Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интервью для блога Елены Глотовой


АКАДЕМИЯ  ЖЕНСКОЙ  ГЕНИАЛЬНОСТИ
     НАПИСАТЬ ПИСЬМО     
     ОТПИСАТЬСЯ!     
     ЗАЙТИ В АРХИВ     

Интервью для блога Елены Глотовой

http://femal-e-commerce.com/

 

- Людмила, Вы - президент Московского клуба предпринимателей вот уже 7 лет. Как так случилось, что именно Вы, молодая девушка стали президентом, а не мужчина, например, бизнесмен с большим опытом? Расскажите, как все начиналось?

Ну, во-первых, президентом МКП я стала в 30 лет. Я не возражаю против того, чтобы этот возраст, и равно мой нынешний – 36, назывались «молодая девушка»: главное, чтобы читатели не обманулись J.

А во-вторых, без мужчины тут не обошлось. Начинали мы когда-то (когда еще даже не знали, что что-то начинаем) вдвоем с партнером. Его зовут Аркадий Лопухов, и он как раз тот самый «мужчина и бизнесмен с большим опытом».

Он совладелец нескольких бизнесов, в частности, текстильной компании Арлони. А было у нас тогда еще несколько друзей – тоже предпринимателей. Мы не планировали и не строили клуб: мы просто иногда 1-2 раза в месяц встречались в ресторане и общались. И как-то так выходило, наверное, потому, что за столом были все предприниматели, что беседы наши касались, в основном, бизнеса. И к тому же, они оказывались плодотворными для бизнеса.

Потом кто-то привел с собой друга, а кто-то – партнера по бизнесу… Нас становилось  больше, и формат ресторана начинал мешать. Ну, там же музыка громко играет, официанты спрашивают, что принести…

Тогда мы сняли помещение, и решили, что раз у нас получился такой закрытый клуб, надо выбрать президента. Выбрали Аркадия Лопухова. Вот тогда он, на правах президента, сказал, что «президентом будет Людмила Лунькова».

На тот момент президент был не просто президент, но и единственный сотрудник клуба. Появилась аренда, стало больше людей – значит, появились какие-то вопросы, которые надо было решать. У Аркадия несколько бизнесов. А у меня на тот момент – только консультационные услуги по маркетингу и продажам: свободный график, много свободного времени, и я могла заняться клубом без ущерба для своей деятельности. Так вот и сложилось J.

 

- Вы рассказываете: «В 20 лет я устроилась на наемную работу секретарем-машинисткой. В 22 года я стала генеральным директором этой компании, а в 23 закончила карьеру наемного сотрудника». Это невероятно, фантастика, но Вы так легко об этом пишите. Что, действительно, так все было просто для Вас? Мне казалось, что женщинам всегда намного сложнее построить карьеру, чем мужчинам.

Так ведь, когда вспоминаешь то, что было, всегда кажется, что это все просто. А то, что трудно – впереди.

А женщинам сложнее построить карьеру тогда, когда они начинают конкурировать с мужчинами. Тогда это трудно, хотя если кому-то нравится такой путь – его можно только приветствовать. Все хорошо, что доставляет удовольствие.

Я же выбрала самый простой путь. Наверное, по совету Черчилля: «Я никогда не стоял, если можно было сидеть, и никогда не сидел, если можно было лежать».

Скажем, есть два специалиста с одинаковым профессиональным уровнем, но один мужчина, а вторая женщина. И, соответственно, в первом случае надо платить «мужскую зарплату», побольше. Просто потому, что мужчинам за ту же работу платят больше. Какой тут выбор у меня?.. Можно требовать «мужскую» зарплату – работа ведь такая же. А можно соглашаться на «женскую». Я соглашалась на «женскую». Тогда кого же выгоднее нанять компании? Всегда оказывалось, что выгоднее женщину.

Другой вопрос, когда женщина начинает требовать зарплату мужскую. Вот тогда у работодателя уже равнозначный выбор появляется: все одно и то же, но один мужчина, вторая - женщина. Тут уже разные стереотипы включаются, и работодатель начинает рассуждать, кто лучше при прочих равных.

Есть много всего именно женского, что помогает делать карьеру. Ну, сейчас уже, наверное, женщины не думают, что если они хотят руководить, то надо вырабатывать командный голос и носить черно-белую одежду с галстуком J. Но и немногие понимают, что есть совершенно «женские» навыки и умения, которые отлично используются в бизнесе. Например, женщина, при наличии у нее такого желания, легко строит хорошие отношения со всем миром.

