зашкаливает за число 30. Кроме этого, первоклассники имеют право на дополнительный недельный отдых, который традиционно и предоставляется малышам в середине суровой третьей четверти. Все педагогические инновации, связанные с изменением режима, программы и технологии обучения должны быть обоснованы с
точки зрения их соответствия возрастным и функциональным особенностям учеников.
Наиболее популярным режимом обучения у школьников и преподавателей становится регулярное чередование учебного и каникулярного времени: через пять или шесть недель учёбы наступают недельные каникулы. Сторонники подобного режима уверены, что он хорошо соотносится с биологическими ритмами учащихся, нуждающихся в периодической смене деятельности, и поэтому позитивно отражается и на состоянии их здоровья, и на усваиваемости учебного материала. Противники деления на триместры убеждены,
что частые смены отдыха и учёбы затрудняют прохождение естественной адаптации ребёнка к школе, когда настрой на учебный процесс резко обрывается каникулярными днями. Чем больше перерывов на отдых, тем сложнее школьнику восстанавливать собственные ученические и дисциплинарные навыки
Иногда образовательное учреждение, желая снизить нагрузку ребёнка, практикует проведение уроков парами. Такая мера позволяет выполнять домашние задания не по нескольким, а всего по двум-трём предметам.
Как скоро будет осуществляться массовый переход образовательных учреждений от консервативного, апробированного десятилетиями привычного графика учёбы к неоднозначно трактуемому новаторскому графику, покажет лишь время. Возможно, этому будут способствовать усилия неравнодушных родителей, прогрессивных педагогов и внимательных докторов. А также тот немаловажный для страны факт, что введение нового учебного и каникулярного календаря не повлечёт за собой никаких дополнительных финансовых
расходов ни для школ, ни для родителей.