…На
званном вечере Виктория Бекхэм появилась с поддельной сумкой Louis
Vuitton. Креативный директор бренда Марк Джейкобс, заметив фейк в руках
звезды, отправил ей подлинную сумку LV с запиской: «Дорогая, держите
марку!» Виктория сразу поспешила оправдаться: сумку ей подарили
поклонники…
Фейки повсюду: в Интернете вам предложат супер-копии швейцарских часов, на вещевых развалах – сумки «под Birkin» или Louis Vuitton,
в магазине в глаза бросается шарфик узнаваемой расцветки Burberry.
Прекрасно зная, что настоящие часы «Филипп Патек» стоят как полквартала в
провинциальном городе, и взирая на смешной рублевый ценник, мы спокойно
покупаем тикающую подделку. Без ощущения, что обмануты – все понимают и
принимают правила игры. Без грусти, что настоящую брендовую вещь,
видимо, поносить так и не придется – полноте, о чем горевать, настоящие
точно такие же, только во сто крат дороже. Без страха быть
разоблаченными – и ребенку понятно, что пассажир пригородной электрички
не может позволить себе швейцарский хронометр. Советы «как не нарваться
на подделку» уже актуальны для немногих. Для тех, кто готов выложить
кругленькую сумму за невзрачный шарфик Hermes или лаконичный бумажник
Gucci. Остальные же подделок не боятся, напротив, рады фейку. Главное -
не переплатить за вещицу, изготовленную каким-нибудь кустарем из
Юго-Восточной Азии. Ну, и найти копию покачественней.
Полный бренд!..
Чтобы понять, отчего так милы нашему сердцу «версии» и «копии», станцуем
от печки. Напомним, отчего немалая часть земного шара зациклилась на
брендах, фирмах и марках. Давно известно, что обладание дорогой
роскошной вещью – вопрос престижа. И дело здесь не в платиновых замках
или телячьей коже, из которых изготовлена легендарная сумка, а в звучном
имени. Любой бренд – это, прежде всего, история и несметные деньги,
вложенные в его раскрутку. Когда имя уже звучит, дизайнеры и владельцы
модных домов могут откровенно почивать на лаврах – все уже сделано до
них и за них. Можно, словно бренд Chanel, объявить маркетинговой
концепцией консерватизм и не заморачиваться с выпуском новых ароматов.
Все равно «Chanel №5»
были и остаются самыми продаваемыми духами. В общем, иногда заоблачная
цена не имеет никакого отношения к инновациям и вложениям в рекламу,
платим за историю и за право приобщиться к легенде, к кругу избранных,
которым она по карману.
Престижные вещи - не выдумка современников, люди всегда желали
возвыситься над толпой. Еще древние косматые предки втыкали в шевелюру
перья, дескать, «все люди как люди, а я - особенный». Так что теперешние
«перышки» и симпатичные камушки – это именитые сумки, очки, одежда.
Чтоб сходу было ясно: человек шагает не простой, многое может себе
позволить.
Добровольный самообман
Мало-мальски сведущие в модной индустрии люди всегда обратят внимание на
обладателя дорогих часов, портфеля с узнаваемым лейблом, шарфа с
логотипом французского дома моды.
Наверняка к нему отнесутся если не почтительно, то с интересом. А кто
не хочет трепетного отношения и уважительных интонаций? Жаль только, что
покупка атрибутов избранности способна пробить брешь в бюджете… Вот
тут-то есть повод обратить взгляд в сторону фейков. А что? Если вещь
сработана добротно (и если не давать в руки любопытным для пристального
изучения), вполне можно сойти за респектабельного господина. Это одна из
причин, по которой мы покупаем подделку – произвести впечатление за
небольшие деньги. Не счесть, сколько народу в малиновых пиджаках в лихие
90-е отоварилось «левыми» часами «Ролекс»! Будучи уверенными, что за
500 долларов можно купить статусный аксессуар, крутые парни дружно
инвестировали средства в китайскую экономику. Вскоре подвох
обнаруживался – «Ролексы» вставали намертво. Часовщики, пытаясь
реанимировать ходики, поражались. Но не сходству с оригиналом, а тому,
что агрегаты вообще изначально ходили. А вот вторая причина, по которой
подделки так прижились среди соотечественников – «вывернутая» наизнанку
формула успеха. Если западная модель звучит как «ношу Гуччи, потому что
успешен», то наша переиначена почти в заклинание: «Вот надену Гуччи, и
вмиг стану успешным». Своего рода примитивное шаманство, призывание на
голову манны небесной. Из того же рода юные барышни, несущие на сгибе
локтя имитацию легендарной дорогущей сумки Birkin или Louis Vuitton.
Кажется, еще немного - и вслед за роскошной копией подтянется принц. И
уведет в красивую жизнь, настоящую, в отличие от пресловутой сумки.
