Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Террариум и его обитатели

  Все выпуски  

Террариум и его обитатели




Террариум и его обитатели
на сайте "Живая вода"
vitawater.ru


Выпуск # 56 (5 декабря 2011 г.)

Здравствуйте, уважаемые террариумисты и сочувствующие!


В этом выпуске:

1. Новости террариумной части сайта "Живая вода":

В разделе "События, выставки, конференции" появилась новая статья "Конкурс террариумного дизайна на Зоосфере 2011. "Свой взгляд" члена жюри".

В разделе новостей рекомендуем прочитать материал о влиянии глобального потепления на популяции ящериц, о терморегуляции древних морских ящеров, о способе добычи влаги австралийскими квакшами и о сцеплении в жизни древесных лягушек.

    Если у Вас есть замечания или пожелания относительно содержания рассылки, пишите нам. Мы постараемся учесть Ваше мнение. Ведь рассылка делается для Вас!

Оставайтесь с нами!        А.Г. (Anthr)




Конкурс террариумного дизайна на Зоосфере 2011. "Свой взгляд" члена жюри


ВВЕДЕНИЕ

    Результаты очередного конкурса террариумного дизайна обнародованы его организаторами, так что я теперь могу спокойно высказать свое мнение относительно события, в котором мне довелось поучаствовать, на этот раз в качестве члена жюри и приглашенного мастера со своим взглядом на террариумный дизайн.
    Событие это оказалось совсем другим, нежели в прошлом году, по очень многим параметрам – принципиально другим. Однако в любом случае это положительное событие, которое принесло много радости посетителям выставки, участникам и способствует развитию террариумистики у нас в стране.
    После первого конкурса террариумного дизайна в 2010 г. на форумах бушевали бури относительно организации подобных мероприятий, и как это надо было сделать, выступало также много смельчаков, которые писали, что могут лучше, и как это воплотить в жизнь. Поэтому логично было бы предположить, что уж в этот раз они себя покажут. Каково же было мое удивление и разочарование, когда я узнал, что на виртуальную часть конкурса было подано всего 10 заявок. Казалось бы, чего проще – подойди к своему творению, сфотографируй, вышли фото, напиши как делал. И все! Тем не менее, желающих участвовать в конкурсе еле набралось. Да и представленные ими работы были настолько разноплановыми, что все они практически автоматически становились победителями в своих номинациях (что в последствии было отражено на постерах на конкурсных тумбах, где все уже были победителями.
    Однако "Show must go on", и организатор второго конкурса террариумного дизайна – Вадим Вадимович Сыромятников (известный всем магазин "Природа"), все-таки решился продолжить проведение мероприятия и в реале.

    Теперь подробнее о конкурсе.

ЭТАП ПЕРВЫЙ. ВИРТУАЛЬНЫЙ

    В духе современности и в соответствии с реалиями, первый этап решено было проводить виртуально. Организаторами были заявлены следующие четыре номинации: "Амфибии", "Рептилии", "Беспозвоночные" и "Профессиональный террариум".
    Работы, представлявшие собой фотографии конкурсных террариумов, судило жюри в составе: председатель – Евгений Рыбалтовский ("Зооком", Санкт-Петербург), члены жюри: Юрий Каверкин (фирма "АкваЛого", Москва), Даниил Мельников (ЗИН РАН, Санкт-Петербург), Денис Паршин (выставка рептилий Московского зоопарка, Москва), Вадим Сыромятников (магазин "Природа", Санкт-Петербург).
    В результате проведенного голосования были выявлены победители только в двух номинациях – "Рептилии" и "Профессиональный террариум". Ими стали Валентин Павленко (Симферополь, Украина) и П.Г. и Д.А. Пановы, соответственно. Этим участникам представилась возможность непосредственно выступить на втором этапе конкурса террариумного дизайна – на Зоосфере 2011.

