Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа Супер Мам

  Все выпуски  

Школа Супер Мам Воспитание личности ребёнка или история об удочке и рыбе.


 

Бизнес у камина
Если мама дома, значит всё в порядке!


Выпуск No 6 от 2010-06-23
из рассылки
<<Школа Супер Мам>>

 

Воспитание личности ребёнка или история об удочке и рыбе.

 

 

 

Добрый день!

С Вами снова я, Ангелина Демидова, с очередным уроком в "Школе Супер Мам".

 

Сегодня мы поговорим о воспитании. О воспитании вообще и воспитании личности ребенка в частности.


Что такое воспитание, как Вы думаете? Попробуйте сформулировать определение.


Оказывается, у каждого есть своё основное понятие, которое вкладывается в слово "воспитание". Для кого-то это дисциплина и послушание, для кого-то воспитание приравнивается к наказанию. Для других это развитие способностей ребёнка, хорошие манеры или умение дать сдачу.


Когда я хвалю своего ребёнка - это воспитание? А когда ругаюсь с мужем при ребёнке?
Тоже воспитание! Но не мужа, а ребёнка.


Вся проблема в том, что мы часто упускаем из вида, что воспитание не бывает сегодня, завтра, сейчас или через полгода. Оно происходит всегда, непрерывно, каждую минуту.


В связи с этим стоит задуматься, как мы ведём себя находясь рядом с ребёнком, какие жизненные ценности пропагандируем. А если Вас постоянно нет дома, то подумайте кто и как воспитывает Вашего ребёнка и кому Вы доверяете его в своё отсутствие.


Модель поведения.


Всё идёт из семьи и это правда. Школа, общество, друзья конечно накладывают свой отпечаток, но основу, модель поведения, манеру общения ребёнок берёт из семьи. Что в детстве ребёнок видит и слышит в семье - то для него и является нормой, эталоном. Ведь правилами поведения в обществе он ещё не обременён. Для него эталон - это мама, папа и другие члены семьи, им он и подражает.


В младшем возрасте очень часто можно заметить как, например, дочка начинает обращаться к кому- либо из членов семьи с теми же словами и стой же интонацией, что и мама, а сын копирует манеру поведения отца.

Чем старше ребёнок становится тем больше у него появляется идентичных родителям черт характера и поведения.


Другими словами (перефразирую известную фразу) - скажи, кто твои родители и я скажу кто ты.


А теперь давайте посмотрим на определение понятия "воспитания", которое нам даёт Яндекс - Словари.


Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования полноценной личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.


В связи с этим хочу поведать одну старинную притчу.


История об удочке и рыбе.


Притча довольно известная и вариантов изложения масса. Нам же важна суть, поэтому пересказываю её в изложении наиболее близком к нашей теме.


Две семьи с детьми попали на необитаемый остров. Из еды на острове были только различные тропические фрукты, которые висели высоко на деревьях и рыба, плавающая в океане.


В первой семье добычей пропитания занялись родители, они ловили рыбу и залезали на деревья срывая фрукты в то время, как их дети играли, купались и загорали на солнышке.


Во второй же семье родители сделали удочки своим детям и отправили детей рыбачить и добывать себе фрукты самостоятельно.


(Не поленитесь рассказать эту притчу своим, конечно не совсем маленьким детям, и в этом месте спросите их как они думают какие из родителей хорошие и больше любят своих детей - получите интересный ответ).


Но вот на острове случился сильный ураган, в котором, погибли все взрослые. Дети остались одни. Как Вы думаете у кого из них больше шансов выжить?


Основная цель воспитания
- дать ребёнку путёвку в жизнь, "научить его летать".


Поэтому не надо создавать ребёнку тепличных условий и давать готовых решений, почаще давайте ему "удочку, а не рыбу" и не бойтесь при этом быть "злым" родителем. Задача родителей воспитать полноценную самостоятельную личность, а без "удочки в руках" это невозможно. Ничего, вырастет - оценит.


А теперь давайте посмотрим на воспитательные моменты, которым необходимо уделить особое внимание.


Воспитательные моменты.


1. До 3-х лет нельзя игнорировать ребёнка!  


Этим Вы наносите непоправимый урон его психике. Реагируйте на его призывы, слёзы,  вопросы и любые обращения к Вам. Если ребёнок плачет обязательно пожалейте, успокойте, возьмите на руки, обнимайте столько, сколько ему нужно.  В этом возрасте мама и ребёнок - ещё одно целое. Желательно в этот период как можно реже, а лучше вообще не оставлять ребёнка с кем-то другим, кроме матери, а тем более не отдавать его в детский сад.


2. Не ограничивать его познавательную деятельность.


Употребляйте слово "нельзя" только в самых крайних случаях - горячая плита, утюг, розетки. И обязательно объясняйте почему. Постоянный запрет на всё сильно ограничивает познавательную деятельность ребёнка, что приводит к более медленному развитию, да вдобавок высок риск развития невроза.


