И какой же русский не любит прихватить что-то с работы
домой? На любой должности, любом производстве и в любой конторе русский
человек найдет что-нибудь «на вынос». Со временем ничего не меняется:
тащат все также. Что производят, чем торгуют, и даже, чем пользуются.
Людей, которые часто подходили ко мне, как офис-менеджеру, с вопросом
«Чем у нас есть поживиться?», нельзя назвать неимущими, или
ограниченными в средствах. Часто даже наоборот. Но, стоит коллективу
заметить, что в холле разгрузили доставку канцтоваров, или буфетного,
промеж рядов начинаются движения.
Я видела, как таскала всё подряд со своих трех работ моя соседка по
коммуналке Люба. Я ее не осуждала, она одна растила сына и крутилась,
как могла. Работа на Черкизовском рынке уборщицей давала ей вдоволь
хозяйственного мыла, туалетной бумаги и хлорки. Вторая работа –
посудомойкой в ресторане – приносила неплохой объем халявных продуктов
и готовых блюд, третья – продавцом в супермаркете – колбасных обрезков,
полиэтиленовых пакетов и прочей бракованной мелочевки. Я так, как Люба,
во-первых, не умела, во-вторых – ну что можно стащить домой в офисе?
Она же чувствовала печенкой, что, в какой конторе и в каких количествах
можно вынести.
Я помню, как в первый день производственной практики на
хлебозаводе мне насовали пакет горячих батонов, с которым я, краснея,
топала через проходную. Меня не остановили: все тащили домой горячий
хлеб. Потом я работала в колледже лаборантом, и мои бывшие сокурсники
пытали меня на предмет «лишнего» моточка медной проволоки. Я хлопала
глазами: ну на кой черт дома эта пыльная дрянь? Мне, как девушке, было
бы более понятно, если б они спрашивали про ветошь, или например,
лампочки.
Точно так же меня немного ошеломил вопрос от весьма обеспеченной сотрудницы несколько лет спустя, уже на другой работе:
- Чего интересного привезли? Дай ключ, я полазию…
Имелся в виду ключ от кладовки с канцтоварами, в которую
складывали всё, что только что доставили и куда за необходимым то и
дело приходилось нырять секретарям и офис-менеджерам. Вся комнатушка
была заставлена полками, но и их было мало, коробки с папками и лотками
стояли на полу и друг на друге. Там черт бы голову сломал, какой
интерес там «лазить?». Однако, скоро я поняла, что разорение свежей
доставки успевшими сотрудницами – нормальная практика для этого
коллектива. Собирая заказ вместе с более опытной напарницей, я не могла
понять, зачем нам блокноты 5-ти цветов: теперь поняла. По офису быстро
разносится полуслух-полусмс, и вот уже стайки девчонок бегут к
кладовке, постанывая:
- А оставьте мне розовый блокнот!
- Коврик для мышки с картой мира – это мне! Это я заказывала!
- Я первая! Я выберу все белые скрепки, остальные – ваши!
Ясен перец, надо было заполучить ключ первой, что не остаться
без модного коврика для мышки. В результате из всего заказанного объема
канцтоваров полезной оказывалась только половина, всё остальное –
служило комфорту и хорошему настроению сотрудников. Такова была
политика компании, финансовый директор подписывал счета, не придираясь.
Захоти мы заказать глобус ростом с человека, он только спросил бы, куда
мы собираемся его поставить.
С буфетным было строже. Во-первых, на кухне было два «меню»: для
сотрудников и для гостей. И, если за ручками и стикерами контроля не
было, то гостевой чай был почти под запись. Потому, что, если кончался
«рабочий» чай, его легко восполняли запасами гостевого, наоборот же
поступать компания почему-то отказывалась. Вот на этот то самый чай и
начали охотиться наши сотрудники. При том, что в свободном доступе были
чаи в ассортименте, регулярно пополняемые запасы кофе, сливок и сахара,
ничто не «тырилось» так активно, как гостевой чай. Хоть два-три
пакетика, а оказывались недостающими. По популярности этот чай обогнали
только чайные ложки, больше ничего в офисе так часто не пропадало.
Канцтовары плюс буфетное обходилось компании в 25-30 тысяч
рублей ежемесячно. В эту же сумму входили расходные материалы для
уборщиц. У них были свои ключи и свой шкафчик, так что мы и не думали,
что оттуда может что-то пропасть. Пока однажды к нам не подошла
бледная, как стена, уборщица, молдаванка Сильва, и не сказала, что у
нее пропал шампунь для ковров.
- Это не я, - шептала она. – Я не брала.
Мы знали, что Сильва ничего не брала, это было честнейшее
существо на свете. Я помню, как, претерпевая финансовые трудности в
конце лета, она пошла к генеральному, а он привел ее к нам в слезах:
- Дайте ей ключ от кладовки с канцтоварами. И помогите подобрать к школе для ребенка, что можно.
Ключ мы дали, но с нею не пошли. Она вошла с пустым пакетиком
и через несколько минут тихо вышла с пузатым, вернула ключ и,
всхлипывая, направилась к себе. Очень была стыдливая и скромная
женщина, она не могла подойти к нам и попросить ключ, хотя мы бы дали
без вопросов. Кто мог стащить у нее из закрытого шкафа бутылку со
средством – так и осталось неизвестным.
Другая компания, в которой я работала, не покупала своим
сотрудникам даже чайник. Все, что стояло у нас в отделе – было свое,
удлинители, посуда, радио, у кого-то даже компьютерная мышь. Вы
думаете, ничего не тащили? Еще как: компания торговала вином. Раз в
неделю проходили так называемые дегустации, в процессе которых
множество образцов оставались нераскупоренными. Какова была их судьба?
Вы поняли.
Сейчас я тружусь в фармацевтической фирме, и приверженность к
аналогам наших лекарств у других производителей у нас не
приветствуется. Поэтому у нас в аптечке, насколько можно, лекарства все
наши, плюс можно еще и «добыть». Наш секретарь Юля заказывает нам «на
буфет» на сумму 5000 рублей и к концу месяца не остается ни ложки кофе
и ни одной сушки: куда уж тут разжиться. И, хоть мои коллеги тоже
весьма солидные и вполне обеспеченные люди, я не удивлюсь, если,
увеличься наш буфетный бюджет хоть на чуть-чуть, они начнут вытягивать
губки с досадой, что печенья привезли мало и не того, что им хотелось
бы.
Сколько тратить на сотрудника в месяц (как и перечень
необходимого) – это внутренний вопрос каждой из компаний. Другое дело,
что приятнее работается, когда ты знаешь, что можешь выпить хоть пять
литров чаю, если требуется, и когда есть выбор, есть иллюзия того, что
компания делает что-то и для тебя. Хоть ты и отдаешь себе отчет, что,
не трать она столько денег на чаи и цветные блокноты, кому-то из
сотрудников можно было бы повысить зарплату. Но нам это важно:
срабатывает исконная русская любовь к халяве, к мелкому, но все же
подарку. Компании выгоден комфорт сотрудника, важно привязать его
уютным и доброжелательным рабочим местом, где есть бесплатный чай.
Знают ли руководители, что сотрудники, скажем так, забирают лишнее
домой? Думаю, знают. Если бы им было это невыгодно, этого бы не
происходило. А так – все довольны.