ЭТАП ВТОРОЙ. РЕАЛЬНЫЙ

    В нем приняли участие всего двое конкурсантов, прошедших первый виртуальный этап (победителей в своих номинациях), поэтому конкурсом это было назвать сложно, но шоу решили все же провести и для этого на свободные три места пригласили победителей первого конкурса террариумного дизайна на Зоосфере 2010. Они должны были вне конкурса показать свое видение террариума – "Свой взгляд". Но из троих победителей смогли участвовать только Юля Пономарева и я, поэтому на оставшееся место решили пригласить ребят из Энтомологического кружка Санкт-Петербурга.
    Спонсорами выступили официальный дистрибьютор фирмы ReptiZoo в России ООО "Триол" (Москва) и "Триол" (Санкт-Петербург), а также представитель предприятия по переработке кокосового волокна из Шри-Ланки в лице магазина "Природа".
    Для участников было предоставлено пять террариумов ReptiZoo: три небольших горизонтальных RH2805 60×30×45 см, один большой горизонтальный RH2808 60×48×65 см, один большой вертикальный RH2810 80×45×50 см, по сути, большие террариумы были подобраны индивидуально под заявленные участниками задумки, прошедшие виртуальную часть конкурса. Террариумы были укомплектованы всем необходимым, может быть и без учета нюансов, например соответствия объема террариума и мощности светильника, но все же, различные фоны, термоковрики, термопещеры, светильники, лампы накаливания, ультрафиолетовые лампы, термометры, гигрометры, кормушки, поилки, укрытия, искусственные и даже натуральные растения, кокосовый грунт были предоставлены в необходимом количестве.
    Это большой плюс по сравнению с прошлым конкурсом, на котором предоставлялся лишь террариум и светильник. В этом году террариум собрать можно было не принося с собой ничего! Спасибо сносорам!
    Важным нововведением конкурса стало то, что как конкурсанты, так и приглашенные внеконкурсные мастера должны были творить свои работы непосредственно во время проведения выставки (в прошлом году конкурсные работы нужно было готовить заранее). Это, пожалуй, единственное перенятое у конкурса аквариумного дизайна полезное нововведение, которое также как нельзя лучше соответствовало девизу "Show must go on". Это действительно было шоу – все время работы конкурса было поделено между участниками, и каждый отрабатывал свой номер в определенный день. Организаторами даже была составлена программа того, кто и когда делает свой террариум и сколько им отводится на это времени, так чтобы все время работы выставки на площадке трудился кто-нибудь из мастеров. В будущих конкурсах можно будет планировать такое шоу с самого начала мероприятия и заявлять в программу Зоосферы, чтобы посетители могли целенаправленно прийти на мастер-класс интересующего их дизайнера.
    Как и в прошлом году, изначально предполагалось, что оценивать работы будет жюри, но это было реализовано только в виртуальной части, а в реальной мы, по сути, вернулись в прошлый год с выявлением победителя голосованием посетителей. Состав жюри как мне кажется должен быть большим и разноплановым, это поможет более объективно оценивать работы.

