Взято с сайта zooatlas.ru
Ольга Кажарская, Dogfriend Publsihers
Это очень сложная
тема. Причем сложной ее делает не поведение собак или детей как
таковое, а эмоции и предрассудки родителей.
Во многих источниках о контактах собак и детей подчеркивается, что
детей нельзя оставлять наедине с собаками. Однако есть немало
родителей, которые считают, что как раз их собака настолько терпелива,
миролюбива и настолько любит ребенка, что позволяет ему делать с собой
все что угодно: тянуть за уши и хвост, толкать, щепать, дразнить,
мешать свободно передвигаться, произвольно волочить за ошейник и на
поводке, не давать спать или будить во время сна, отбирать игрушки и
пищу, сидеть на подстилке и т. д. При этом родители имеют ввиду не
только добродушие собаки, но и тот факт, что статус человеческого
ребенка значительно выше статуса собаки и, следовательно, ребенок может
поступать с собакой так как ему хочется: «Не ограничивать же свободу
ребенка в угоду собаке!» Однако нередко между ребенком и собакой
происходит нечто, какой-то конфликт, в результате которого собака
физически травматизирует ребенка или как минимум приводит ее в
состояние шока. Узнав о конфликте, родители как правило наказывают
собаку или в приступе паники избавляются от нее. Неприятный случай
описывается как «внезапное нападение собаки».
Тут надо отвлечься от статусов и методов воспитания детей, от расхожих
мнений и предрассудков и посмотреть на ситуацию глазами собаки. Точнее
говоря, на способы самовыражения собаки.
Любая собака использует целый ряд сигналов, которыми она выражает свое
отношение к окружающему миру.
Считать, что собака настолько терпелива, что позволяет ребенку
безнаказно делать с ней все, что угодно — это безумная обывательская
глупость! Как любое живое существо, собака воспринимает приставания
ребенка как стресс. Реакция на этот стресс (порог чувствительности)
зависит от индивидуальной способности животного компенсировать стресс,
а также в зависимости от его индивидуального состояния на данный момент
(его возраста, состояния здоровья, стрессовой нагрузки предшествующих
дней, врожденной чувствительности и т. д.). Например, более
восприимчивые, раздраженные, нервные, пожилые и больные собаки сильнее
реагируют на стресс, чем молодые, здоровые животные с устойчивой
психикой.
Если собаке что-то не нравится в контакте с ребенком, она, возможно,
некоторое время не показывает виду (терпит). В какой-то момент она
может просто захотеть удалиться. Если ей этого не позволить, она
начинает мягко и воистину учтиво просить ребенка оставить ее в покое,
показывая легкие предупреждающие сигналы. К таким сигналам относятся
сигналы примирения, например, собака начинает зевать, облизывать свой
нос, отворачиваться, садиться или ложиться спиной к ребенку, ее
движения могут замедляться или она может вообще замереть на месте,
полностью прекратив двигаться (такое замирание по незнанию объясняется
как «наслаждение собакой общением с ребенком»). Если ребенок на эти
сигналы не реагирует, собака может начать тихо рычать. Если же ребенок
проигнорирует и этот сигнал, собака начинает рычать более громно, далее
ее поведение становится все более агрессивным и переходит в нападение
(которое, как я уже говорила, даже после стольких предупреждений
почему-то считают «внезапным», а сама собака объявляется «ненадежной и
агрессивной»).
Тут важно отметить одно обстоятельство: если в семье с собакой в целом
обращаются очень заботливо и чутко реагируют на ее сигналы, собака
сохраняет все ступени предупреждения!!!, и, следовательно, в неприятных
случаях у нее есть возможность мягко выразить хозяевам свое
недовольство, то есть реально предупредить. Если же хозяева обращаются
с собакой грубо и не обращают внимание на ее настроения, пока она не
стала по-настоящему агрессивной, то собака приучается реагировать на
любое неприятное событие сразу резкими агрессивными выпадами.
Согласитесь, что при общении с ребенком такая собака может стать
реальной опасностью.
Необходимо также отметить, что собака не всегда положительно
воспринимает поведение ребенка. Собак приводит в сильный стресс визг,
крики и плач детей, резкие движения, общий шум, создаваемый детьми и их
игрушками. Их раздражает, если ребенок быстро пробегает мимо собаки. По
природе своей собаки не любят хаотических прикосновений к их телу. Они
не любят, когда их крепко обнимают, хватают на морду, поднимают на
руки, гладят или хлопают по голове или просто опускают руку на голову
сверху. Мало кто знает о том, что все эти действия собаки способны
просто потерпеть, если их специально к этому приучить. Вежливые,
уравновешанные собаки реагируют на эти действия сигналами примирения
или стараются уклониться, а более чувствительные и нервные собаки сразу
агрессивно набрасываются.
