Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русское узорочье

  Все выпуски  

почему для полотенце существовало на Руси несколько названий?


(C) Никитина А.И., 2009
(C) Оформление, Распространение: Хисамов М.М, 2009
(C) Издательство, "Рунова катаба", 2009

Русское обережье
Никитина Арина Ивановна
Тольятти

Фрагменты книги
публикуется с согласия автора

Выпуск No 3
Загадка простоты. Часть 2

Загадка простоты. (Продолжение)

Хотите узнать тайну создания Живого Мира – Мира Душ, Мира наполненного Любовью и Разумом? Заглянем в прошлое?!

Не последнее место в крестьянской, и не только, избе занимали рушники, ну или полотенце, как их принято сейчас называть.

А задумывались ли вы когда-нибудь, почему для столь, казалось бы, простого предмета домашнего обихода, как полотенце существовало на Руси несколько названий? Рушник, бранница, полотенце, ширинка – зачем так много названий для одного и того же? Ведь все названия бытовали в одном государстве и в некоторых местах в один период. Давайте обратимся к словам.

Руш – ник – корень явно указывает на слово-корень (слово состоящее из одного корня и равное его значению, либо носящее его значение как действие) «рушить». Но что можно разрушать полотенцем?

Обратимся к опыту русских знахарей: при помощи полотенец лечили вывихи и переломы; ими протрясывали при эпилепсии; полотенцем лечили «дурную голову и мысли»; им выметали и выгоняли всякую болезнь, «выпрыгнувшую из тела» после сеанса лечения и т.д.

То есть полотенца использовали в манипуляциях, направленных на разрушение болезни!

Вспомним, как у нас представляли наши предки болезни? В виде двенадцати сестриц-трясовиц! Можно предположить, что и разрушающих полотенец было 12 – по числу болезней.

Как их различали? Все просто – при помощи вышивок. Мы знаем, что у славян было очень четкое представление о силах, которые могут навредить: верили, что если человек достаточно силен и смел, то достаточно просто назвать зло своим именем, и оно уйдет.

Возможно, что и с подобными рушниками было также – каждый рушник создавался в помощь в лечении от какой-то одной болезни – и именно эта сестрица-трясовица, лихоманка изображалась на нем, самостоятельно или в борьбе с каким-либо светлым божеством.

Кроме того, слово «рушить, разрушать» имеет и значение «лишать жизни» (а разрушенный – лишенный жизни) – явная связь с культом смерти. Возможно, что именно рушниками называли те полотнища, на которых несли гроб (как это есть сейчас) или везли покойника, а кроме того, рушник присутствовал в свадебной обрядности, где невеста умирает для одной семьи и рождается в другой.

Но нужно учитывать и то, что корень –руш- может образовываться от корня –рук-, тогда слово «рушник» приобретает значение «то, что предназначено для рук».

Бран-ница - В мифологии и русских сказках очень часто встречается образ «Бранного поля» - места битвы добра и зла, правды и кривды, войска королевичей и Марьи Моревны (Смерти). Это место поиска и отстаивания правды, истины.

Если исходить из этого, то получалось, что бранница – полотенце, в которое заложено пожелание «быть твердым, идти по пути правды, отстаивая истину».

А кто является таковым? Боги, наши предки, которые уже достигли таких высот. Может поэтому и изображались на бранницах божества плодородия (пожелание быть таким же успешным в делах, магии земли), рожаницы (быть таким же плодовитым и счастливым на детей), богиня Лада (быть в ладу со всем, что тебя окружает) и т.д.

Поло-тен(ь)-це – корень -поло- или –поле-, корень –тен(ь) – и все ясно: поле, где есть тень. А что такое тень в славянской мифологии? Это образ нашей души. Получается, что полотенцем владел тот, чья душа была видна, кто жил душою. Согласитесь, что это достаточно высокий этап в самопознании и развитии. Именно душа может все, в том числе и превращаться во все, что угодно.

Может поэтому именно полотенце бросает за спину Машенька в сказках, и из него появляется лес или горы, или дорога, или река. Тогда сразу становиться понятно, почему на полотенцах нет вышивки, кроме иногда встречающейся скромной красной окантовки по периметру: полотенце – это дверь в другие миры, которое может стать чем угодно, по велению его хозяина.

Ширинка – так не только на Украине, но и в окрестностях Рязани, Казани, Нижнего Поволжья называли полотенце, отрезанное по ширине тканного полотна. Это же название указывается в «Домострое» (с 15в.) и монастырских оброковых списках (с 13в.). Название явно связано с особенностями кроя – по ширине ткани.

Возможно, что название и каким-то образом связано с просторами, «шириною» местностей, где бытует данное название. Надо отметить и то, что на ширинках в основном встречаются вышивка в виде:

  • злаков и полевой растительности;
  • коней и всадников (конь – главное достояние кочевого и степного жителя);
  • ростков, зародышей семян и людей, знаков земли.

    Но есть в доме и еще простые, но загадку таящие вещи.

    Кстати, слово «простой», если расшифровывать с помощью образов, заложенных в каждой букве русского алфавита, тоже интересно: П – покой, путь; Р- радость, радуга, дорога богов; -Ра (о) - солнце; -Рост- рост, развитие; Сто – век жизни человека; Т – твердость духа; Й – лед: « Путь солнца, как дорога богов на рост человека в век данная для твердостью духа преодоление льда».

    Пол в избе был выстлан множеством дорожек и половиков. И вчера и сегодня их создают несколькими незамысловатыми способами, известными и популярными даже у современных стариков:

  • вяжут крючком из лент, нарезанных с кусков ткани по спирали;
  • ткут на рамке из тех же разноцветных полосок ткани, где в качестве основы протягивались суровые льняные, конопляные или крапивные нити;
  • вышивают бахромчатым швом (вытянутыми петлями) по суровому полотну, мешковине.