РАБОТЫ

    Нескромно начинать с себя, но уж коли меня поставили номером один, с меня и начнем. Более подробно об устройстве этого террариума с пошаговой фотосъемкой всех этапов будет написано в специальном материале. Здесь лишь ограничусь формальной информацией и своей самокритичной оценкой. Террариум – уголок тропического леса с ручьем, стекающим по задней стенке, и живыми растениями. Из животных посадил акантозавров (Acanthosaura lepidogaster (Cuvier, 1829)), псевдокалотов (Pseudocalotes brevipes (Werner, 1904)) и мелких тропических сцинков (Sphenomorphus cryptotis Darevsky, Orlov & Cuc, 2004). Теперь ошибки: для меня самым важным видится жизнеспособность представляемой "картинки" и ее обитателей, поэтому: помпа постоянно засорялась, чтобы все нормально работало надо ставить специальный фильтр; растение сансевиерия (Sansevieria) из семейства Агавовых не очень подходит для тропического террариума. На это мне указали более разбирающиеся в этом вопросе Анастасия и Юрий Николаевы, спасибо им за это, однако, как они сами отметили, при определенном балансе влажности она какое-то время может там существовать.
    Конкурсный террариум Валентина Павленко (Симферополь, Украина) вполне справедливо занял первое место в виртуальной части конкурса в номинации "Рептилии". По моему мнению, если бы сам Валентин или его представители в лице Александра Никифорова и Дмитрия Новикова, воссоздали хотя бы отдаленно и в миниатюре представленный конкурсантом в виртуальной части конкурса террариум (как изначально и было задумано организаторами), это была бы лучшая работа. Оценили бы ее по достоинству посетители выставки – это уже другой вопрос, во мнении жюри я уверен. Итак, на виртуальном этапе – террариум для гекконов и хамелеонов, в реале – тропический с анолисами-рыцарями.
    Один из посетителей выставки отметил, что это единственная работа, в которой не создается ощущения закрытого пространства, не утрачена перспектива. Видимо, несмотря на наличие на заднем плане пенопластового фона, такой эффект создается за счет растений, высаженных "по росту" от передней стенки – к задней. В плане живучести в таком террариуме, конечно, не хватает влажности, которая может быть обеспечена регулярным опрыскиванием или установкой дождевальной системы. Животные подобраны хорошие, аттрактивные для посетителей, правда, они, несмотря на свои внушительные размеры, все время прятались в гуще растений и редко появлялись на виду.
    Интересная работа от одного из победителей первого конкурса террариумного дизайна Юлии Пономаревой. Эта работа шла вне конкурса и как нельзя лучше соответствовала слогану организатора конкурса – В.В.Сыромятникова "Свой взгляд". Собственно, в прошлом году Юлия создала что-то подобное для бородатой агамы – красивую декорацию. В этом году она пошла дальше – абсолютно кичовый подход к дизайну, этим и интересен. В оформлении использованы различные продвинутые террариумные наполнители с добавкой кальция.
    Эта работа, как и взаимодействие Юлии с посетителями, больше всего понравилась посетителям выставки и набрала наибольшее количество голосов. К сожалению, заявленный ей террариум не прошел первый виртуальный тур, и формально она не могла бороться за первое место, но в качестве приглашенного внеконкурсного мастера организаторы отметили ее особые заслуги в деле популяризации террариумистики.
    Победитель конкурса террариумного дизайна 2012 г. – террариум для водяных агам от П.Г. и Д.А. Пановых. Необходимо отметить, что из представленных работ этот террариум – единственный, прошедший виртуальную часть конкурса (победа в номинации "Профессиональный террариум"), и затем воссозданный авторами на выставке практически в том же виде. Таким образом, это единственная работа, прошедшая все формальные этапы, заявленные организаторами. По моему мнению, это абсолютно четкая победа. Кроме того, работа вполне симпатичная. Из недостатков можно упомянуть: все элементы оформления представлены готовыми террариумными товарами (хотя можно ли это назвать недостатком? в конкурсе аквариумного дизайна все происходит именно так), среди которых искусственные растения – это второй, более существенный, недостаток.
    Пятый участник (третий внеконкурсный) – замечательные, симпатичные ребята из энтомологического кружка Санкт-Петербурга... со своими инсектариями, пауками, палочниками и проч., которые очень радовали посетителей выставки, но по сути об этой работе сказать нечего, она "вне внеконкурса". Если только не вспомнить, что в виртуальной части конкурса была номинация "Инсектарий" и даже был один участник, которому, к сожалению, зеленый свет не дали и он свою работу (более подходящую под тематику конкурса) не представил.
    Подведения итогов на выставке по сути не было, в самый ответственный момент оказалось, что выступление организаторов и членов жюри не согласованно и все получилось довольно скомкано.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ И НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