Мужчинам это труднее: у них стремление лидировать в крови, а значит, чаще не складываются отношения со своим полом. То есть, они складываются только тогда, когда ментально определено, кто из двоих лидер. Если это не определено – продолжается выяснение, которое помеха для бизнеса, и забирает время и силы.

Командный голос – не моя сильная сторона J. Однажды я заехала на склад, и, обнаружив там беспорядок, попросила грузчиков, которые втроем курили, перетащить какие-то коробки. Я была то ли уже генеральным, то ли еще коммерческим директором – не помню. Грузчики – ноль внимания. То есть, они меня слышали, они даже перестали разговаривать и обернулись в мою сторону, и удивленно смотрели. Но не двигались с места. Я сказала еще раз. Реакция аналогичная. Никакой злобы – просто полное непонимание, как будто я говорю на английском.

Тут слышу сзади голос заведующей складом – такая была у нас полная женщина в годах с командным голосом: «Люд, закрой уши». И дальше – трехэтажным матом. Грузчики подскочили и побежали. Один только по дороге, пробегая мимо меня, пробурчал: «Так бы и говорили, а то «пожалуйста», «спасибо»… я даже задумался» J.

Так что, есть возможность добиваться одного и того же результата разными путями.

Вы скажете, что я для этого ничего не сделала?.. Можно и так думать: но задача-то все равно была решена.

Ну, а на самом деле, я выстраивала такие отношения с людьми, что они были рады мне помочь каждый раз, когда у них была такая возможность. Ведь когда вам 20, а вашим подчиненным хорошо за 40, изначально бывает не доброе отношение, а весьма скептическое: а ну-ка покажи нам, что же ты такого умеешь?

Вести себя по-мужски – значит, показать, утвердить свое право на лидерство.

Вести по-женски: «Да я, собственно, ничего особенного  не умею… Помогите мне, пожалуйста».

Это не значит, что мужчины поступают только так, а женщины только этак. Есть много мужчин, предпочитающих женский стиль управления, и наоборот.

А у задачки есть два правильных решения.

 

- В 2004 году вы открыли электронную газету «Секреты бизнеса. Предприниматели рассказывают», которая уже через 4 года стала лучшей, 1-е место Фестиваля на сервере Subscribe.ru. Людмила, я думаю, Вы - волшебница, потому, что все, к чему Вы прикасаетесь, превращается в золото. Что скажете в свое оправдание? J

Здесь все просто: я изначально прикасаюсь только к тому, что мне нравится, от чего я загораюсь, или, как сказал Артемий Лебедев на одной из встреч МКП, от чего «прёт» J. Если нравится: у меня хватает сил делать даже тогда, когда все плохо. Также любому человеку хватает сил играть на компьютере в любимую игрушку, или хватает сил включить телевизор, или открыть любимый детектив – даже если все плохо и ничего не получается. Так и мне. Просто моя игрушка – это мое дело и есть.

А если делаешь даже тогда, когда ничего не получается – успех просто неминуем. Мимо него  даже случайно не пройдешь. Как еще, тоже Черчилль говорил, что «успех – есть переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом» – он ведь не шутил. Успех – это именно переход от одной неудачи к другой. То есть, ты со своей колокольни видишь эти неудачи, а люди тебе вопрос задают: «Скажите, а как вы добились успеха?» J

И ты еще так долго соображаешь – а это они вообще про что?

Ну, и потом – все познается в сравнении. Например, мой школьный учитель литературы Борис Наумович Лондон (который-то как раз и научил меня излагать мысли письменно) был гением, как в педагогике, так и в русской литературе. И вот если я вам скажу, что среди его учеников были известные Вам олигарх Прохоров, политик Боос и актер Стеблов – как теперь Вы оцените мое «первое место на Фестивале»? J

Борис Наумович говорил про наш класс, что это худший класс за всю его жизнь. Очевидно, так оно и есть.

 

- Людмила, Вы закончили: Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова  и Московский государственный социальный университет по специальности маркетинг. Какой самый ценный урок Вы получили за годы учебы, о котором не пишут в книгах?

