Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Современная аквариумистика на сайте "Живая вода"




Современная аквариумистика
на сайте "Живая вода"
vitawater.ru


Выпуск # 145 (13 марта 2008 г.)

Здравствуйте, уважаемые аквариумисты и сочувствующие!

В этом выпуске:

1. Новости сайта "Живая вода":
    В разделе "Выставки, конференции" появилось информация о втором дне 5-й международной научно-практической конференции "Аквариум как средство познания мира".

    Если у Вас есть замечания или пожелания относительно содержания рассылки, пишите нам. Мы постараемся учесть Ваше мнение. Ведь рассылка делается для Вас!

Оставайтесь с нами!        А.Г. (Anthr)


5-я международная научно-практическая конференция

"Аквариум как средство познания мира"

Продолжение рассказа о втором дне конференции (начало – тут).

    Доклады В.Васильева "Содержание черноморской афалины в условиях замкнутого бассейна" и А.Телегина "Проектирование крупных аквариальных экспозиций и комплексов" нами были пропущены.
    Зато к следующему докладу "Дизайн аквариума в интерьере", который сделала Эльвира Станкевич – арт-директор Аквасалона Аквалого мы успели.
    Доклад был построен на показе большого числа картинок с интерьерами и аквариумами, которые могли бы быть элементами данных интерьеров. То есть, были взяты типовые современные решения и к ним Эльвира подобрала подходящие по стилю аквариумы. Слушателям, таким образом, были представлены модельные, а не реальные ситуации. Тем не менее, получить представление о том, как можно найти гармонию между структурной организацией относительно небольшого объема аквариума и помещения в целом, было и полезно, и интересно.
    В докладе был представлен целый ряд возможных решений при различном расположении аквариума в помещении. Кроме того, были рассмотрены основные типы композиций и принципы их создания, наглядно проиллюстрированные с помощью специальных схем. Наверное, для аквариумистов этот доклад был самым содержательным и полезным из всех, что входили в программу данной конференции. Ведь не только профессиональному аквадизайнеру, но и аквариумисту-любителю важно уметь оформить аквариум так, чтобы он органично вписывался в интерьер комнаты.
    Нам остается только дождаться выхода в свет очередного ежегодника с материалами конференции и надеяться, что этот доклад будет там представлен в полном объеме.

    Следующим был доклад "Открытие экспозиции "Океанариум" при Одесском круглогодичном дельфинарии". Докладчик – Дузь Станислав Леонидович. Были показаны картинки об этой новой экспозиции. Морская аквариумистика становится все более популярной на территории бывшего СНГ, поэтому подобные выставки очень востребованы. А если они еще и обслуживаются квалифицированными экскурсоводами, то это и вовсе здорово.