    дение второго конкурса террариумного дизайна можно считать успешным. Получен новый опыт проведения подобных мероприятий, было много общения и новых контактов, участники, как и в прошлом году, доставили массу позитива посетителям выставки. Так что основная цель – популяризация террариумистики, достигнута, это самое главное.
    Как и в прошлом году, большинство объектов – ящерицы, змея только одна, ни одной амфибии, но зато много членистоногих. Большинство террариумов оформлены как тропики. Каюсь, сам пытался их воссоздать, но не потому что простора для фантазии больше, а чтобы не повторяться (в прошлом году у меня была пустыня с круглоголовками).
    Крупные животные и демонстрация их на руках все также привлекают наибольшее внимание и голоса посетителей, именно поэтому конкурсантов должно оценивать жюри, а приз зрительских симпатий можно перевести в разряд "Ринга", когда конкурсант со своим животным "идет в народ".
    После первого конкурса всем хотелось лучшей организации и более концептуальных работ в будущем – не получилось, мероприятие в целом носило более андеграундный, кичовый характер, что соответствовало духу организаторов. Тут можно вспомнить "космический корабль" от В.В.Сыромятникова на конкурсе 2010 г.
    Строго говоря, меньшее чем в прошлом году соответствие понятию террариумного дизайна проявилось во всем – количестве и разнообразии, а главное качестве работ участников, наборе спонсоров = конкурс террариумного дизайна получился беднее, однако праздник для посетителей – ничуть! По сути, мы имеем дело с выставкой любителей, которая много радости приносит людям, но до конкурса еще не доросла.
    Следует отдельно остановиться на таком моменте как подсчет голосов и приз зрительских симпатий. В прошлом году победитель обошел своих соперников почти вдвое, в этом году террариум, набравший больше всего голосов, обошел остальных на порядок (!), что однозначно говорит о фальсификации результатов. На будущее это обязательно необходимо учитывать и проводить голосование среди посетителей в краткие сроки и определенным небольшим количеством бюллетеней, организаторы обязательно должны следить за ходом голосования. Сам был свидетелем примерно такого предложения: "А хотите, я за вас еще несколько раз проголосую?" Почему-то опять не был перенят опыт конкурса аквариумного дизайна, о чем также много писали в прошлом году.
    Жюри, жюри, жюри! Не готова наша публика еще оценивать естественную красоту природы по достоинству, и касается это не только террариумистики. В связи с этим, очень интересно отметить, что в конкурсе аквариумного дизайна этого года, приз зрительских симпатий также получил кичовый вариант оформления аквариума от Юрия Чихачёва.
    И это несмотря на наличие более натуральных и приятных восприятию обывателя (как мне казалось) вариантов оформления аквариума, к примеру, победительницы по итогам голосования жюри – Елены Мазурен.
    Так нужна ли обычным посетителям точка зрения компетентного жюри, или им все же приятнее видеть то, что ближе их душе? Может быть им ближе взгляд В.В.Сыромятникова на конкурс террариумного дизайна и другие мероприятия, проводимые под его эгидой, типа "Арахнид Шоу", или "Народный календарь", или раскрашивание детей изображениями террариумных животных? Ведь посетители пришли на веселый праздник, а не на сухое формальное мероприятие.
    Может быть действительно тогда не стоит никому навязывать и прививать свою профессиональную точку зрения, свое видение пути развития и популяризации террариумистики в стране, не стоит насильно пытаться канализировать этот процесс, а "пусть будет больше разных взглядов", пусть все занимаются тем, что им нравится, не боясь получить неодобрительную критику "профессионалов"?
    Но под названием "конкурс террариумного дизайна" нужно проводить соответствующее мероприятие, где оценивать работу конкурсантов будет компетентное жюри. А для посетителей можно устроить праздник и без конкурса.
    В заключение хочу поблагодарить организаторов и спонсоров второго конкурса, особенно Вадима Вадимовича Сыромятникова, общение с которым позволило увидеть обсуждаемые вопросы в несколько ином ракурсе, а также Е.Н.Родченкову за помощь в оформлении террариума и поддержку.

    Даниил Мельников, фото автора.





Евгений Рыбалтовский, председатель жюри виртуальной части конкурса, директор фирмы "ZOOCOM":

    А, вы знаете, кто бы и что не говорил – на выставке все выглядело очень прилично, ребята молодцы. Знаете, что главное? На Зоосферу ходят не просто "люди", сюда ходят такие же, как мы, только еще без крыльев. Они уже готовы принять веру, но еще сами об этом не знают. И то, что было в субботу – большинству понравилось. Хотя бы потому, что они еще не видели, как можно делать лучше. Это не значит, что сваляй все что угодно  – схавают. Вы, вокруг, вы уже большие, а они – еще нет. Просто быть великим и гордым среди маленьких и наивных. Но неинтересно и скучно. Собственно, для того, чтобы учиться друг у друга и было все это придумано на Зоосфере 12 лет назад, когда мы, надрываясь, привезли грузовик террариумов, которые делали полтора месяца. Только чтобы показать 3 дня. И так каждый год. Посему – всем, принимавшим участие в организации, проведении, подготовке, участии и пр. и пр. – большое спасибо. Поверьте, вы трудились не зря. Хотя, конечно, первый этап вызвал слезы...