Разве осталось что-то, про что не пишут в книгах?.. J

Самый ценный урок – тот, что образование для бизнеса не нужно. Я ведь много времени потеряла, потому что гонялась за тем образованием, которое научит меня бизнес делать. И вот я сначала на экономический пошла, 5 лет проучилась, а в голове – пустота. И еще после первого курса, помню, думала: «Чего ж я хочу, это же только первый курс».

А потом – второй курс, третий, пятый… я даже высшую математику за половину студентов сдала… так сильно старалась, а вопрос каким был, таким и остался: «Это все хорошо, что вы мне тут рассказали, и за пятерки спасибо, ну а бизнес-то как начать?..»

И тогда, думаю – Эврика! Надо ж не экономику учить, а бизнес-образование получать! – и еще минус два года на МВА. И вот уж когда диплом и по МВА получила…

Нет, у меня была тогда ещё мыслишка одна – я помню. Я так подумала: «Это просто я плохой МВА получила. Мне все-таки надо было ехать за границу МВА получать – в INSEAD».

Но, к счастью, она только промелькнула – потому что ведь я бы еще 2 года могла потерять.

А теперь только мне понятно. И тем, кто хочет сейчас создать бизнес, но боится, что ему не хватит образования, я могу точно сказать: образования вам не хватит с твердой гарантией J. Причем, нет такого института, который этот пробел восполнит: не построили еще. В институтах студентов учат профессора: у них никогда не было своего бизнеса. Они все знают про экономику (наверное), но они просто не умеют создавать бизнес. Научить вас играть на скрипке сможет только скрипач. Научить бизнесу – только бизнесмен.

Но бизнесмены никого не учат: они свой бизнес создают. Если бизнесмен учит – это почти всегда означает то, что бизнеса у него не получилось, вот он в учителя и подался.

Поэтому единственный способ обучиться бизнесу – создать собственный бизнес. Чем скорее – тем быстрее получите образование.

И еще, для этого мы и создали Московский клуб предпринимателей. Глядя на опытных предпринимателей, общаясь с ними, узнавая у них все, что нужно, чтобы запустить бизнес (особенно, если они вам отвечают - начинать гораздо проще, чем в одиночку.

 

- Небольшой блиц-опрос, чтобы читатели узнали о Вас не только как об успешной бизнес-леди, но и как о человеке.

Что вы любите больше:

Чай или кофе?
На вкус чай, по запаху – кофе. Я могу сделать себе кофе и не пить: просто, чтобы запах был J. А деловые встречи мы назначаем в Старбакс. Потому что история Гаварда Шульца в книге «Влейте в нее свое сердце» - тронула. А главное, потому что в этом кафе пахнет кофе, а не дымом от плохих сигарет.

Мясо или рыбу?
Мясо чуть больше. Но и рыбу тоже люблю.

Зиму или лето?
Зиму. Один мой знакомый советует по этому поводу сходить к психологу, и говорит, лучше не откладывать.

Блондинов или брюнетов?
Применительно к мужчине?.. Мне совершенно все равно. Если я поговорю с мужчиной, а потом меня спросят – он блондин был, или брюнет? – я вряд ли вспомню.

Однажды меня очень сильно раздражал один человек, а потом подруга мне говорит: «Он же такой красивый!» Я подумала – а ведь точно, он же просто эталон J. Как с картинки. Еще и успешный…

Всего-навсего не добрый.

Комедию или драму?
По настроению. Но настроение комедию посмотреть бывает чаще.

Отдыхать или работать?
А отдыхать – это как?.. Я сейчас отдыхаю, когда Вам пишу, или работаю?.. J После того, как наемная работа осталась в прошлом, у меня исчезло деление жизни на две половинки: работа и отдых…Раньше все просто было: то, что на дядю – это работа. А все, что на себя – отдых. А сейчас не понятно: то ли я все время работаю, то ли все время отдыхаю?..

Мне говорили «делу – время, потехе – час!», а как отличить одно от другого, если дело тебе в кайф?

Получать или отдавать?
И получать и отдавать. Если не можешь отдать – тогда для чего получать? Я по природе не коллекционер J.

Процесс или результат?
Снова одинаково. Я не могу выполнять работу, которая мне не нравится, даже если ее результат мне очень нравится. Я буду искать способ получить этот результат иначе. Но даже если мне очень нравится грызть семечки, я не буду это делать всю жизнь, потому что результата нет J.

