Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мой возраст - мой ресурс или есть ли жизнь после сорока... Про кризис среднего возраста


Густова Елена - Психологическая консультация OnLine

На главную | Обратная связь | Карта сайта
 
Автор проекта Консультации по почте Консультации OnLine Архив консультаций Статьи Заказ услуг


 




Здравствуйте все,

Продолжаем о кризисах среднего возраста. Думаю, для многих из нас это может стать интересным…

Но сначала - еще раз приглашаю вас в конце июля в Карпаты.

Я там буду вести две группы.

Вот – более подробная о них информация.

Энергии контакта

Как стать более чувствительным к себе и к миру?

Как пополнять свои ресурсы, участвовать в энергообмене с окружающей средой без истощения, потерь и страхов?

Вечные вопросы…На которые – много разных ответов…

На нашей группе мы познакомимся поближе со взглядами и опытом Аюрведы – древнейшей науке о жизни.

Это учение утверждает, что все проявления в мире – суть энергия.

И у каждого из нас, помимо видимого, ощутимого тела, есть еще энергетическая составляющая. Которая  изначально складывается из энергий первоэлементов – пространства, воздуха, огня, воды и земли. Наша психика, оставаясь инструментом восприятия и реагирования на окружающую нас среду, «соткана» из этих энергий.  И составляет часть энергетического мирового океана. У нас есть все возможности поддерживать связь как со своими, так и с вселенскими глубинными энергетическими резервами и ресурсами.

Это источники вечной энергии, которые вполне реально открыть для себя во всей их щедрости и любви.

Как предлагаемая вам работа с природными стихиями и энергиями может помочь нам в жизни?

Cтоит ли в это вообще вникать?

Работа с энергиями повышает чувствительность к своему телу. Многие из нас годами живут "из головы", воспринимая тело в лучшем случае как такой...агрегат для осуществления тех или иных своих желаний. Мы как-то легко забываем о том, что наше тело – это, прежде всего, проводник между нами и миром. Что тело - аккумулятор как здоровых, так и больных энергий. И что в большой степени именно от нас зависит, каким будет это соотношение здоровья и болезни.

Знакомство с энергиями Вселенной – это и знакомство с энергетическим потенциалом своего тела. И приобретение возможности влиять на свое телесное, чувственное и эмоциональное мироощущение.

Любая работа над собой начинается с опознания, как, какими способами  я строю контакт с собой и с миром. Когда чувствуешь контакт разорванным, а себя - одиноким и изолированным, лишенным поддержки, отвергнутым собой и своим окружением - что нам может помочь?

Уверена, что станет  чуточку легче, если хоть иногда сможешь ощущать себя частью Вселенной. И в укреплении такого самоощущения нам точно пригодятся ответы на вопросы  - как я могу опознавать в себе свои собственные энергии и энергии мира?  Как я могу пополнять свои ресурсы? Как я могу защитить себя от чрезмерных "тяжелых" впечатлений и эмоций?

ПриглашаюJ

Группа « О своем, о девичьем…»

О возможностях и способах избавления от зависимого поведения – с акцентом на зависимость к еде.

Мы поговорим о возможных причинах и «бонусах» зависимого поведения.

Мы познакомимся – и сразу попробуем - несколько способов развивать чувствительность к себе, к своему телу, к своим потребностям.

Мы обсудим,  как можно менять восприятие себя. Как признать себя достаточно ценной для того, чтобы вкладывать усилия в изменения своего образа жизни.

Основной акцент мы сделаем на заботу о своем здоровье. В этом нам очень поможет обстановка отдыха, магия карпатских гор, СПА.

Методы предполагаемой работы исключают «войны» с самим собой, само  - уничижение, само - деструкцию. Они основаны на принятии себя во всей своей целостности.

От запретов, жестких ограничений и распоряжений мы пойдем к прояснению своих желаний и мотивации своих поступков. И через улучшение осознания своих глубинных процессов – к более осознанным выборам своего поведения – в том числе и пищевого.

Мы обсудим, как можно «договариваться» со своим аппетитом.

Мы будем осваивать способы релаксации, настрои, формулы поддержки.

С удовольствием поделюсь с вами своими знаниями и опытом.