    Очень интересным для аквариумистов-травников и профессиональных аквадизайнеров был следующий доклад "Аквариумная композиция: искусствоведческий аспект", который сделала Светлана Рыбалко, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории и теории искусства Харьковской академии дизайна и искусств. Хотя воспринимать его неподготовленному слушателю (мне, к примеру) было очень и очень непросто. Скажем, к таким выражениям как " ...философско-эстетическая парадигма... ", когда речь шла о возможных концепциях построения композиции в аквариуме, надо хоть немного привыкнуть – а то сходу и не сообразишь, что хочет донести до тебя докладчик.
    На самом деле этот доклад является непосредственным продолжением другого доклада, сделанного в прошлом году на аналогичной конференции Владимиром Ужиком: "Японский аквариум – живая природа в произведениях искусства". Чтобы понятнее изложить данную тему я буду прибегать к материалам обоих докладов, которые, на мой взгляд, практически об одном и том же.
    А начну я с конца, с одного из ответов на многочисленные вопросы, которые были заданы после доклада.
    – Насколько устойчивы подобные композиции?
    Ответ:
    – они вполне устойчивы и могут существовать неограниченно долго. Но для этого надо, чтобы человек с достаточно высокой квалификацией обслуживал аквариум два раза в неделю. Стоимость такой работы 400 долларов в месяц. Этот работник обязательно должен иметь высшее биологическое образование. А вот стоимость сотворения всей композиции в целом – около 10 000 долларов...
    Дорого? Авторы употребляли выражение "относительно дорого". На самом деле такая композиция составлена из нескольких тысяч растений, для ее создания требуются действительно качественные расходные материалы и оборудование, и, наконец, труд художника-создателя должен быть достойным образом вознагражден. Я намеренно употребил слово "художник", ибо работы такого уровня – это настоящие произведения искусства. Вот о том, почему такие аквариумы являются настоящими произведениями искусства и был доклад Светланы Рыбалко.
    Оформление аквариума в стиле Такаси Амано получило несколько названий. Сам основоположник называет подобные творения "Природный аквариум" (Nature Aquarium). По-моему, это название совершенно не соответствует сути дела. Такие аквариумы абсолютно далеки от того, чтобы представлять какой-либо природный биотоп. Не отражают они и тех картин, которые в действительности существуют под водой в природных биотопах. Более того, их поддержание требует применения дополнительного насыщения воды углекислотой и регулярного внесения удобрений, а также чисто механического ухода (стрижки растений). Все это к жизни природного водоема не имеет никакого отношения.
    Но вернемся к теме доклада. Вероятно, многие чувствуют неудачность названия "природный аквариум", поэтому эти аквариумы нередко называют иначе – японскими. Для японского аквариума характерен акцент именно на его художественной части, лучшие образцы являются произведениями искусства. В связи с художественным оформлением аквариумов живыми растениями, камнями, корягами можно говорить о зарождении сразу нескольких жанров визуальных искусств. В первую очередь это АКВАСКЕЙП – Aquascape – подводный пейзаж. Это словечко варварским образом сочетает в себе корни слов из разных языков – латинского и английского, но, тем не менее, всем понятно и потому легко прижилось. Слово Vitawater тоже все аквариумисты знают, так что это аналогичный случай, но vitawater старше акваскейпа J.

. . . . . . . . .

А пока перейду к следующему докладчику.

    Доклад назывался "Пейзажи коралловых рифов и их воспроизведение при оформлении морских аквариумов". Автор – Станислав Юрченко.
    Выступление было отлично проиллюстрировано многочисленными картинками. Но я не буду его подробно пересказывать. Коснусь лишь сути дела. В отличие от акваскейпа, который является от начала и до конца художественным вымыслом, рифовые аквариумы копируют природный биотоп. Тут природа уже сама все придумала и лучше чем она сделать невозможно. Можно только попытаться воспроизвести... Но, в маленькой емкости (любой аквариум, даже большой – это все равно чрезвычайно маленькая, по сравнению с морем, емкость) разместить буквально все, что есть в реальном море невозможно. Поэтому, чтобы оставить у зрителя впечатление будто он вновь побывал на коралловом рифе, морскому аквадизайнеру надо уметь применять целый ряд приемов. Вот об этих приемах и было рассказано.

    Следующий доклад: "Сиамские петушки и другие виды рода Betta – знакомство и перспективы селекционной работы". Авторы Гоморева Ольга, Чеботаева Александра. Был сделан обзор видов Betta. Показаны породы сиамских петушков, немного затронуты вопросы, связанные с селекционным разведением. К сожалению, о самой селекционной работе в должном объеме не говорилось. Фото были в основном с зарубежных сайтов. Но все равно, лишний раз привлечь внимание к лабиринтовым очень полезно. У этих рыбок давно сложился свой круг почитателей. Но, увы, довольно узкий круг. По-настоящему популярен только один вид: Betta splendens.

    Далее были следующие доклады: "Использование холодноводных морских аквариумов в экспериментах по изучению гидродинамики макро- и микрообрастаний" (Светлана Чикадзе). Эта тема действительно далека от интересов широких масс аквариумистов и я не буду на ней останавливаться; "Экспериментальные наработки в области содержания и разведения широкого плавунца в условиях замкнутой аквасистемы лаборатории" (Валерий Вахрушев).
    Что тут скажешь? – "Высший кайф для мужиков – изучение жуков" – это университетская шутка адресованная студентам-энтомологам. Ну а если говорить серьезно, то разведение широкого плавунца дело действительно непростое. В неволе оных жуков размножить очень сложно. Как это ни странно, но японцы и тут в передовиках. Для аквариумистов же важно знать, что личинки плавунцов вполне могут попасть в аквариум вместе с растениями и живым кормом и натворить там немало бед.