Просто проинспектируйте свою квартиру с точки зрения малыша и уберите подальше всё, что может быть опасным (острые предметы и химические вещества в первую очередь). В электрические розетки - специальные заглушки. Чайник, кастрюли и тарелки с горячей едой подальше от края стола и плиты. И постоянный непрерывный присмотр. Не оставляйте ребёнка одного! Возьмите на вооружение правило опытных мам - если ребёнок притих - значит делает, что-то запретное. Переключайте внимание ребёнка с опасных занятий на более интересные дела.


3. 2,5 - 3- года - это  время, когда формируется преобладающий по умолчанию прогноз – положительный - на успех или отрицательный – на неудачу.


В этом возрастном периоде, когда ребенок начинает сталкиваться с первыми трудностями, очень важно акцентировать внимание ребёнка на преодолении этих трудностей и вместе с ним радоваться его успехам. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на его неудачах. Со сформированной в этом возрасте установкой на успех или на неудачу ему придется прожить жизнь!


4. Начиная с возраста 2,5 -3 лет ребёнок начинает хитрить и может уже пытаться манипулировать родителями в своих целях.

С этого возраста надо заканчивать с  потаканием и переходить на разъяснительно-договорную систему отношений.


5. В 5 - 7-летнем возрасте (у некоторых детей раньше) у ребёнка появляются детские страхи.


В этом возрасте формируется образное мышление и как результат - появляются различные "монстры" в углу, "динозавры" на потолке или "гигантская крыса" за шкафом.


Не нужно отмахиваться от детских страхов, помогите ребёнку преодолеть его. Купите ему ночник,  оставляйте открытой дверь в коридор в котором горит свет, пусть спит с любимой игрушкой. При этом необходимо объяснять и показывать ребёнку, что "динозавр", спрятавшийся в углу - это всего лишь тень от вазы с цветами. Переместите вазу, чтобы ребёнок в этом убедился, уберите её вообще, если нужно.


Никогда,  начиная с самого раннего возраста, не пугайте ребёнка различными монстрами, волками, бабайками и т.д. Этим Вы травмируете его психику и очень сильно увеличите детские страхи в 5-7-летнем возрасте.


6.  С 6-7 лет нужно начинать формировать у ребёнка собственную систему ценностей.

Ребёнка нужно учить не поддаваться на чужое влияние, не бояться иметь своё мнение, менять образ мышления с "как другие относятся к ситуации" на  "как я сам отношусь к происходящему". Система ценностей должна быть полностью сформирована к 16-18 годам. Иначе ребёнок всю жизнь будет жить с оглядкой на чужое мнение, попадать под влияние других людей, различных организаций и т.д.


7. Начиная с подросткового возраста уменьшите опеку.

Дайте возможность ребёнку учиться на собственных ошибках.  Я не говорю, что всё нужно пустить на самотёк, контроль и ещё раз контроль - основной девиз родителей в этом возрасте, но нужно делать это так, чтобы не сильно ограничивать свободу и развитие личности подростка. В этом возрасте ребёнок должен "набить себе свои шишки", чтобы получить необходимый жизненный опыт.


Следующие два пункта относятся ко всем возрастам.


8. Воспитание самостоятельности.


То, что ребенок в соответствии со своим возрастом может делать сам - пусть делает сам. Особенно это важно с наступлением соответствующего возраста  "Я сам!" и во всех случаях, когда ребёнок просит "дай я попробую", "дай я помогу" и т.п.  Пусть он будет делать это долго, пусть не получается - дайте ему возможность попробовать сделать самому, спросите не нужна ли помощь, подскажите как правильно, покажите наконец как надо, но пусть делает сам. Этим простым способом Вы воспитаете в нём самостоятельность, а заодно научите преодолевать трудности и достигать поставленных  целей.


9. Обязательно практикуйте индивидуальный подход к ребёнку, "чувствуйте" его  и проявляйте гибкость.


Об этом я уже писала в своей статье
по раннему развитию, но многие правила, описанные там актуальны также и для воспитательного процесса.


Процесс воспитания детей – процесс творческий, а для  мыслящих родителей ещё и обоюдно-поучительный. Ведь как известно "не столько педагоги "учат" студентов, сколько студенты - педагогов!"


Учите ребёнка ориентироваться в жизни, разбираться в людях и ситуациях, преодолевать трудности, ставить себе жизненные ориентиры и двигаться к ним, иметь свою точку зрения, а не идти на поводу у других, уметь общаться, уважать себя и людей - ведь именно эти качества личности являются залогом успеха в жизни, а не только хорошие отметки в школе.

 Успехов!



Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна,
если Вы порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!

С искренним уважением, Ангелина Демидова
http://biznesukamina.ru/
formulabogatstva.ru@gmail.com


В избранное