Родители должны следить за тем, чтобы ребенок и собака не пользовались
одними и теми же «ресурсами» — игрушками, мисками, лежанками и т. д. То
есть, чтобы ребенок не отбирал у собаки ее вещи и пищу, но и собака
знала, что вещи ребенка нельзя трогать.
Не все собаки одинаковые, то есть не любая
собака будет нервничать по поводу поведения ребенка. Важно только,
чтобы родители просто знали о том, что такое естественное поведение
ребенка может стать причиной конфликтов между ребенком и собакой.
Поэтому родители должны постоянно объяснять ребенку поведение собаки
или давать собаке возможность при необходимости просто удалиться. Если
собака устала от общения с ребенком (это видно из сигналов примирения,
которые она подает), необходимо немедленно прекратить игру с собакой и
удалиться от нее.
Согласитесь, что до определенного возраста (примерно до 10 — 12 лет)
ребенок не способен не только отличить сигналы, которые подает собака,
но и просто понять состояние собаки, исходя из собственного опыта.
Именно поэтому родители должны сами постоянно наблюдать за тем, как и
сколько играет ребенок с собакой, какие сигналы подает собака. Это и
есть смысл совета специалистов, которые настаивают на том, чтобы
маленький ребенок никогда не оставался наедине с собакой, без присмотра
родителей.
На первый взгляд может показаться, что при таком большом количестве
правил очень трудно наладить отношения собаки и ребенка. Но это не
совсем так. Во-первых, она воспринимает ребенка как члена своей семьи,
как неотъемлемую ее часть. Во-вторых, хорошо интегрированная в семью
собака сама стремится к миру с ребенком, точно также как она стремится
к мирным отношениям с другими членами семьи и со своими сородичами. Для
этого она старается избегать конфликтов, либо пытаясь физически выйти
из неприятных ситуаций, либо показать свое отрицательное отношение к
происходящему сигналами примирения. Задача родителей заключается только
в том, чтобы не испортить этот естественный механизм. Например, если
при появлении в семье ребенка родители отобрали у собаки ее привычное
место, прекратили выводить ее на привычные длительные прогулки или еще
каким-то образом серьезно нарушили ее распорядок дня, прекратили
уделять ей внимание и т. д., собака может почувствовать в ребенке
причину своих неприятностей.
Лучше всего к ребенку отнесется уравновешанная, спокойная собака, у
которой налажен хороший, основанный на доверии контакт со всеми членами
семьи, собака, которая чувствует себя полноправным, любимым членом этой
семьи. Тогда все, что происходит в семье, она воспринимает как часть
своей жизни. Любое событие тогда станет частью ее жизни, в том числе и
появление ребенка. Так, например, мои собаки спокойно принимали всех,
кого я приводила в дом.
Моя дочь росла в доме с несколькими собаками. Причем только одна из них
была нашей собственной, а все остальные жили у нас временно, ожидая
новых хозяев. Поначалу малышка старалась приставать к собакам. Но я
очень внимательно следила за ней и отгораживала от собак всякий раз,
когда чувствовала, что собакам общение не нравится или если они
уставали от игр. Первое время мне прходилось часто вмешиваться в
отношения ребенка и собаки. Но постепенно я заметила, что моя
подрастающая дочка начинает копировать мое обращение с собаками. Она
начала говорить с ними тем же спокойным тоном, стараться давать им
поесть, гладила их теми же неторопливыми движениями и т. д. Однажды к
нам привезли найденную на улице собаку. И моя дочка (ей было тогда 5 -6
лет) принесла свою тарелочку из детского пластмассового сервиза и
подарила собачке: «Пусть Неля берет — у нее ведь ничего нет!» Так как
Неля была очень маленькой, девочка сделала ей постельку в своей
кукольной кроватке, с одеялом, матрасом и подушечкой, в которой собака
охотно спала. Это трепетное отношение к животным сохранилось у нее и в
дальнейшем. Например, она сделала под книжной полкой комнатку для кота
— с постелькой, занавесками из платков и надписью над входом: «Кот».
Сейчас, когда Вике уже 13 лет, я замечаю, что отношения с животными
сильно повлияли на ее поведение и на ее жизненную философию, а также на
отношения с другими людьми.