    Следующий доклад: "Технология содержания американского омара в условиях аквакультуры"
(Дмитрий Тырин). Конечно же, это совсем не любительская аквариумистика, но послушать об этом интересно. Доклад был подробно иллюстрирован, вот я и покажу несколько картинок. С их помощью представление об этом докладе вы получите.

    Еще один доклад сделал Андрей Телегин. "Структура аквариумного сообщества России и Украины – попытка анализа ситуации и перспективы развития".
    Что удалось запомнить? Что в Украине клубное движение развито несравненно лучше, чем в России.

    Еще один доклад: "Оксидаторы, карбонаторы, дозаторы – новая техника для подачи кислорода, углекислоты и других химических веществ в аквариумы и декоративные пруды" (Докладчик – Константин Карабач). Был показан фильм о применении оксидаторов и прочих устройств, разработанных на основе оксидатора. Рассказано о принципах работы оксидатора. Мы на форуме уже не раз обсуждали оксидаторы, не знаю, надо ли тут повторяться. Отмечу только, что докладчик рассказывал о высокой эффективности прудового варианта оксидатора при проведении зимовки карпов в подмосковье, а обычных оксидаторов – для карантинирования рыб. Про карантинирование я могу сказать тоже самое. Оксидаторы хорошо предотвращают развитие тяжелых бактериальных инфекций. Но, (это я уже говорю по собственному опыту) оксидаторы совместимы далеко не со всеми лекарствами, кроме того, при некоторых заболеваниях они противопоказаны. Но эта тема требует дальнейшего изучения. Пока же я использую оксидаторы для карантинирования очень широко и, в целом, очень доволен результатами.

    Вообще-то оксидаторы – чудесное изобретение. В идеале, их должен иметь каждый аквариумист. Вот только цена... Она совершенно не гуманная. В общем-то, непонятно, почему она такая высокая. Керамика, обладающая свойствами ускорять разложение перекиси водорода, никак не может быть дорогой. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что некоторые азиатские импортеры аквариумных рыб в пакеты с лабиринтовыми вкладывают водопроницаемые мешочки с катализаторами, совершенно аналогичными тем, что используются в оксидаторах. В каждом таком мешочке штук 20-30 катализаторов. Следовательно истинная цена их – копеечная. Итог этой непомерной дороговизны – низкий спрос. А ведь лозунг – КАЖДОМУ АКВАРИУМИСТУ ОКСИДАТОР!!! – действительно стоило бы претворить в жизнь. Потом фирмы-дистрибьюторы могли бы спокойно зарабатывать на торговле расходным материалом – специально стабилизированной и потому безопасной перекисью.

    Еще доклад: "Пораженность эктопротозойно-бактериальными болезнями некоторых видов декоративных рыб" (Кирилл Гаврилин). Были изложены только еще предварительные результаты исследований. Сравнительный анализ степени зараженности рыб от различных азиатских поставщиков пока (как выяснилось в ходе оживленной дискуссии, последовавшей за докладом) нельзя считать корректным. Однако несомненно, что большая часть рыбы приходит с эктопаразитами, которые ослабляют рыбу и способствуют развитию вторичных бактериальных инфекций.

    Последний доклад. "Трансгенные рыбы: первые шаги, реальность и перспективы" (Константин Шидловский). В общем-то, от первых шагов, до теперешней реальности, когда трансгенных данио-рерио производят во множестве обычные российские и украинские разводчики, прошло уже много времени. Процентов на 80, а то и больше, этот доклад повторял мои статьи двухлетней давности.



Владимир Ковалёв, в сообщении представлены фото автора, а также экранные копии фотографий, сопровождавших доклады.

 Подробнее>>



   © Живая Вода, 2001-2008 гг. info7@vitawater.ru


В избранное