Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Женский журнал La-Vida.Ru

  Все выпуски  

Женский журнал La-Vida.Ru Воспитание ответственности


Ответственным - не рождаются, ответственным - становятся.

Взрослый человек может вынуждено брать на себя ответственность, по моральным принципам, оказавшись в критической ситуации. Вспомните, как начинался всемирно известный сериал «LOST» («остаться в живых»). Случилось непредвиденное – катастрофа, люди в растерянности, панике, шоке, беспомощны. Но находятся такие, кто берет на себя ответственность за остальных, не способных защититься и принимать решения.

В основе чувства ответственности всегда лежит нравственное воспитание человека. Оно начитается с детства. Многих мам заботит вопрос, когда ребенок способен понимать свои поступки и когда он способен принять и понять наказание. Конечно, это зависит от темпа интеллектуального развития, но в среднем уже к двум годам ребенок прослеживает связи между действием и последствиями.

Кстати, упомянув наказание, я имею не физическую расправу. Наказанием может служить любая негативная реакция - эмоциональная (мама заплакала, загрустила), физическая (любимая игрушка разбилась), временная (не успел посмотреть мультики).

В возрасте около 2 лет ребенок по большей части различает эмоциональный ответ на свои действия – улыбки, смех, крик.

Освоение пространства и инициатива

Все детки растут разными темпами, но многие из них подходят к некоему рубежу в возрасте трех лет. Это, то время когда начинается социальная адаптация ребенка, к этому времени накоплен определенный багаж знаний и навыков, а главное в этом возрасте дети уже умеют выражать свои мысли и начинают осваивать окружающее пространство, проверяют территорию дозволенности. Они уже способны кое-что делать самостоятельно.

Что можно поручить в возрасте около 3лет: убирать за собой игрушки, встречать гостей, помогать накрывать на стол, самому шнуровать ботинки. Это еще не воспитание ответственности, а всего лишь самостоятельность и свобода, которая является малюсенькой ступенькой в воспитательной лесенке. В тоже время в этом самом возрасте ребенок противится, капризничает, может делать назло. Очень важно для родителей не отступать от намеченного и четко вести свою линию.

Следующий этап с возраста примерно 3,5 лет и до 5 интенсивного развития и познавания мира. И это, то самое время, когда мы берем в руки первые детские книжки и начинается рассказ: «что такое хорошо, и что такое плохо». В воспитании на данный момент самое главное – недопущение противоречий в поведении взрослых. Слова не должны расходиться с делом, иначе, когда один родитель запрещает, другой разрешает, весь воспитательный смысл теряется.

Если ребенку даются поручения, они должны быть посильными и обязательно выполнятся. Так, ребенку можно поручать раскладывать свои вещи в шкафу, убирать игрушки, причем не в общую бездонную корзину, а на определенные места. Нет любимой книжки на полке, значит останешься без сказки. Кроме того, для ребенка очень важен эмоциональный ответ на свое действие или бездействие. Он ждет одобрения своим поступкам и нельзя скупиться на похвалу за хорошо выполненное поручение. Часто мамы стараются все сделать сами, по той причине, что ребенок не в состоянии в силу возраста сделать хорошо, и мотивация: «все равно потом переделывать» приводит к тому, что у ребенка гасится инициатива, не развивается самостоятельность, нет возможности проявить себя, быть полезным.

Вообще работа, которую поручено выполнить ребенку должна оцениваться не по результату, а по старательности. Ведь ребенку пяти лет сложно, например, расправить идеально покрывало на кровати, но похвалы достойно стремление убрать кровать, без напоминаний.

Моя знакомая недавно совершила ужасную ошибку: отправила за хлебом дочь пяти с половиной лет. Ошибка, конечно, была не в этом. Мать поручила дочери купить буханку белого хлеба. Белого хлеба в магазине не оказалось, батонов тоже, и дочь купила сдобных булок с изюмом. Но придя домой получила от матери нагоняй: «не надо было покупать, сходила бы попозже». Но в чем собственно виноват ребенок – в том, что проявила инициативу, сообразила, чем можно заменить батон?

Проявление инициативы доказывает, что ребенок способен принимать самостоятельные решения. И у него обязательно должно быть право проявить свои навыки и умения. Даже если это обернется некоторым ущербом для родителей.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. И помогите ему, если он просит, но ровно настолько, сколько он не может выполнить сам. Помните, что «помочь» это не значит «сделать за него». Вы должны лишь подтолкнуть руль в нужном направлении, постепенно передавая управление.

Забота и обязательность

В возрасте около семи лет у детей только начинает формироваться чувство ответственности. Это тот возраст, когда ребенок задумывается: раздавить ли ему бегущую букашку, или отпустить. В этом возрасте дети тянутся к братьям нашим меньшим, большинство из них просит хомячка, котенка, рыбку. И именно сейчас дети особенно чуткие к тому, что внушают им взрослые.

«А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил? И это все, по-твоему, не важно?» А.С. Экзюпери.

На обращении с животными легче всего воспитывать у ребенка такие чувства, как забота, обязательность и ответственность. Так ребенку объясняют: «Покорми киску, а то у нее от голода животик заболит»; «Почисти клетку хомячку, а то он уйдет жить к другому мальчику». Только есть один нюанс: родители часто отказывают ребенку в домашнем любимце, зная, что ему надоест ухаживать и заботу переложит на родителей. Но надо учитывать что такое поведение естественно для большинства детей. Они теряют интерес, а вовсе не жестоки или эгоистичны, у растущего и познающего мир ребенка интересы меняются постоянно. Обратите внимание на общение детей между собой – сегодня дружатся, завтра ссорятся, послезавтра снова не разлей вода. Поэтому нельзя заводить домашнего питомца, рассчитывая, что ребенок будет верен ему и своему интересу постоянно. Можно заранее обговорить, что о животном будут заботиться все и разделить обязанности. Если не имеете времени убирать и ухаживать за зверьком сами, заведите того, кто потребует меньшего времени, скажем, кошку, а не собаку, или черепашку, а не хомячка.

Любое дело не будет иметь воспитательного эффекта, если вы будете оберегать своего ребенка от всевозможных негативных последствий. Вы должны позволить ему увидеть и испытать отрицательный результат своего действия или бездействия, как бы это ни было неприятно. Лишь тогда до него дойдет смысл произошедшего, лишь тогда он становиться сознательным.


Ответственность - это не просто хорошее выполнение обязанностей, как считают иногда родители, а состояние когда человек полностью отдает себе отчет в выполняемых действиях и берет на себя вину за результат выполнения или невыполнения этого дела или поручения. Именно осознание себя, как причину любых последствий совершаемых поступков, готовность отвечать за совершенное, позволяет вырасти ответственным человеком.

Статья на la-vida.ru


В избранное