Из чего складывается репутация профессионала? Из знаний, навыков, разумных амбиций и колоссальной трудоспособности. А чтобы этот союз засиял всеми гранями, не обойтись без хороших манер. Не затрагивая «специфических» тонкостей делового этикета, поговорим об «универсальных» вещах - ляпсусах, недопустимых для «строителя карьеры».
Фамильярность, «тыканье» К сожалению, весьма распространенное
явление. Многие, не успев толком познакомиться с собеседником, ведут себя по-свойски: «тыкают», похлопывают по плечу – дескать, манеры – отставить, теперь мы, если не друзья-товарищи, то уж точно по одну сторону баррикад! Однако такая назойливость - дурной тон. Обращаться на «ты» можно лишь к ближайшим сотрудникам, и только если они не возражают против общения «запросто,
без церемоний». Даже руководителю предприятия рекомендуется называть своих подчиненных на «вы», желательно по имени-отчеству («сокращенный» вариант в виде имени допустим лишь в обращении к молодым сотрудникам). Что касается прикосновений, тут впору воскликнуть: «Руки прочь!», так как любые формы «рукоприкладства», кроме рукопожатия, считаются «вне закона».
Привычка перебивать Привычка перебивать говорящего –
вообще «смертный грех» в деловом общении. Первое правило вежливости гласит: внимательно выслушай человека, а потом уж соглашайся с его мнением, либо аргументированно опровергай. Так что запаситесь терпением… и да пошлет вам Всевышний собеседников, умеющих связно и четко излагать свои мысли!
Если беседа проходит в вашем кабинете (при этом не обязательно вы - «крутой босс»),
постарайтесь не отвлекаться на телефонные звонки, разговоры с другими посетителями, изучение не относящихся к делу документов, наведение порядка на рабочем столе и так далее – тем самым вы демонстрируете неуважение к собеседнику.
Употребление просторечной лексики Находясь в кругу друзей, вы вполне можете позволить себе посетовать: «вырубилась», «устала, как собака». Но упаси вас Бог произнести подобное на официальной встрече или во время переговоров:
минимум прослывете «барышней милой, но слегка не в себе», максимум – произведете резко отрицательное впечатление. Не спасут от провала ни стильный костюм, ни громкие звания. Словечки вроде «ихний», «хочете» и т.п. также способны нанести серьезный удар по светлому образу первоклассного специалиста. Об употреблении непечатных слов, наверное, и говорить не стоит. Недаром они
называются табуированной лексикой, «сдабривать» повествование бранью – табу не только в деловом, но и в обычном общении.
Отдельная тема – правильная постановка ударений. Потрудитесь раз и навсегда запомнить, как нужно произносить слова «звонят», «квартал», «договор» и прочие «опасные моменты».
Неумение держать зрительный контакт Чтобы завоевать доверие собеседника, найдите в себе мужество смотреть
ему в глаза. Бегающий по сторонам взгляд или «опущенные долу очи» могут навести вашего визави на мысль, что вы либо что-то не договариваете, либо привираете. Если по каким-то причинам не можете выдержать поединок «глаза в глаза», нацельтесь на зону между бровями – это лучше, чем блуждающий взор.
Зажатая поза Даже мало-мальски подкованный в психологии
человек знает, что переплетенные руки и ноги – признак нервозности и закрытости для общения. Так что не «завязывайтесь» в узел, дав руководителю или партнерам повод думать, что вы – «штучка себе на уме», либо отчаянно боитесь разоблачения в неких каверзах. Расслабьтесь, откройтесь для общения (это не значит вальяжно развалиться на кресле), а еще лучше – незаметно скопируйте позу собеседника, тем самым вы быстрее настроитесь на его волну. Желаете придать своим словам
больше значимости, не стесняйтесь жестикулировать, главное – соблюдайте меру.
Привязанность к жевательной резинке Несколько лет назад был популярен рекламный слоган: «Иногда лучше жевать, чем говорить». Реклама рекламой, но в деловой беседе этот «девиз» неприменим. Когда зубная щетка недоступна, подушечка с «мятной свежестью» действительно
спасет, однако не стоит пытаться «облегчить понимание» во время общения с партнерами или шефом. Большинство людей раздражает вид жующего оратора (или слушателя), и это неудивительно. Если заботитесь о чистоте дыхания, приобретите специальные ароматные спреи, конфеты, драже. И не поленитесь нанести визит стоматологу и гастроэнтерологу.
Неуместный смех Смех без причины, как известно, не является свидетельством выдающегося ума. Да, приятно общаться с жизнерадостным
собеседником, но всему есть предел. Одно дело – рассмеяться над забавной шуткой, и совсем другое – заполнять паузы в разговоре нелепым хихиканьем. У коллег может возникнуть подозрение, у чрезмерно смешливого «субъекта» не все в порядке с головой… или с нервами, потому что привычка рассыпаться мелким смешком свойственна взвинченным, неуверенным в себе типам. Держитесь с достоинством и
не жалейте доброжелательных улыбок.