Выпуск No 45 от 2011-05-12 из рассылки <<Школа Супер Мам>>
Жёлтый, красный, голубой - цвета все выучим с тобой!
Добрый день, !
Для Вас очередной выпуск "Школы Супер Мам"!
Мы живём в мире полном красок и чтоб описать картину окружающего мира нашему малышу по меньшей мере нужно уметь определять основные цвета и знать их названия.
Поэтому сегодня поговорим о том, как выучить цвета.
Называть цвета малышу можно и нужно с самого раннего возраста. Акцентировать же внимание своих детей на цвете различных предметов я начала с 8-9 месяцев. Примерно в этом же возрасте Лиза получила в руки карандаш, а когда научилась им пользоваться перешла на цветные карандаши.
Сначала я дала Лизе 6 цветных карандашей: 4 основных цвета (красный, синий, зелёный и жёлтый) и два дополнительных оранжевый и коричневый. В качестве дополнительных можно добавить 2 любых карандаша, но желательно, чтобы это были не близкие друг к другу оттенки.
Также сразу лучше не давать малышу чёрный карандаш, т.к. – это один из самых любимых детских цветов. Чёрный цвет на белой бумаге оставляет самый яркий и контрастный след и детям это очень нравится. Дадите чёрный карандаш – будет рисовать только им. Конечно, есть и исключения, но лучше не рисковать :)
Как выучить цвета.
Итак, малыш получил карандаши и более-менее научился ими пользоваться: уверенно держит карандаш в кулачке и выводит «каляки-маляки» на бумаге. Отлично! Самое время начать знакомство с названиями цветов. И как всегда самый лучший способ сделать это ненавязчиво.
Для начала начните к названию предметов добавлять их цвет. Собираетесь гулять – называйте цвет одежды, которую натягивает на себя Ваш малыш, рисуете – называйте цвет красок и карандашей, моете овощи – тоже есть повод посмотреть какого они цвета.
А ещё можно проинспектировать мамин гардероб, игрушки или шкаф у старшего брата или сестрёнки на предмет выявления спрятанных там предметов и сложить в одну кучку все найденные красные вещи, а в другую - жёлтые. В общем, вариантов повеселиться масса, главное потом также весело получившийся бардак убрать.
Вышли на улицу – оглянулись вокруг и быстренько рассмотрели какого цвета песочница, лопатка у соседской Маши, какие сочные зелёные листья на деревьях и замечательное голубое небо над головой.
Дальше - больше… Можно сортировать по цветам пуговицы, делать рваные аппликации из бумаги одного цвета, слепить оранжевое и белое королевство из пластилина и помочь разложить маме по разным ящикам красные помидоры, жёлтые перцы и зелёные огурцы.
Вдобавок почитаем любимому чаду на ночь книжки про цвета.
Четыре основных цвета поможет запомнить «Петух и краски» Сутеева (читаете и акцентируете внимание на цвете, показывая на него в книжке). Отличная книжка «Цветные страницы» есть у Маршака. Для детишек постарше можно почитать «Цветик-семицветик».
Кстати, запомнить красный, жёлтый и зелёный цвет может помочь светофор, а заодно и с правилами дорожного движения познакомитесь.
Теперь постараюсь описать некоторые моменты более подробно:
Когда мы рисовали я всегда называла цвет карандаша, которым рисовала Лиза или я. «Давай порисуем синим карандашом», «какая у нас получилась красная кошка», «нарисуем зелёную траву» и т.д.
После перехода на раскраски, при выборе цвета говорила «давай разукрасим солнышко желтым», «нарисуем красный мячик» и давала Лизе карандаш нужного цвета.
Следующим этапом предлагала поискать нужный карандаш: «Давай разукрасим киску оранжевым, где у нас оранжевый карандаш?» Сначала мы искали вместе, потом Лиза стала справляться сама.
Третий этап: спрашивала у Лизы каким цветом будем разукрашивать и затем следовал поиск нужного карандаша. Бывало, что Лиза просто брала карандаш и отвечала: «Этим». Тогда я отвечала: «хорошо, давай разукрасим …» и называла цвет выбранного Лизой карандаша.
После года, когда мы стали знакомиться с геометрическими фигурами, у нас появилась любимая игра «Собери фигуры одного цвета». Лиза с удовольствием собирала только жёлтые фигуры или только синие или только красные. Подробно методика описана здесь.
Ещё одна интересная игра «Найти игрушки или предметы нужного цвета». Кстати, таким способом можно искать и фигуры, например все прямоугольные предметы в квартире или квадратные. А ещё можно назвать эту игру «Из чего сделан предмет» и искать стеклянные, металлические, деревянные, пластмассовые и т.д. предметы. В общем, игра эта универсальная и играть в неё можно в любом месте, например, сидя в очереди к врачу.
И конечно, ненавязчиво акцентируем внимание ребёнка на цвете предметов в любых удобных и естественных для этого случаях, например при выборе одежды (какую – синюю или жёлтую – футболку сегодня оденем?) или при покупке фруктов (красные или зелёные яблоки купим, синий или зелёный виноград?) и т.д.
И парочку рекомендаций из личного опыта:
Новые цвета добавляйте постепенно по 1-2 после того как ребёнок запомнит предыдущие. Т.е. Вы можете рисовать и 20 различными карандашами, но не стремитесь сразу называть все цвета. Акцентируйте внимание только на названии нескольких цветов и ориентируйтесь по ребёнку. Обычно после усвоения первых 5-6 цветов малыш в состоянии быстро запоминать остальные.
Не добавляйте одновременно похожие оттенки, например сиреневый и фиолетовый или сиреневый и розовый, иначе ребёнок может начать их путать.
Не проверяйте открыто знания ребёнка, в процессе Вы сами увидите какие цвета ребёнок знает, а какие нет.
Проводите цветовые аналогии. Дело в том, что по-началу дети привязывают цвет к определённому предмету и не переносят его на другие. Поэтому, если малыш знает, что его любимая машинка зелёная, покажите ему невзначай на прогулке, что трава зелёная тоже, и машина у соседского мальчика зелёного цвета, и что купили Вы зелёных огурцов на салат и сочных зелёных яблок на десерт.
Проявляйте мамину фантазию и смекалку и тогда у Вас никогда не возникнет вопроса как выучить цвета с ребёнком.
Счастья и Любви!
Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если Вы порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!