Впрочем, это не только наша «странность». В Италии развит
«копировальный» бизнес ничуть не меньше, чем в Китае. А основательные
немцы за компанию с придирчивыми американцами, покидая страны Магриба,
везут из отпусков 10-долларовые очки «Dolce& Gabbana». И все
прекрасно знают, что подлинная оптика, как говорится, и рядом не
лежала!..
Еще одна категория любителей фейка – люди без вкуса. Они желают
одеваться модно, однако самостоятельно составить ансамбли из вещей
«noname» не способны. Денег на подлинные бренды нет. Единственный выход –
положиться на производителей фейка. Это ничего, что буквы из стразов
слегка кривоваты, а строчки неряшливы. Важно, что вещь – копия
фирменной, значит, промашек быть не должно. Значит, «стильно, модно,
молодежно».
«А помнишь, какими мы были?»
Отследить историю подделок сложно. Копии вещей появлялись, как только та
или иная штуковина входила в моду. Единственное, что можно сказать с
уверенностью – еще два десятка лет назад ситуация была получше. Всеми
виной, как ни странно, развитие информационных технологий.
Еще совсем недавно можно было быть спокойным за подлинность дорогой покупки.
Если на туфлях написано «Salamander», то носи гордо и не сомневайся.
Если привезли из Америки кожаную «косуху», то расплачивайся и радуйся,
что стал обладателем добротной куртки. Которая года на три обеспечит
статус «первый парень на деревне»… А потом прогресс шагнул вперед, и
заинтересованные лица могли открыто заниматься тем, что когда-то громко
называлось «промышленным шпионажем». Никто ведь не запретит известным
товарищам присутствовать на Неделях моды и показах, а затем «поделиться»
увиденным с владельцами швейного производства. И уже через месяц
торговые точки радуют ассортиментом «как в лучших домах Лондона и
Парижа».
Говорить же о сумках классических моделей с многолетними традициями
оформления и подавно не стоит. Сымитировать дорогой аксессуар проще
пареной репы. И недорого, что приятно всем сторонам.
Звездные страдания
Разумеется, наличие «подражателей» не может радовать кутюрье, дизайнеров
и прочих правообладателей. Потому что из-за несознательных элементов
огромные суммы идут, что называется, мимо кассы. Ну, и за покупателя,
конечно, обидно, ведь дурят же брата. Хотя как раз за него-то можно не
рвать сердце: тот, кто заинтересован в подлиннике, все равно из-под
земли его достанет, любой ценой.
Тем не менее, звезды, узнав, что их нагло обворовывают, реагируют с юмором. Еще в далекие 50-е Коко Шанель
рассмеялась, услышав отчаянную тираду сотрудницы: «Мадемуазель, я
видела, как на рынке торговка продавала подделки под ваши костюмы за 50
франков! Они раскупались, как свежие овощи!» Великая Мадемуазель пришла в
восторг: «Кутюр – это коммерция, а не искусство. Тем лучше, что меня
копируют. Идеи для того и существуют, чтобы распространяться». Спустя
десятилетия коллеги по цеху реагировали без восторга. Например, Джорджио Армани,
будучи в Китае на открытии своего магазина, был изрядно удивлен, когда
ему в Гонконге предложили купить часы марки Emporio Armani всего за 18
евро, и не в его магазине, а на улице. «Это была точная, идентичная
копия, - сказал дизайнер. - Я также видел там магазины, носящие имя
Giorgio Armani и Emporio Armani, но не имеющие никакого отношения к
моему бизнесу».
А отомстить за обворованный мир высокой моды взялся хулиган Марк
Джейкобс. Являясь креативным директором дома Louis Vuitton, он на одном
из показов представил копии под сумки, изготовляемые трудолюбивыми
китайцами. Да-да, эти узнаваемые клетчатые баулы, спутники «челноков».
По дизайну и расцветке детище Майка Джейкобса ничем не отличалось от
китайских «переносок», разница только в материале – мягчайшая кожа - и
запредельной цене.
…Мир фейка непобедим. Собственно, никто и не объявляет войну всерьез.
Мы придумываем успокоительные мантры. Что глупо переплачивать за бренд,
если можно купить отличную супер-копию, и завершаем заклинание рекламной
фразой: «А если не видно разницы…» Мы соглашаемся с собственными
доводами, что и монструозную подлинную Prada, и ее талантливую «версию»
шьют в Юго-Восточной Азии, вероятно даже, зарплата заводских рабочих не
отличается от выручки кустарей. Мы удовлетворенно улыбаемся, когда
подруга разглядывает подделку и восклицает: «Ух ты, не отличишь от
настоящей!» Но каждая хочет хотя бы раз услышав вопрос «У тебя настоящая
Chanel?», поправить знаменитую стеганую сумку на цепочке и ответить с
достоинством: «Да, она самая. Chanel 2.55».