«Мне и так хорошо», «Они все негодяи», «Дети прежде всего»… Восемь
(неубедительных) доводов и столько же контраргументов.
Смирившаяся: «Мне никто никогда не
встречается»
Что за этим стоит. Это правда — она действительно ни
с кем не знакомится. И ничем не рискует. Она предпочитает признать свое
поражение, даже не начав сражаться, и не хочет иметь дело с
потенциальными опасностями знакомства. Отрицание как броня предохраняет
ее от полнейшего отсутствия веры в себя. Ее самооценка близка к нулю.
Впрочем, если на нее слегка надавить, она наверняка признается: «В
любом случае,
я — пустое место». Какая мать скрывается за этим
беспрерывным самоуничижением? Скорее всего, она до сих пор регулярно
говорит своей взрослой дочери: «Ты могла бы кого-нибудь повстречать,
если бы только ты похудела (перестала коротко стричься, была более
женственной, больше общалась и развлекалась…)» и которая две фразы из
трех начинает словами «Моя бедная девочка». Чтобы справиться со
страданиями из-за того, что она чувствует себя ничтожеством,
Смирившаяся рискует перейти от «я — ничтожество» ко «все мужики сво…».
Да, кстати, ведь именно это всегда говорила мама!
Как победить свой страх? Научиться доверять себе,
осознав свою ценность и читая книгу Роберта Джонсона «Она»
(Когито-Центр, 2005).
Воинственная: «Мужчины меня боятся»
Что за этим стоит. Конечно, она вызывает у мужчин
страх, эта амазонка, сильная и уверенная в себе. И никто не замечает,
что внутри нее плачет обиженная девочка. Какому горю из своего детства
пытается помочь взрослая женщина? Кому стремится отомстить: отцу, деду,
брату, начальнику, своему бывшему? Или она, однажды увидев, как унизили
ее мать, поклялась себе: «Со мной такого не случится никогда!»?
Поскольку она отказывается признать свою потребность жить в паре, она
чересчур вкладывается в свою самостоятельность. Она хочет сама строить
свою жизнь и убеждена, что никто ей не ровня. Кто-то скажет, что она
слишком хорошо устроилась. На самом деле она непрерывно балансирует
между двумя крайностями: ощущениями своей неполноценности и
превосходства.
Как победить свой страх? Осознав, что еще до того,
как станешь грозой мужчин, можно стать жертвой самой себя. Примирившись
со своим прошлым и читая Клариссу Пинколу Эстес «Бегущая с волками.
Женский архетип в мифах и сказаниях» (София, 2007).
Независимая: «Я слишком люблю свою свободу»
Что
за этим стоит. Она много работает, занимается
спортом, бегает по выставкам и концертам, встречается с подругами, у
нее нет ни минуты. В ежедневнике просто нет свободного места, чтобы
записать: «Мужчина!» На самом деле она решает проблему не с того конца:
не жизнь ее
перегружена, а она сама наполняет ее до краев, чтобы
мужчине не нашлось места. Откуда такая потребность в абсолютном
контроле, этот страх расслабиться и отпустить вожжи? Вероятно, из ее
прошлого, где был авторитарный, вторгающийся в ее личное пространство
родитель, который ее оценивал и критиковал. Как маленькая девочка не
могла сказать «нет» этому осуждающему взгляду, так и взрослая женщина
боится, что не сможет сказать «нет» в лицо мужчине. И задраивает все
люки.
Как победить свой страх? Поняв, что отношения между
женщиной и мужчиной — не силовое противостояние, научившись говорить
«нет» и читая книгу Екатерины Михайловой «Я у себя одна» (Класс, 2006).
Романтичная: «Я жду принца»
Что за этим стоит. Романтичная особа так и не
выросла. Она застряла на стадии детской веры в собственное
всемогущество, когда кажется, что можно получить все, что захочешь. Она
может быть потрясающей, блестящей, успешной женщиной, разбираться во
множестве вопросов из разных областей, но при этом оказывается
совершенно слепа, сталкиваясь с реальностью чувств. Она продолжает
ждать прекрасного принца и мечтать о воздушном замке. Она маскирует
свои страхи всеми атрибутами романтики и при этом живет в тотальном
отрицании повседневности. Но ожидание может затянуться, поскольку, если
она не пойдет навстречу мужчине, мужчина не пойдет навстречу ей. Во
всяком случае, пока она не смирится с тем, что прекрасный принц
неизбежно окажется обычным человеком, со своими слабостями и
недостатками… как, впрочем, и она сама.
Как победить свой страх? Взглянув правде в глаза:
либо идти в кино одной, либо поболтать в чате на сайте знакомств. И
читая книгу Жана-Клода Кауфмана «Одинокая женщина и Прекрасный принц»
(У-Фактория, 2005).