 

- Людмила, еще один факт из вашей биографии: «В 2008 году с товарищами основала печатный журнал «Московский клуб предпринимателей», чьим главным редактором являюсь. В 2009 году журнал отмечен на молодежном форуме «Селигер-2009», как один из лучших проектов. Вошел в ТОР-100 и получил специальную премию Сбербанка». Скажите, вы лидером и победителем были всегда или Вы этому сознательно научились?

Ну, во-первых, я же не одна. Во всем, что касается Московского клуба предпринимателей, я работаю с партнером, Аркадием Лопуховым, и его заслуги во многом превышают мои.

А во-вторых, ну это же PR-статья. В таких статьях не принято писать, что на каждую удачу приходится по 50 ошибок, неудач и разбитых коленок J.

Самое страшное, что делают взрослые с детьми в школе и дома – учат их бояться ошибок. То есть, не то чтобы специально учат: но учителя в школе ставят двойки, а родители дома за двойки ругают. И, получается – учат, что ошибка – это очень плохо. Ошибки делать глупо и смешно.

И потом идешь на работу, а там за ошибки штрафуют и выговоры объявляют. Так и рождаются люди, которые «боятся каждого нового шага и каждого своего нового слова» (Достоевский). И предпочитают ничего не делать, чем сделать ошибку. Именно поэтому, человеку в возрасте, достаточно долго поварившемуся в этой системе, труднее создавать бизнес.

К счастью, я всегда была непослушным ребенком, и плохо слушала взрослых. Не делала из того, что они говорят ровно столько, сколько можно было не делать, чтобы не попасть в серьезный конфликт.

Мир ведь так устроен, что не может человек сесть на велосипед и поехать. Сначала ему надо несколько раз упасть, и несколько коленок разбить, а потом только он поедет.

Говорят – «не начинай бизнес – разоришься». Конечно, разоришься, и не один раз. Но поверьте – от голода, ни вы, ни ваши родственники не умрете.

И так вот начинаешь, и у тебя ничего не получается, то есть, совсем ничего, все плохо, и ты только ждешь, ну когда же оно уже настанет, когда будет получаться! А потом в один прекрасный день ты сидишь, расстроенный тем, что опять ничего не получается, и думаешь, ну что ж это ничего не получается-то?? – и вдруг понимаешь, что ты же уже намного больше зарабатываешь бизнесом, чем давала работа. И тут еще кто-нибудь вопрос задает: «Скажите, а как вы добились успеха?» J

А все еще не получается, потому, что так воспринимается. Потому что никогда не настанет тот момент, когда скажешь себе: «У меня получилось! Вот же он – успех! Успех – это у других, или это то, что будет у тебя в будущем. Иногда еще бывает, что это то, что было у тебя… но в прошлом. Но это редко ощущается как «у меня, прямо сейчас». У меня прямо сейчас проблемы, и я точно могу перечислить, какие именно J.

 

- Какие у вас отношения с Интернетом? Я знаю, что Вы ведете три рассылки на  Subscribe.ru. и совершенно разные по тематике. Вам это нравится или это необходимые маркетинговые шаги для развития бизнеса?

Вы обо мне слишком хорошо думаете J. «Маркетинговые шаги, нужные для развития бизнеса» я последний раз делала, когда работала по найму, или консультантом в чужом бизнесе. В своем - не получается. В своем, получается, тыкаться носом как слепой котенок, и изредка натыкаться на мамашу, изредка – на злую и голодную дворовую собаку, но чаще всего – просто на столб.

МКП родился сам собой, и с тех пор, по традиции, наверное, самостоятельно растет и развивается. Меня уже начинают мучить подозрения, что именно так, и только так, появляется любой бизнес.

А про «маркетинговые шаги, нужные для развития» я потом, когда буду писать мемуары (и если еще буду) – что-нибудь придумаю, и напишу. Что-то вроде того, что мы сначала придумали цель клуба, потом устав, потом сайт делали… Ну, нельзя же писать в мемуарах, что все случайно получилось. Тогда люди спросят, а зачем же ты вообще, олух, мемуары писал? J

Все, что я делаю, когда-то для бизнеса было не надо, а потом случайно оказывалось так, что именно оно и надо. Еще две рассылки «Академия женской гениальности» и «Собака! И другие хищники…» - мне случайно по наследству достались. Я пока не придумала, зачем они мне нужны J.

