Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мой возраст - мой ресурс или есть ли жизнь после сорока...


Густова Елена - Психологическая консультация OnLine

На главную | Обратная связь | Карта сайта
 
Автор проекта Консультации по почте Консультации OnLine Архив консультаций Статьи Заказ услуг


 




Здравствуйте,

Сначала, как всегда, несколько объявлений. Обратите, п-та, внимание на изменения в информации о приглашении на август.

Опубликована моя книга "Раба еды? Восстание рабов!". Информация о ней - здесь, в рубрике "Новости проекта".

Так что приглашение на август - поехать вместе со мной в подмосковный санаторий Истра - отдохнуть, "почистить перышки", позаниматься в терапевтической группе - теперь - практически с живым классиком:)

Но, как выяснилось совсем недавно, когда я позвонила в администрацию санатория "Истра", чтобы бронировать места - цены, опубликованные у них на сайте уже 2 года как устарели. И на сегодня эти цены выше как минимум на треть.

Поэтому я решила пригласить вас в санаторий Оболсуново  Он находится в Ивановской области. И цены, опубликованные на их сайте - верные - я уже это проверила. Заявки я принимаю еще 2 недели. Если будет совсем мало народа - это мероприятие придется отменить.

Ориентировочные даты – со 2 по 14 августа.

Приглашаю в Днепропетровск на тренинг моей коллеги Ольги Гриценко "Мужчина и Женщина - гармоничный союз"

И еще одно интересное событие в Украине - Киевский тренинг Ольги Гриценко по поиску выходов из тупиковых ситуаций "Расколдованный круг". Подробная информация - здесь.

Теперь - к информации нашего выпуска.

Продолжаем тему кризисов развития.

Идентификация личности и путаница ролей. 12–18 лет.
Перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге и прочих социальных ролях. Все это он должен собрать воедино, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в  будущее. Это и есть психосоциальная идентификация.

Если молодой человек успешно справится с этой задачей, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Это зависит в большей степени от того, как он развивался на предыдущих стадиях. Доверчивые, самостоятельные, умелые и предприимчивые подростки имеют все шансы на успешную идентификацию своей личности.
Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, полного чувства вины и своей неполноценности. У него отсутствует ясное представления о самом себе, то есть все психосоциальные роли перепутаны. Конечно, такому человеку очень сложно правильно  выбрать  дальнейший путь.
Помочь на этой стадии может  хорошее понимание со стороны близкого взрослого и помощь психолога.

 Итак, шестая стадия развития человека: близость и одиночество. 18–40 лет.
Этот период — начало зрелости, время ухаживания и ранние годы семейной жизни. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие включается способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем без боязни потерять при этом себя. Успех на этой стадии, как и на предыдущей, зависит от того, насколько успешно человек прошел ранние стадии. Социальные условия могут затруднять или облегчать достижение близости. Это понятие распространяется как на сексуальное влечение, так и на дружественные связи.

К сожалению, не всегда человек достигает близости в браке или дружбе. Тогда уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

 Общечеловечность и самопоглощенность. 40–60 лет.
Зрелый возраст — это тот период, когда дети уже стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, над формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес не обязательно связан с собственными детьми. Он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Это ведет к дальнейшему саморазвитию, а стало быть к интересной жизни.У кого, чувство сопричастности человечеству не выработалось, тот сосредотачивается на самом себе. Главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей. То приводит к замкнутости, эгоизму и в конечном итоге к одинокой старости.

Огромное значение играет возраст, так как многие предприятия и фирмы стараются набирать «молодой» персонал. Поэтому любой предлог, а тем более хроническое заболевание, может повлечь за собой ряд социальных ограничений. Многие люди очень тяжело и с обидой воспринимают уход на пенсию, особенно несправедливо предложенный. Это усугубляет их чувство брошенности и подталкивает именно к самопоглощенности.

  В большинстве случаев психологической травмы в связи с потерей работы и возникновением болезни избежать трудно. В этом случае на помощь врачам приходят психологи. Эти специалисты помогают адаптироваться к новому состоянию здоровья и социальному положению. Также они подбирают варианты дальнейшей трудовой деятельности, подходящие конкретному человеку.

Цельность и безнадежность. 60 лет и далее.
Это период, когда основная работа жизни закончилась и наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у человека, который, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.
В концепции Э. Эриксона старость — неотъемлемая часть жизненного пути, его логическое и психологическое завершение, однако он подчеркивает социально ценные черты этого возраста. Возможность успешного перехода в этот психологический возраст Э. Эриксон связывает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов. Сущность развития в данном возрасте состоит в достижении целостности личности, которая основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором ничего не следует менять. Социально ценная черта личности в старости — мудрость. Э. Эриксон определяет ее как состояние духа, как одновременный взгляд в прошлое, настоящее и будущее, освобождающий историю жизни от случайностей, что позволяет личности осознать связь и преемственность поколений.

Если же человек ощущает, что не достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, отчаяние от невозможности начать жизнь заново. Э. Эриксон настаивает на том, что разрешение финального кризиса требует углубленной внутренней работы, поисков, а не смирения и пассивности в принятии неизбежного конца. Тот кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и прошедшего не вернуть. Человек живет с чувством отчаяния, что портит не только его собственную жизнь, но и жизнь его близких.

Таким образом, на каждой из восьми стадий развития, считает Эриксон, есть негативный и позитивный путь решения проблем.  До 18 лет этот путь во многом зависит от взрослых, окружающих и влияющих на развитие ребенка. Какие полюсы стадий заложат в ребенка и подростка родители, так и будет в дальнейшем складываться жизнь человека.

Хочется надеяться, что наша работа и эта статья помогут развиваться людям в доверии к людям и в гармонии с миром. Родители будут растить детей  самостоятельными и умелыми. Подростки смогут четко представлять свою роль в жизни. И все люди будут  иметь много друзей и чувствовать цельность своей жизни, не смотря ни на что.

 В материале была использована информация, основанная на одном из главных трудов Э.Эриксона — книге «Детство и общество», С-Пб,199

Автор: Елена Брюлина, практический психолог

Заходите ко мне на страничку - я гостям рада.

Пишите мне, я всегда - рано или поздно - отвечаю на письма.

Ирина Лопатухина

 

 

  e-mail: aleks2003@bk.ru

В избранное