Юрий Каверкин, член жюри виртуальной части конкурса, сотрудник фирмы "АкваЛого":

    Если коротко – грустно. Если резко – позор...
    Обидно, что в нынешнее время, когда (космические корабли бороздят...) у отечественных любителей появилось несравнимо больше возможностей для качественного прорыва в оформлении террариумов, на суд выносят столь убогие творения... Я не знаю, с чем это связано... Лень, узость взгляда, нежелание посмотреть, что вокруг происходит. Масса сайтов, масса информации, масса примеров для, хотя бы подражания... Я на секунду представил подобные оформительские опусы на какой-нибудь западной выставке, в каком-нибудь маленьком, никому не известном городке. НЕВОЗМОЖНО!!!! Невозможно по определению... Мое отношение к подобным конкурсам становится резко отрицательным, ибо на подобном уровне это является профанацией и дискредитацией террариумистики. Виноваты в этом все, и организаторы, и участники и, в равной степени, члены жюри. У нас, как всегда, не хватило смелости, сказать всю правду... Выход из подобной ситуации, на мой взгляд, единственный... Мастер-классы (хотя бы виртуальные) людей, умеющих и любящих оформлять террариумы, лекции по террариумистике, как дисциплине (уж простите мой пафос). Я прекрасно понимаю некую утопичность моих рецептов, но другого выхода я не вижу... Я вот думаю, на геккофилии подобный конкурс устроить... Посмотрим... У аквариумистов это стало уже традицией.

Дмитрий Першин, директор компании "Живая Вода":

    В современном мире мы видим множество примеров различных ярких шоу, выставок, концертов, спектаклей. Имея такую высокую планку, которую они задают, от Зоосферы мы ожидали увидеть что-то подобное: оригинальное и запоминающееся.
    Компания "Живая вода" в 2008-2009 гг. уже принимала участие в подготовке и организации подобных конкурсов аквариумного дизайна. И мы не понаслышке знаем всю кухню данного процесса: это и свои правила, и огромная организационная работа менеджеров, и, конечно, финансирование. Ведь организовать работу так, чтобы все прошло гладко, ярко, без сучка и задоринки – это огромный труд! А что мы имеем сегодня на Зоосфере?! Построенное на чистом энтузиазме увлеченных людей действо, которое мало общего имеет с самим понятием выставки. Видно, что людьми двигал только лишь интерес к их любимому увлечению, а не структурный и профессиональный подход к делу. Отсюда довольно скромные результаты и неизгладимое ощущение обычной самодеятельности, а не праздника и уникального шоу.

Андрей Громов, куратор террариумной части интернет-портала "Живая Вода":

    Если рассматривать данное мероприятие как конкурс террариумного дизайна (в соответствии с названием), то следует признать, что он не удался. Точнее, даже не состоялся. Но если ограничиться тем, что происходило на Зоосфере, то организаторы постарались развлечь посетителей в меру своей фантазии и энергии. И это им в той или иной степени удалось. Возможно, в террариумистике прибавится несколько неофитов. Вот только причем тут конкурс и дизайн???

    Смотрите также материалы, посвященные Конкурсу террариумного дизайна на Зоосфере 2010:
Е.Рыбалтовский
"Конкурс террариумного дизайна на выставке ЗООСФЕРА 2010"
А.Громов
"Конкурс террариумного дизайна на ЗООСФЕРЕ 2010. Комментарий заинтересованного наблюдателя"

 Подробнее>>




Новости герпетологии
и террариумистики


Глобальное изменение климата и ящерицы

    В настоящее время одним из мощных инструментов в герпетологических исследованиях стали различные геоинформационные системы (ГИС). В связи с малой мобильностью и достаточно строгой биотопической приуроченностью амфибии и рептилии являются одним из наиболее удобных объектов для ГИС-моделирования, в том числе и прогнозирования динамики численности редких и исчезающих видов.