 

- Людмила, а что должна делать женщина для успешной карьеры? Может, Вы откроете некоторые свои секреты? J

Я вам лучше отвечу не «для женщины», а «для любого человека», и не «для карьеры», а «для жизни». Самое главное – всегда делать то, что хочется делать и не делать того, что тебе в тягость. То, что в тягость, все равно же не получится хорошо. Если делаешь то, что нравится, то в самом худшем случае – хорошо проводишь время J. А чаще – вдруг обнаруживаешь себя владельцем небольшого бизнеса.

Некоторым женщинам, по их же признанию, вообще не нужны ни бизнес, ни карьера – они хотят только любить и рожать детей от любимого мужчины. Тогда надо заниматься этим.

Просто хорошо еще помнить, что в жизни каждого ребенка наступает момент, когда ему исполняется 16, и тогда «просто мама» становится ему нужна три раза в год. Это случается решительно со всеми детьми: вспомните себя. А если мама – ещё и бухгалтер, то она нужна как минимум пять раз в год: четыре раза налог за квартал и один раз – годовая декларация. Шучу J. Проще говоря, мама, которая «ещё и…» всегда нужна чуть чаще.

Равно как и папа – когда он не просто папа, а еще может на вопрос ответить, или подбросить денег на новую машину.

И еще нужно помнить, что детородный возраст заканчивается не за год до смерти, а лет за 30, а то и за все 50… Жизнь продолжается, и не хочется уже сразу на кладбище, потому что «миссия выполнена».

Любовь и секс дают настолько сильные эмоции и чувства, что слабому человеку (без стержня) начинает казаться, что важнее этого ничего в жизни нет, и даже самая скучная жизнь вдруг, под властью таких эмоций, обретает краски и смысл.

Наверное, это можно сравнить с пыткой: тогда начинает казаться, что нет такой тайны, которая важнее твоей жизни. Потому что, боль уж очень сильная…

Сильные эмоции и чувства всегда убивают разум, но не всегда выводят на нужную тропинку.

Мудрость – она не в том, чтобы быть счастливым, когда ты влюблен; влюбленным и глупец счастлив. А в том, чтобы быть счастливым, когда этих эмоций вообще больше нет. Когда они умерли, а тебе еще жить и жить. Вот тогда и будет понятно, правильно ли ты определил дело жизни. Полезен ли ты людям. А главное – интересен ли ты самому себе.

Семья – это очень важно. Но это всего лишь одна сторона жизни, а у жизни очень много еще разных прекрасных сторон.

Это я так думаю: это про меня. Оставляю всем право думать иначе, потому что все – разные.

 

- Есть ли книга, которая всегда на вашем рабочем столе?

Скажем так, где-то на расстоянии вытянутой руки от рабочего стола J.

Боюсь разочаровать, но если не считать толковый словарь, то это «Три мушкетера» Дюма.

Мне столько людей сказали, что это просто «развлекательное чтиво», что я уже поверила, что применительно к большинству людей так оно и есть.

Но я не могу вам сказать, что эта книга Ницше «Так говорил Заратустра», или что-то еще умное, или по бизнесу… Я умное тоже читала, и по бизнесу… J

Как говорила мама одного моего знакомого: «Наш Сашенька очень умный: он читает очень толстые книжки».

Вот я толстые книжки тоже читаю, так что, не подумайте чего плохого J.

Но просто чуть реже мне хочется перечитать.

А мушкетеры, с их отношением к жизни, к проблемам, с их чувством дружбы и любви… мне часто нужны. Я вот как-то так живу, как они, в том же ритме, и, наверное – на том же уровне мудрости… извините J.

 

- Что для Вас счастье?

Это любовь, конечно, и еще это когда нет «обстоятельств непреодолимой силы», и у всех дорогих для меня людей, все в порядке.

Но ни одна погода в Москве за последние 37 лет не сумела поколебать мое счастье. Ни одна ситуация «нет денег, нет работы, и ни черта не понятно, что делать» - тоже. Ни один политический переворот в какую-либо сторону.

Мы, предприниматели, берем зонт, когда дождь, или панамку, когда солнце… но в любом случае идем по грибы J.

До встречи,

ЛЛ

l-lunkova@yandex.ru

Copyright © Людмила Лунькова, 2004-2006.
О публикации приходящей почты:
Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке.
Адрес электронной почты публикуется, если он указан в теле письма.

В избранное