Присоединяйтесь, живое общение всегда интересней, чем «иногда чтение» моих рассылок…

А теперь - к теме сегодняшнего выпуска. Обретение корней и расширение

Только в начале тридцатилетнего возраста мы начинаем обустраиваться в жизни в полном смысле этого слова. Жизнь становится менее обусловленной, более рациональной и упорядоченной. От нас ожидают сейчас достижений.

Большинство из нас начинают пускать корни и осуществлять новые заделы. Люди вкладывают в постройку дома как финансовые средства, так и свои эмоции и начинают серьезно заниматься карьерой. Большая часть процесса обустройства предполагает превращение мечты в реальные цели. Представим, что человек был удачлив, и поиски и мечты двадцатилетнего возраста обрели для него реальные очертания.

Он не заводит друзей — он устанавливает связи. У его неработающей жены нет возможности найти новых знакомых, общаясь с людьми во время работы. Соседи, с которыми она старается поддерживать хорошие отношения, сами тонут в повседневных заботах. И прежде чем она сможет повесить шторы в новом доме, ей приходится переезжать в другой город, устраивать ребенка в новую школу, вступать в клуб новичков. Единственное место в мире, где ее фамилия постоянно появляется, — это счета на оплату телефона и коммунальных услуг.

Однако люди часто находят путь к обретению корней инстинктивно. Пустить корни считается нормальным делом. Те, кто почувствовал потребность сломать структуру, которая формировалась, начиная с двадцатилетнего возраста, умно и расчетливо строят крепкую основу. Женщина, которая развелась в тридцать четыре года и теперь делает ремонт в своем доме, говорит: “Я хочу обрести чувство стабильности”.

Как люди находят множество путей в суматошный период осознания своих тридцати, так существует и множество путей выхода из него: известно несколько шумных, но эффективных способов непосредственного решения проблемы и спокойных, более плавных методов, которые позволяют “не выпускать пар” до тех пор, пока брожение не закончилось.

Человек вступает во вторую половину жизни и его предыдущий жизненный опыт не всегда пригоден для решения проблем этого времени.

Оптимальные выходы из такого кризиса: расширение сферы активности и смена деятельности - как последний шанс. то же относится и к смене семьи или заведение детей.

Здесь важно не сползти на палеативные действия: это неправильное отношение к кризису и создание видимости действий: заводят собаку, рыбок, и т.д. Проблемы то остаются с человеком.

 

с 34 лет - новый период: еще молод, но уже знает КАК.

В конце 30-летнего периода, ближе к 40 годам наступает новый кризис, очень серьезный, затрагивающий экзистенциальные проблемы, т.е. осмысления жизни и смерти. Если кризис 30-летия может решиться социальными мерами: смена работы, начало творческой активности, той, которую не позволял себе раньше, рождение детей, новая должность, то кризис 40-летия не решается социальными, т.е. внешними путями. Начинается подведение итогов предыдущей жизни: большая часть ведь прожита. Особое значение придается смерти - начинают уходить сверстники, родители, учителя. 40-41-42 - самые тяжелые годы. И тяжелее переживают их мужчины. В Возрасте до 46 лет среди мужчин в 6 раз больше самоубийств, чем среди женщин. Мужчины тяжелее переживают в первую очередь потому, что они не привыкли делиться своими проблемами - они ведь сильный пол..

Проблеме 40–летних К.Г. Юнг  посвятил свой доклад “Жизненный рубеж”(1984), в котором он ратовал за создание “высших школ для сорокалетних, которые готовили бы их к будущей жизни”, ибо человек не может прожить вторую половину жизни по той же программе, что и первую. В качестве сравнения психологических изменений, происходящих в различные периоды жизни в душе человека, он приводит сравнение с движением солнца, имея в виду солнце, “одушевленное человеческим чувством и наделенное сиюминутным человеческим сознанием. Утром оно появляется из ночного моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше оно поднимается на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом расширении сферы своего влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое предназначение и усматривать свою высшую цель в том, чтобы  подняться как можно выше.

С этим убеждением солнце достигает  непредвиденной полуденной высоты — непредвиденной, потому что из–за своего однократного индивидуального существования оно не могло знать заранее собственного кульминационного пункта. В двенадцать часов дня начинается закат. Он представляет собой инверсию всех ценностей и идеалов утра. Солнце становится непоследовательным. Оно как бы убирает свои лучи. Свет и тепло убывают вплоть до полного угасания”.

