В детстве по музеям нас не водили, по кинотеатрам тоже, а интернет был
туманным будущим. На факультативе по русской литературе мы слушали о
великих художниках, и наше воображение рисовало образы гениев и их
шедевры. Особенно запали в память рассказы о картинах: Леонардо да Винчи
«Джоконда» и Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына».
Увидеть воочию и мечтать не смели. Каким же должно быть искусство, если
человек принял изображенный на полотне сюжет как реальность? С моей
подругой Галкой мы подолгу это обсуждали и фантазировали. Неужели
картина «Иван Грозный убивает своего сына» настолько реалистична, что
человек на эмоциях, заведомо зная, что это картина, набросился на нее с
ножом?
Возможно художники это маги, только об этом никто не знает? Чего только
не нафантазировали, даже попробовали рисовать сами, но очень скоро
убедились, что талант дается свыше, а нам его не досталось. Мы сделали
доклад о великих художниках в классе, за что получили пятерку в журнал.
Только когда мы стали взрослыми и уже работали на заводе, случай оживил
мечту детства.
В канун Нового года на проходной появилось объявление, что
организовывается турпоездка в Ленинград. И хоть мы были бедны, как
церковные мыши, а сапоги наши просили каши, мы обрадовались шансу.
Ленинград – это же история, музеи, дворцы, Эрмитаж, а там шедевры
мирового искусства.
Наконец мы увидим чудо, которое много лет рисует наше воображение,
почувствуем силу искусства, его магнетизм на себе. Там же должны быть
картины Ильи Репина и Леонардо да Винчи?
В те времена туристические вагоны были прицепными к составу. Туристы
жили в вагонах, отогнанных в тупик, как в гостинице. И вот ночь в
поезде, а утром мы в Ленинграде. Морозит, даже крепко морозит, но щеки
пылают, глаза сверкают, мы в предвкушении чуда.
Вихрем пронеслись с обзорной экскурсией, постояли перед Зимним, зашли в
Петропавловскую крепость, в домик Петра I, а вечером без задних ног
упали на сиденья плацкартного вагона с информационной кашей в мозгах.
Мужчины там еще суетились, «соображали», а мы делились впечатлениями.
Завтра у нас экскурсия в Эрмитаж. Какие эмоции мы испытаем перед
картиной «Иван Грозный убивает своего сына»? Что чувствуешь, когда
стоишь перед мировым шедевром?
В программе на посещение Эрмитажа было отведено 4 часа. Мы знали, за это
время нам не посмотреть и десятую часть экспонатов. Как же не прозевать
самое главное, что нас интересует? Решили, что сразу спросим, где зал с
картинами русских художников 19 века и рванем туда. А там будем
ориентироваться по месту. От мечты отделяла лишь ночь.
Рано утром мы стояли у Эрмитажа, но там уже была очередь. Потом
сопровождающая с кем-то договорилась и, нашу группу провели без очереди.
Пробежать первый зал со скульптурами не смогли. Глаза разбегались.
Здесь все было прекрасным: и скульптуры, и оформление зала, и мраморные
лестницы. Только, пройдя весь зал, мы спохватились, что времени мало, а
нам нужно найти картину Репина.
Нам не нужен был экскурсовод, рассказывающий о датах, идее автора. Мы
прочитали о ней все, нам нужно было ее только увидеть, постоять перед
ней, полюбоваться, почувствовать ее, уловить ее гипнотическое
воздействие. Она притягивала нас, манила.
Служащая музея в очках, изящных туфельках и с тщательно причесанными и
закрученными в куклу волосами строго следила за порядком в зале.
«Простите», - выпалила Галка слету так, что женщина зашикала: «Тише!».
Залихвацкий вид моей подруги ее явно был не по нутру. И понятно, глаза у
Галки горели демоническим огнем, шапка сдвинулась на левое ухо, и ее
начесанные белый чуб вздыбился правее шапки. Служащей такое возбуждение в
храме искусства было странно.
«Где здесь можно посмотреть картину «Иван грозный убивает своего сына»? -
чуть понизив голос и покраснев, выпалила Галка. У женщины надменно
оттопырилась нижняя губа и, окинув нас осуждающим взглядом, то ли ей не
понравился Галкин чуб, то ли дремучесть наших знаний, она процедила: «В
Третьяковской галерее в Москве». «Как все запущено!», - говорил ее вид.
Мы сказали «спасибо» и пошлепали по золоченым залам среди шедевров
разношенными сапогами. Настроение опустилось ниже плинтуса. Мы ходили,
смотрели, но чудо ушло.
Через десять лет, я побывала в Третьяковской галерее, постояла у картины
Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», а еще через несколько
лет в Париже в Лувре стояла перед великим произведением Леонардо да
Винчи «Джоконда».
Мечта моя исполнилась, я прочувствовала дивную гипнотизирующую красоту
этих картин. Долго изучала загадочную улыбку, смотрела на портрет с
разных концов зала, всегда встречаясь взглядом с Моно Лизой. Но это было
уже другое восприятие, взрослое, а не то, детское, с бешенным ожиданием
чуда.
Прежде всего, обозначим главные новинки. А также те тенденции, которые мы уже знаем, но они с успехом продолжают удерживать лидерские позиции. Читать далее