Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Почему уходит любовь, или первая тайна Ходжы Насреддина.


Почему уходит любовь,
или первая тайна Ходжы Насреддина.

 
 Насреддин

 «- Да, я мог бы поработить всех, но тогда и вас. Всё это для меня отвратительно.
Я ухожу. Я понимаю: где слабый ненавидит, сильный уничтожает. Вы — сильная.
- Куда вы?
-  Прощайте.
- Я не пущу вас. Вас уничтожит мой отец. Я же вам предлагаю власть,
деньги, славу... мою любовь, в конце концов.


       - Я мог бы вас любить, но не служить. Забудте меня как сон. Прощайте.
- Постойте. Ну, помогите же мне!

- Я хотел тебе помочь, Руна. Ты могла бы разглядывать Землю как цветок, но ты захотела, чтобы вся Земля глядела на тебя как на цветок.»

Из кинофильма «Блистающий мир»

«Где слабый ненавидит, сильный уничтожает». Причина  этого - страх, желание доказать свою состоятельность и потребность приобщения к силе и власти. Желание порождает мысли (поиск путей решения задачи). Мысли порождают действие. Страх, будучи одной из самых сильных эмоций, не дает возможности задуматься, понять причину действия. Это приводит к суете  и круговерти: возможность уничтожения  может мгновенно смениться на необходимость ненавидеть:  всегда найдется более слабый на слабого и более сильный на сильного.  И во всей этой ярмарке тщеславия просто не остается места ни для любви, ни для счастья, потому что без свободы они не живут.

    Ходжа Насреддин был одним из немногих, способных быть свободным: в любом месте с любыми людьми он оставался самим собой и преследовал свои, только ему понятные,  цели.  Свобода имеет свои плоды: любовь, радость и счастье.  И Насреддин познал их. После него осталось много притч и рассказов. Волей судьбы мне встретилась книга Леонида Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине», после прочтения которой возникло огромное желание написать цикл статей об особенностях мышления Насреддина.

    Чтобы быть свободным, нужно действовать определенным образом, чтобы действовать определенным образом, нужно иметь определенные мысли, особое отношение к жизни. Итак,  причина действия, дарующего человеку свободу, лежит в осознании мысли о том, зачем человек что-либо делает и какой он хочет получить результат. Если действие неосознанно, то человек не сможет быть свободным, потому что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств и получении желаемого, он сочтет это за чудо, а не за естественный процесс  взаимодействия с миром. И даже если человек будет счастлив тем, что он получил, он не осознает свою роль в этом процессе, не увидит  алгоритм получения благ, и, признавая свою «зависимость», будет  ждать посредника, с помощью которого он сможет получить гарантированное благо.

    Посредником может стать кто угодно. И вовсе не обязательно, что это будет учитель, на волю которого у человека возникнет желание вручить себя. Это может быть и любимый, и ребенок, и просто какие-то вещи или мысли, которые человек поставит между собой и Богом. Но для того, чтобы смотреть на Мир, как на цветок, посредник не нужен, он нужен, чтобы было кому смотреть на нас. Насреддин же был одним из немногих, способных «разглядывать Землю как цветок», - видеть жизнь и желать ей блага -дальнейшего развития и движения! Он умел понимать язык жизни и разговаривать с ней. И он особым образом использовал свое тело в процессе этого разговора. Его тело «соединялось» с тем, с чем он общался, и могло видеть скрытое и понимать всё сущее на Земле.

    Из книги Леонида Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине» о детстве Насреддина:

    «Он жил в родстве со всем  огромным  миром  вокруг,  всегда чувствуя  свою с ним нераздельность, как будто бы сознавая, что эфир, из которого состоит все в  мире,--  един,  и  беспрерывно переливается,  и  никакая  частица  его  не  принадлежит никому постоянно: от солнца переходит она ко  шмелю,  от  шмеля  --  к облаку,  от  облака -- к ветру или воде, от воды -- к птице, от птицы -- к  человеку,  с  тем  чтобы  от  человека  устремиться дальше,  в свое вечное круговращение. Вот почему так легко было маленькому Насреддину понимать и шмеля, и ветер,  и  солнце,  и ласточку;  он  сам  был  ими  всеми понемногу. То великое благо слиянности с миром, которое дается только мудрецам,  да  и  то лишь  под старость, как высший венец их трудов и усилий,-- ему, избранному сыну Жизни, было дано от рождения.
  
    Что же касается его сверстников  --  молочных  братьев  из гончарной   слободы,  то его  чувства  к  ним  были  неизменно благожелательными, хотя он очень рано начал замечать  в  людях несовершенство   их  природы.  Но  Ходжа  Насреддин  умел  быть снисходительным, не требуя от  людей,  чтобы  они  уподоблялись ангелам,  ибо  знал,  что это невозможно. Много лет спустя, уже взрослым, он нашел в  книге  многомудрого Ибрагима-ибн-Хаттаба следующее  рассуждение:  "Но  самое несовершенство человеческой природы таково, что свидетельствует с несомненностью  о  высшем месте  человека  среди всех  прочих существ, ибо только ему – единственному из живых -- дана  возможность совершенствования. Самое  слово  "несовершенный",  относимо к нему, уже содержит в себе  признание  за   ним   способностей   и   возможностей   к восхождению..."   Прочитав это,  Ходжа  Насреддин  воскликнул: "Истинная правда, я всегда так думал!"»


    Как видно из вышесказанного, самой главной Идеей — мыслью, обуславливающей поступки Насреддина, была: «Эфир (всё в этом мире) должен устремиться дальше,  от  человека, в свое вечное круговращение!» Этим он и давал себе способность не судить людей. Он пользовался тем, что видел, ни к чему не привязывался и ничего не осуждал. И если ему что-то было нужно, он находил это в мире и брал, с тем чтобы потом отпустить  в вечное круговращение, обогатив себя познанием этого и  это своей любовью и новой мыслью.  Он всегда давал возможность человеку быть таким, какой он есть, но стремился толкнуть движение жизни во всем, с чем соприкасался. Такой способ общения с миром приносил  ему спокойствие и счастье. У него не было претензий к людям, а те претензии, которые были к нему, он считал за их особенности и разворачивал в свою пользу.

    Любовь уходит тогда, когда мы перестаем наслаждаться тем, что нам дано (устремлять жизнь дальше, в вечное круговращение)  и начинаем требовать особого отношения (взгляда) к себе. Сейчас эта мысль любому здравомыслящему человеку может показаться крамольной или сложной для исполнения, но, собрав основные Идеи - мысли, присущие Настреддинау в цикл картинок, мы сможем её понять и найти способ комфортного соединения с ней на благо себя и своей жизни.

  Итак, поговорив ранее о нежности, сегодня мы начинаем новый цикл статей - о свободе: «Тайны Ходжи Насреддина».

Шестырёва Н. и Лобова И.


В избранное