Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русское узорочье

  Все выпуски  

Немного об одежде. Часть 2.


(C) Никитина А.И., 2009
(C) Оформление, Распространение: Хисамов М.М, 2009
(C) Издательство, "Рунова катаба", 2009

Русское обережье
Никитина Арина Ивановна
Тольятти

Фрагменты книги
публикуется с согласия автора

Выпуск No 6
Немного об одежде [2]

Глава 3

Немного об одежде. Часть 2.

Смотрим дальше.

Чуть выше уровня подола рубахи располагалась вышивка на запястьях рукавов. Надо учесть, что в некоторых губерниях запястье называлось заман ( однокор.сл.: заманивать, замануха) и ладонь с кистевой ее частью – лопоть, лапоть (од.кор.сл.: лапать - в значении хватать), ручица («обладающая качеством руч(ья), рук(и)»), хапуга(и), хирьга(и) (кирга).

Что же такого можем мы заманивать, хватать, хапать, подгребать к себе, как хиргой (кочергой)? Что ценного для нас настолько, чтобы это нашло свое отражение в вышивке на соответствующей части одежды?

Наши руки участвуют в нашем процессе становления непосредственно – именно руками мы сначала ощупываем, охватываем познавая наш мир, через руко-делие мы учимся создавать Мир-Вселенную. Это тот инструмент, с помощью которого мы уподобляемся впервые Богу, еще не овладев высшим умением творения через слово и мысль.

Значит, рукава одежды было важно защитить не только потому, что это отверстия в целостности одежы, откуда могла уйти сила или войти что-то ненужное, чужеродное, но и потому что руки – это то, с помощью чего мы ладим, творим, варганим наш Мир. Кроме того, руки являются инструментами в нашей профессии.

А во времена наших предков ручной труд имел еще большее значение, чем сейчас. Таким образом, мы можем предположить, что именно качества человека как творца, мастера, профессионала какого-либо дела отражались в вышивке на рукавах.

И действительно, в этнографических сборах русских костюмов на рукавах мужских рубах мы можем увидеть:

  1. знаки растительности, всходов (пахарь, крестьянин?);
  2. ячеистые узоры (соты) (пчеловод?);
  3. волнистые линии (вода?) (рыбак?);
  4. узоры, соотносимые с богом Ярилой - стрелы, яровы уды (одежда парней, юношей);
  5. фигуры хищных зверей и зверо-птиц (охотники?).

Женские рубахи орнаментированы на запястьях следующими типами узоров:

  1. знаки засеянного поля;
  2. растительный орнамент;
  3. волнистые линии;
  4. знаки семени и зародыши;
  5. рогатые узоры

На женских рубахах узоры на запястье могли означать и профессию мужа, и какое-либо собственное особенное умение женщины. Но женские рубахи вышивались не только на запястьях, но и на верхней части рукава, которая называлась полик.

Давайте обратимся к самому слову: корень слова имеет следующие родственно-корневые связи: полик – поле – пол – пол(половина); а суффикс –ик- имеет уменьшительно-ласкательное значение ( как в словах ключ-ик, зонт-ик, кот-ик и т.п. ).

Мы получаем два возможных значения слова полик – «маленькое поле» и «маленькая половина» - половина уже не является целым, поэтому она не может сама быть маленькой, иначе получается несуразица (вроде «масло масляное») – остается второе значение – «маленькое поле».

В мифологии и русских сказках очень часто встречается образ «Бранного поля» - места битвы добра и зла, правды и кривды, войска королевичей и Марьи Моревны (Смерти). Женщина не являлась профессиональным войном (во всяком случае, такое встречалось достаточно редко), но она – хранительница домашнего очага, берегиня рода своего (до замужества) и рода мужа (после) – своей семьи.

Поэтому и бились всегда мужи сильные и мудрые за женщин и берегли их. Но и женщина билась за здоровье и счастье своей семьи ежедневно, а в случае большой беды – и на полях сражений защищала свой дом, когда больше некому было защищать, поэтому и было только у нее «поле бранное» на одежде, где спрашивала она помощи у богов-покровителей рода своего и мужнего.

И действительно, на поликах женских рубах мы встречаем следующие узоры вышивок:

  1. фигуры богов и богинь, с воздетыми кверху руками (обращение к Солнцу и Небу);
  2. фигуры богов и богинь, с опущенными книзу руками (обращение к Земле);
  3. растительные орнаменты с большим количеством сказочных цветов и деревьев;
  4. гигантские птицы (образы Гамаюн, Алконест, Феникс, птицы Матерь-Сва ?), часто с восседающими на них фигурками людей и богов (подобные сюжеты часто встречаются в волшебных сказках);
  5. люди-кони, люди-птицы;
  6. звезды (как фон для других мотивов, что явно указывает на изображение не земного, а горнего, небесного мира; или самостоятельно);
  7. изображение Солнца и Луны (самостоятельно или в композиции с другими элементами).

 

Продолжение следует...

(C) Никитина А.И., 2009
(C) Оформление, распространение: Хисамов М.М., 2009
(C) Издательство, "Рунова катаба", 2009

Русское узорочье

Русское обережье

 

Фрагменты книги.
публикуется с согласия автора.
Любое использование материалов рассылки и текстов книги
разрешено только по согласованию с правообладателями,
с указанием прямой активной ссылки на сайт arina.yantrino.ru


В избранное