Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мой возраст - мой ресурс или есть ли жизнь после сорока... Современные критерии психического здоровья


Густова Елена - Психологическая консультация OnLine

На главную | Обратная связь | Карта сайта
 
Автор проекта Консультации по почте Консультации OnLine Архив консультаций Статьи Заказ услуг


 




Здравствуйте, уважаемые читатели!

Если у Вас, читая мои рассылки, созрела потребность в диалоге, хочу пригласить Вас на личные консультации. Я работаю в нескольких форматах: личные встречи, скайп и онлайн консультации. Подробности можно узнать по почте ag77132@gmail.com. Подробнее обо мне можно узнать по ссылке http://www.b17.ru/anna_gerasimova/  Если вы являетесь моим подписчиком, просто скажите пароль «мой возраст-мой ресурс». Анна Герасимова 

 Задумывались ли вы когда-нибудь о критериях «нормальности»? Конечно, каждый человек хоть раз в жизни нет-нет да подумывал, а «нормальный» человек - это, собственно, кто? какой он? и если он - такой, то я тогда - какой? а раз я какой-то не такой, то не пора ли и мне обратиться за помощью к каким-нибудь специалистам? Бертран Рассел по этому поводу, например, цинично иронизировал: «Диагностика достигла такого уровня развития, что здоровых людей практически не осталось». Но даже если это и так, то это вовсе не означает, что всем нормальным людям необходимо срочно «подлечиться», просто время от времени всякий нормальный человек бывает чуточку «не в себе». У каждого есть свои слабые места и «зоны роста», в которых вы чувствуете, что не справляетесь. Опять-таки, раз «чувствуете», значит, соотносите свою картину мира с реальностью, значит, в целом «здоровы». В общем, в деле «нормальности» все не так просто, как кажется на первый взгляд. И если вы уже исподволь задумывались, а не сходить ли нам к психологу, но как такового запроса сформулировать толком не смогли, то вам поможет немного разобраться вот этот список. Это не значит, что по нему стоит сверять себя всерьез на предмет «нормальности». Это, скорее, модель «идеального» человека. Но соотнести себя с этой моделью и понять, где вы по сравнению с идеалом в данный отрезок времени «буксуете» иногда бывает забавно, а то и полезно. А если эти 16 пунктов вам окажутся не по силам, то утешьте себя тем, что дедушка Фрейд ограничивался всего двумя: «Способность любить и работать - все, что нужно человеку для счастья». Успехов!


16 элементов психического и эмоционального здоровья по Н. Мак-Вильямс:


1. Способность любить (партнера, детей…). Уметь быть в отношениях, открываться другому человеку, любить его таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами. Не идеализировать и не обесценивать. Быть способным отдавать, а не брать. 

2. Способность работать. Не только в прямом смысле – в офисе, на работе, за зарплату. Важно создавать, творить, привносить в мир что-то новое, реализовывать свой творческий потенциал. Осознавая, что все, что вы делаете, должно иметь смысл и значение не только для вас лично, но и для других людей.

3. Способность играть. Речь идет о способности взрослых людей «играть» словами, символами, уметь использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Психологи отмечают пугающую тенденцию: мы перестаем играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы все меньше танцуем, поем, занимаемся спортом и все больше наблюдаем за тем, как это делают другие. Интересно, каковы будут последствия?..

4. Безопасные отношения. Психоаналитик Джон Боулби (John Bowlby) описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (человеку сложно выносить одиночество, поэтому он «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (мы можем легко отпустить другого, но при этом остаемся с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился еще один тип привязанности – дезорганизованный: люди «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его. К сожалению, нарушение привязанности – весьма распространенное явление. Однако его можно изменить, в том числе и с помощью психотерапии.

5. Автономия. Ее недостаток выражается в первую очередь в том, что люди делают не то, чего они хотят на самом деле. Они даже не успевают прислушаться к себе и выбрать, чего бы им хотелось хотеть. При этом желание быть автономным и иметь возможность что-то решать остается. И тогда человек пытается контролировать хоть что-то, к примеру, свой вес. В тяжелых случаях это приводит к анорексии.

6. Способность оставаться в контакте с собой.Точнее, со всеми сторонами собственного «Я»: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими радости. Что, в частности, помогает переживать конфликты, не распадаясь при этом на части. Очень важно держать в себе три образа: кем вы были когда-то, кто вы есть сейчас и кем станете через десять лет. Учитывать и интегрировать то, что дано природой, с тем, что мы сами сумели в себе развить. 

7. Способность восстанавливаться после стресса.Если у человека достаточно сил, когда он сталкивается со стрессом, он не срывается и не заболевает, а находит способ адаптироваться к новой ситуации.

8. Реалистичная самооценка. Многие люди слишком жестко оценивают себя, критикуют, уничижают. Или наоборот – обладают завышенной самооценкой. Отчасти дело в том, что родители восхваляют детей, желая иметь все самое лучшее, в том числе и «лучших» детей. Но необоснованная похвала, лишенная любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя, по сути, не заработали этого.

9. Система ценностных ориентиров. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. 


  e-mail: aleks2003@bk.ru

В избранное