Чтобы пережить этот период и дальше с новыми силами, надо сделать как бы отстройку от предыдущего этапа жизни, осознать, что предыдущий этап уже не вернется, если этого не сделать, то зачастую развивается невроз. причем на фоне внешнего благополучия. В этот период основная идея - это идея смерти, конечности бытия. На это влияют, как я уже сказала внешние смерти: одноклассники, ровесники, учителя, родители. Особенно родители, т.к. они как бы прикрывают нас, они помнят нас маленькими, а теперь они уходят и уносят с собой наши детские воспоминания, никто уже не расскажет подробно о том, каким ты был маленьким, что творил..Теперь 40-летние люди сами становятся старшим поколением. и они находятся как бы меж двух огней: впереди старость, а сзади агрессивные подростки - дети.

В этом возрасте у женщин проявляется так называемый сексуальный ромб: активизируется мужское начало - анимус, они становятся более энергичными, свободными от ухода за детьми, сексуально активны, просыпается сексуальный вкус. У мужчин же наоборот, у них активизируется женское начало - анима, им нужна нежность, контакт душевный. Чтобы как то выстоять в этот период мужчины приходят к пьянству, заводят связи с очень молодыми женщинами, чтобы активизировать свою энергетику, либо впадают в трудоголизм.

K.W.Back (1974), исследуя возрастную и половую динамику переживания времени методом Р. Кнаппа, предъявлял исследуемым наряду с “метафорами времени” и “метафоры смерти”. В результате исследования он пришел к выводу, что мужчины относятся к смерти с большим неприятием, чем женщины:  эта тема вызывает у них ассоциации, проникнутые страхом и отвращением. У женщин  описан  “комплекс Арлекина”, при котором смерть представляется загадочной и в чем–то даже привлекательной.

Иная картина психологического отношения к смерти была получена спустя 20 лет.

Национальное агентство по развитию науки и космических исследований Франции изучало проблему танатологии по материалам социологического исследования более 20 тысяч французов.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что мысли о смерти особенно актуальны для лиц 35 – 44 лет и во всех возрастных группах женщины чаще задумываются о конечности жизни У женщин мысли о смерти чаще всего сопровождаются страхом и беспокойством, мужчины относятся к этой проблеме более взвешенно и рационально, а в трети случаев и вовсе безразлично. Исследуемые, отнесшиеся к проблеме смерти с безразличием или спокойствием, объясняли это тем, что, по их мнению, есть более страшные состояния, чем смерть:

         Быть беспомощным, зависимым

         Страдать от неизлечимой болезни

         Потерять близких

         Жить в  одиночестве

         Быть брошенным любимым человеком

Безусловно, мысли о смерти рождали осознаваемый и неосознаваемый страх. Поэтому наиболее универсальным желанием у всех тестируемых был быстрый уход из жизни. 90% опрошенных отвечали, что хотели бы умереть во сне, избежав страданий.

После 40-летнего кризиса человек по-настоящему становится взрослым, мужественным, смело смотрит вперед и готов к принятию своей старости. Он еще не стар, и много чего впереди - это залог творчества.

Есть одна очень интересная классификация:

1 этап - человек - это ученик (до 20 лет)

2 этап - хозяин (20-40 лет)

3 этап - пилигрим (40-57) - осознает, что мир проживет и без него, согласиться с этим и оставить его, пуститься в странствия, выключиться из социальной жизни и работать над своей душой, став пилигримом реально или ментально

4 этап - мудрец. Понимание относительности психологических оценок, то, что было важным, становится незначительным, понимание того, что ничего нельзя сильно любить и сильно ненавидеть.

В заключении следует   отметить, что часто острые и/или хронические стрессы   потенцируют   и усугубляют развитие возрастного кризиса  личности  и приводят к  драматическим последствиям, профилактика которых является одной из главных задач  психологии.

Информация о моей профпригодности, архив рассылок и всякое другое - здесь

В одной бесплатной консультации вы можете лишь прикоснуться к решению проблемы…Чтобы в трудную минуту укрепиться на своих ногах и в очередной раз поверить в себя, имеет смысл все-таки какое-то ВРЕМЯ поработать…В безопасном, конфиденциальном формате.

До встречи, пишите

Ира Лопатухина

  e-mail: aleks2003@bk.ru

В избранное