    Дорожки и половики были и остаются яркими, разноцветными – их основным рисунком являются полосы. Многоцветная полосатость данных изделий связана не только с практичностью, но и с названием этих вещей.

    Дорож-ка ( дорог-а ).

    Слово дорожка – уменьшительно-ласкательная производная от слова «дорога», имеющая тоже значение. Но не надо забывать, что дорога в славянской мифологии является и символом судьбы. А судьба, как известно «полосатая» - состоит из разных событий. Причем, в отличие от наших современников видели в ней гораздо больше цветов и вариантов событий, чем черно-белое.

    Поло(е)-вик (поле, место вика). Слово половик состоит из двух корневых морфем – поло-(поле-) и корня –вик-. Справка: *вика (др.русс.) – 1.посевной горошек, кормовой (тульск.губ.); 2. крик, плачь. А у северных славян, в частности викингов *Вик – суд, разрешение спора через общинный, вечевой суд. Скорее всего, слово половик в своей второй корневой морфеме связано со вторым значением и, таким образом, все слово будет значить: «место, поле крика, плача и суда, разрешения спора».

    Не правда ли, интересно?! А ведь действительно, у всех славянских народностей был обычай: серьезные споры, затрагивающие честь сторон, решали на судебном поединке, происходившем на особом полотне, растянутом в специальном лобном месте ( центральной площади города, поселка, деревни).

    А поскольку малое всегда у наших предков было зеркалом большого, то где как не в центральной части горницы, на половике происходило решение спорных вопросов в семье. Вот вам и простой половик! А если спор в семье не уладить, то и судьбы совместной не будет – дороги людей разойдутся!

    Вот вам и дорожка! А полосы на дорожках и половиках – напоминание людям о том, что в судьбе может быть всякое, главное – уметь это пережить всем вместе.

    А в избах старообрядцев Новгорода и Поволжья до сих пор встречается четко определенное расположение этих изделий в горнице, нарушать которое запрещено. Все дома старообрядцев и староверов четко ориентированны по сторонам света, и дорожки лежат от печи на западе – до окна на востоке, от входа на юге – до окна на севере (или глухой стены на севере). А половик занимает почетное место посередине и стелиться поверх перекрестия, образуемого дорожками.

    Оригинал картинки - в блоге автора arina.yantrino.ru

    .Стены горницы (уж позвольте мне так называть русскую избу) были украшены коврами, вышитыми тамбуром, вытянутыми петлями, крестом, счетной гладью, тканными и сшитыми из кусочков меха и ткани.

    Слово *ковер - древнерусское, причем по происхождению дунайско-булгарское или волжско-булгарское, то есть, не смотря на отдаленность географических мест изначального происхождения и бытования слова, оно в обоих случаях восходит к культуре булгар.

    Булгары – волжские племена славян, получившие свое второе название от тюркского слова *булгас ( кожа с задних ляжек трехлетнего быка) из-за основного вида товара, поставляемого этим народом на базары – сафьяновых сапог (сапоги из особой узорчатой кожи) и других кожаных изделий.

    Булгары являлись полукочевым народом, а кроме того проживали в местах, где зимой и осенью очень сильные ветры – возможно поэтому и создали славянские мастерицы такое изделии, как ковер, прекрасно утепляющий любые стены – от кибитки и шатра, до избы и крепости.

    Одним из самых распространенных видов рукоделия данного этноса была мозаика из коровьей и бычьей кожи, а также меха коз. Возможно, что и первые ковры были сделаны именно из этого материала. Само слово состоит из одной смысловой морфемы: *ковер, однако и она могла быть исторически разделена на две: *кова- и –ер.

    Слово *кова (др.рус.) имеет значение «след от упавшего зверя на снегу», но может быть связано и с глаголом *ковать. Но «ковать» применимо только к манипуляции с железом и предметами из металла, а ковры делались из разного рода материала, но не из металла.

    А вот первое значение морфемы «след от упавшего зверя на снегу» очень интересно с той точки зрения, что на самых древних коврах, сделанных из шкур, растительной краской наносились рисунки зверей, их следов и другие зооморфные рисунки, что вполне стыкуется с сохранившимся значением слова.

    Морфема *-ер возможно связана с названием буквы древнерусского алфавита «Ъ», которая имела смысловое значение «то же, подобное», но, возможно, что и было связано со словом *ера (др.рус.) – бродяга, а бродягами можно назвать любой кочевой народ, в том числе и булгар. В целом слово *ковер может иметь значение «след от упавшего зверя на снегу, хранимый бродягой».

    А если приглядеться к рисункам на русских коврах, то ведь они изображают в основном:

  • фантастических и реальных зверей;
  • коней или всадников;
  • изображение солнца

    – все это, несомненно, очень ценилось, в первую очередь, именно кочевыми племенами и охотниками, коими и являлись изначально волжские славяне, сиречь булгары и другие племена.

    Простые вещи – полотенца, рушник, ширинка, бранница, дорожка, половик, ковер – а сколько скрытого смысла и осознанности в названии этих вещей и рисунках, наносимых на них!

  •  

    Продолжение следует...

    (C) Никитина А.И., 2009
    (C) Оформление, распространение: Хисамов М.М., 2009
    (C) Издательство, "Рунова катаба", 2009

    Русское узорочье

    Русское обережье

     

    Фрагменты книги.
    публикуется с согласия автора.
    Любое использование материалов рассылки и текстов книги
    разрешено только по согласованию с правообладателями,
    с указанием прямой активной ссылки на сайт arina.yantrino.ru


    В избранное