    Международная группа герпетологов во главе с Б.Синерво (B.Synervo; Калифорнийский университет, Санта-Крус, США) разработала модель, предсказывающую судьбу отдельных популяций и видов ящериц в условиях глобального потепления климата. В основу модели были положены: тренд максимальной температуры воздуха за последние 35 лет, термофизиологические характеристики конкретных видов ящериц и ограничение времени активности, накладываемое риском гипертермии. В Мексике исследователи нашли связь между степенью изменения погоды в сезон размножения ящериц и элиминацией отдельных обитающих здесь популяций колючих игуан (род Sceloporus). Установлено, что за последние 35 лет прекратили существовать около 12% из 200 изученных ранее популяций различных видов. Риск исчезновения живородящих видов вдвое превышает таковой у яйцекладущих, поскольку повышение внешней температуры угрожает внутриутробному развитию эмбрионов. В горных районах изменение климата приводит к тому, что широко распространенные виды вселяются в области обитания высокогорных эндемиков, которые не выдерживают конкуренции. В Южной Америке, Африке, Европе и Австралии исследована судьба популяций 34 семейств ящериц. В этих регионах предложенная модель достаточно точно предсказывает места исчезновения популяций в различных природных зонах. С 1975 г. до настоящего времени уже перестали существовать 4% локальных популяций ящериц на четырех континентах. Исследователи прогнозируют, что к 2050 г. эта участь постигнет 6% видов мировой фауны ящериц, а к 2080 г. – 20% видов и 39% локальных популяций.
    Предполагается, что глобальные усилия по уменьшению выбросов CO2 могут предотвратить ход событий по сценарию, предсказываемому на 2080 г. Однако вряд ли удастся избежать прогноза на 2050 г., поскольку замедление роста температуры отстает от накопления в атмосфере CO2 на десятилетия.
    Герпетологи считают, что ящерицы уже пересекли порог на пути к исчезновению, вызванному изменением климата.

    Источник:
     Science

    Материал проиллюстрирован фотографией.

 Подробнее>>


Терморегуляция древних морских ящеров

    В последние десятилетия, благодаря новым находкам и применению современных технологий, палеонтологи смогли кардинально пересмотреть существующие воззрения на образ жизни ряда вымерших животных: наиболее ярким примером является открытие теплокровности динозавров. Аналогичные исследования в настоящее время проводятся и с вымершими морскими ящерами.

    Вымершие хищные рептилии (ихтиозавры, плезиозавры и мозазавры) в мезозойскую эру населяли моря и океаны Земли от экватора до высоких широт. Находки останков этих животных в приполярных водах и реконструкция климатов триасового и мелового периодов позволили предположить, что древние пресмыкающиеся имели более высокий уровень метаболизма, чем их современные морские родственники (черепахи и крокодилы), и могли переносить низкие температуры. Исключительный эволюционный успех вымерших хищников, оказавшихся на вершине мезозойских водных сообществ, возможно, был основан на способности к терморегуляции. Каковы же были температура тела и терморегуляционные стратегии у древних морских рептилий?
    Французские и датские палеонтологи во главе с А.Бернард (A.Bernard; Лионский университет, Франция) попытались определить термофизиологический статус ихтиозавров, плезиозавров и мозазавров по содержанию тяжелого изотопа кислорода (18O) в эмали их зубов. Концентрация 18O в тканях животных зависит от температуры тела, а у рыб, например, достоверно характеризует термические условия среды обитания. Поэтому у водных живоных, существовавших в одно время и на сходной глубине, разные значения 18O в костях должны отражать различия в температуре их организмов. Исследователи проанализировали 80 образцов тканей рыб и рептилий из осадочных отложений одного возраста. Оказалось что ихтиозавры и плезиозавры в большей, а мозазавры – в меньшей степени обладали активной терморегуляцией. Температура тела у изученных видов ихтиозавров и плезиозавров составляла 35±2°C, у мозазавров – до 39±2°C. Рассчитанные значения свидетельствуют о высоком уровне метаболизма, который необходим для хищничества и быстрого передвижения на значительные расстояния даже в холодных водах. Это соответствует предположениям палеозоологов о том, что ихтиозавры и плезиозавры были хищниками-преследователями, а большинство мозазавров – подстерегающими хищниками, что не требует высокого метаболического уровня на протяжении длительного времени.
    Полученные результаты свидетельствуют, что способность поддерживать постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды проявлялась в разной степени в семействах и подклассах всех трех групп древних рептилий. Это указывает на существование у них внутреннего генератора температуры, позволявшего животным обитать даже в холодных (10-14°С) водах.

    Источники:
     Science, Журнал "Природа", 2011, № 1

    Материал проиллюстрирован фотографией.

 Подробнее>>

Как австралийские древесные лягушки добывают драгоценную влагу

    Исследование, опубликованное в октябрьском номере журнала "Американский Натуралист", показывает, что австралийские квакши переживают сухой сезон с помощью того же явления, которое заставляет запотевать наши очки в зимнее время.

