Женский журнал La-Vida.Ru Воспитание ответственности
Ответственным - не рождаются, ответственным - становятся.
Взрослый человек может вынуждено брать на себя ответственность, по
моральным принципам, оказавшись в критической ситуации. Вспомните, как
начинался всемирно известный сериал «LOST» («остаться в живых»).
Случилось непредвиденное – катастрофа, люди в растерянности, панике,
шоке, беспомощны. Но находятся такие, кто берет на себя ответственность
за остальных, не способных защититься и принимать решения.
В основе чувства ответственности всегда лежит нравственное
воспитание человека. Оно начитается с детства. Многих мам заботит
вопрос, когда ребенок способен понимать свои поступки и когда он
способен принять и понять наказание. Конечно, это зависит от темпа
интеллектуального развития, но в среднем уже к двум годам ребенок
прослеживает связи между действием и последствиями.
Кстати, упомянув наказание, я имею не физическую расправу.
Наказанием может служить любая негативная реакция - эмоциональная (мама
заплакала, загрустила), физическая (любимая игрушка разбилась),
временная (не успел посмотреть мультики).
В возрасте около 2 лет ребенок по большей части различает эмоциональный
ответ на свои действия – улыбки, смех, крик.
Освоение пространства и
инициатива
Все детки растут разными темпами, но многие из них подходят к некоему
рубежу в возрасте трех лет. Это, то время когда начинается социальная
адаптация ребенка, к этому времени накоплен определенный багаж знаний и
навыков, а главное в этом возрасте дети уже умеют выражать свои мысли и
начинают осваивать окружающее пространство, проверяют территорию
дозволенности. Они уже способны кое-что делать самостоятельно.
Что можно поручить в возрасте около 3лет: убирать за собой игрушки,
встречать гостей, помогать накрывать на стол, самому шнуровать ботинки.
Это еще не воспитание ответственности, а всего лишь самостоятельность и
свобода, которая является малюсенькой ступенькой в воспитательной
лесенке. В тоже время в этом самом возрасте ребенок противится,
капризничает, может делать назло. Очень важно для родителей не
отступать от намеченного и четко вести свою линию.
Следующий этап с возраста примерно 3,5 лет и до 5 интенсивного развития и
познавания мира. И это, то самое время, когда мы берем в руки первые
детские книжки и начинается рассказ: «что такое хорошо, и что такое
плохо». В воспитании на данный момент самое главное – недопущение
противоречий в поведении взрослых. Слова не должны расходиться с делом,
иначе, когда один родитель запрещает, другой разрешает, весь
воспитательный смысл теряется.
Если ребенку даются поручения, они должны быть
посильными и обязательно выполнятся. Так, ребенку можно поручать
раскладывать свои вещи в шкафу, убирать игрушки, причем не в общую
бездонную корзину, а на определенные места. Нет любимой книжки на полке,
значит останешься без сказки. Кроме того, для ребенка очень важен
эмоциональный ответ на свое действие или бездействие. Он ждет одобрения
своим поступкам и нельзя скупиться на похвалу за хорошо выполненное
поручение. Часто мамы стараются все сделать сами, по той причине, что
ребенок не в состоянии в силу возраста сделать хорошо, и мотивация: «все
равно потом переделывать» приводит к тому, что у ребенка гасится
инициатива, не развивается самостоятельность, нет возможности проявить
себя, быть полезным.
Вообще работа, которую поручено выполнить ребенку должна оцениваться не
по результату, а по старательности. Ведь ребенку пяти лет сложно,
например, расправить идеально покрывало на кровати, но похвалы достойно
стремление убрать кровать, без напоминаний.
Моя знакомая недавно совершила ужасную ошибку: отправила за хлебом дочь
пяти с половиной лет. Ошибка, конечно, была не в этом. Мать поручила
дочери купить буханку белого хлеба. Белого хлеба в магазине не
оказалось, батонов тоже, и дочь купила сдобных булок с изюмом. Но придя
домой получила от матери нагоняй: «не надо было покупать, сходила бы
попозже». Но в чем собственно виноват ребенок – в том, что проявила
инициативу, сообразила, чем можно заменить батон?
Проявление
инициативы доказывает, что ребенок способен принимать самостоятельные
решения. И у него обязательно должно быть право проявить свои навыки и
умения. Даже если это обернется некоторым ущербом для родителей.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
И помогите ему, если он просит, но ровно настолько, сколько он не может
выполнить сам. Помните, что «помочь» это не значит «сделать за него».
Вы должны лишь подтолкнуть руль в нужном направлении, постепенно
передавая управление.
Забота и обязательность
В возрасте около семи лет у детей только начинает формироваться чувство
ответственности. Это тот возраст, когда ребенок задумывается: раздавить
ли ему бегущую букашку, или отпустить. В этом возрасте дети тянутся к
братьям нашим меньшим, большинство из них просит хомячка, котенка,
рыбку. И именно сейчас дети особенно чуткие к тому, что внушают им
взрослые.
«А если я знаю
единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и
другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в одно
прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что
он натворил? И это все, по-твоему, не важно?» А.С. Экзюпери.
На обращении с животными легче всего воспитывать у ребенка такие
чувства, как забота, обязательность и ответственность. Так ребенку
объясняют: «Покорми киску, а то у нее от голода животик заболит»;
«Почисти клетку хомячку, а то он уйдет жить к другому мальчику». Только
есть один нюанс: родители часто отказывают ребенку в домашнем любимце,
зная, что ему надоест ухаживать и заботу переложит на родителей. Но надо
учитывать что такое поведение естественно для большинства детей. Они
теряют интерес, а вовсе не жестоки или эгоистичны, у растущего и
познающего мир ребенка интересы меняются постоянно. Обратите внимание на
общение детей между собой – сегодня дружатся, завтра ссорятся,
послезавтра снова не разлей вода. Поэтому нельзя заводить домашнего
питомца, рассчитывая, что ребенок будет верен ему и своему интересу
постоянно. Можно заранее обговорить, что о животном будут заботиться
все и разделить обязанности. Если не имеете времени убирать и ухаживать
за зверьком сами, заведите того, кто потребует меньшего времени,
скажем, кошку, а не собаку, или черепашку, а не хомячка.
Любое дело не
будет иметь воспитательного эффекта, если вы будете оберегать своего
ребенка от всевозможных негативных последствий. Вы должны позволить ему
увидеть и испытать отрицательный результат своего действия или
бездействия, как бы это ни было неприятно. Лишь тогда до него дойдет
смысл произошедшего, лишь тогда он становиться сознательным.
Ответственность - это не просто хорошее выполнение обязанностей, как
считают иногда родители, а состояние когда человек полностью отдает
себе отчет в выполняемых действиях и берет на себя вину за результат
выполнения или невыполнения этого дела или поручения. Именно осознание
себя, как причину любых последствий совершаемых поступков, готовность
отвечать за совершенное, позволяет вырасти ответственным человеком.