    Ученые из Университета Чарльза Дарвина в Австралии выяснили, что австралийские квакши в прохладные ночи сухого сезона часто проводят время вне укрытия. Когда они возвращаются в свои убежища, на их холодной коже образуется конденсат. Эту влагу лягушки поглощают через кожу. Данный конденсат помогает держать тела данных амфибий в "увлажненном" состоянии во время сухого периода.
    До этого исследования биология древесных лягушек в сухой сезон была покрыта завесой таинственности.
    "Каждый раз, когда мы ночью находили лягушек, сидящими на ветках под открытым небом, когда было так холодно, что они едва могли двигаться, мы не могли объяснить это явление, – сказал доктор Крис Трейси, руководивший исследованиями. – Это была настоящая головоломка".
    Трейси и его коллеги предположили, что это поведение может позволить лягушкам собирать конденсат, но гипотеза нуждалась в экспериментальной проверке.
    Исследователи разработали серию экспериментов с использованием реальных лягушек из эвкалиптовых лесов и искусственных, сделанных из ПВХ. Они хотели определить следующее: могла ли лягушка собрать достаточно влаги путем конденсации, чтобы компенсировать то количество, которое она потеряла, находясь на холоде. Оказалось, что в холодную ночь лягушки могут получить почти 4 грамма воды по возвращению в теплое укрытие.
    Исследователи также проверили, насколько хорошо кожа лягушки может поглощать воду. Они обнаружили, что могут быть поглощены почти 60 процентов от каждой капли воды.
    Результаты показывают, что лягушки могут использовать конденсацию для своего увлажнения. А в таком месте, как засушливая австралийская саванна, во время сухого сезона, когда нет дождей с июня по август, каждая капля воды на вес золота.
    "Когда нет доступной воды, даже ее небольшое количество может означать выживание в сухой сезон", – сказал Трейси.

    Источник:
     The American Naturalist, Vol. 178, No. 4, October 2011

    Материал проиллюстрирован фотографией.

 Подробнее>>

Сцепление в жизни древесных лягушек

    Древесные лягушки обладают уникальным "даром" прикрепляться к гладким поверхностям, даже если они имеют большой угол наклона. Мелкие виды могут прикрепляться к поверхности вниз головой. Исследователи из Университета Глазго представили на ежегодной встрече Общества экспериментальной биологии свое объяснение того, как работает этот интересный механизм.

    "Пальцы у древесных лягушек покрыты тонким слоем слизи, который позволяет удерживаться животному на поверхностях так же, как влажные салфетки прилипают к стеклу. Процесс, посредством которого амфибии отсоединяют свои конечности от поверхности, называется пилинг и он сродни удалению пластыря с кожи, – объясняет доктор Джон Барнс, глава исследовательской группы. – Мы пытаемся установить механизм перехода от прилипания к пилингу". Для выяснения этого, ученые одновременно измеряли степень приклеивания и силу трения при различных углах наклона поверхностей и положений пальцев лап древесных лягушек семейства Hylidae. Было установлено, что переход от сцепления к пилингу – это постепенный процесс. При этом сила "прикрепления" ослабевает при угле наклона выше 90 градусов.
    Выяснилось, что лягушки поддерживали сцепление, контролируя угол наклона их лап по отношению к поверхности, а отлеплялись, если этот угол превышал 90 градусов. Исследуя поведение лягушек, ученые смогли соотнести это наблюдение с тем, как животные двигают своими конечностями – они располагают их боком, чтобы уменьшить угол между лапами и поверхностью.
    Исследователи также посетили Тринидад для изучения проблем, с которыми сталкиваются крупные древесные лягушки, которые не так хорошо прилипают к поверхности, как их более мелкие сородичи. Чтобы частично компенсировать это, крупные виды лягушек приспособились удерживаться на деревьях, обхватывая пальцами ветки и листья, подобно залезающему на дерево человеку. Таким образом, самые крупные виды древесных лягушек часто обитают выше, в кроне деревьев, в то время как мелкие виды, как правило, обитают в кустарниковом ярусе.

    Источник:
     Science Daily

    Материал проиллюстрирован фотографиями.

 Подробнее>>


Наверх

   
   © Живая Вода, 2011 г. info9@vitawater.ru


В избранное