Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сервер Спаниелей - Мой друг Спаниель


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ГАЗЕТА "МОЯ СОБАКА"
 
НОМЕР от 26.08.2001 года

В НОМЕРЕ:
 
Как эффективно управлять поведением собаки
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЛАДЕЛЬЦЕМ И ЕГО ПИТОМЦЕМ

Когда мы впервые приобретаем охотничью собаку, то меньше всего задумываемся о проблемах поведения.
Ведь согласно породному описанию, у нее "врожденная предрасположенность" к обучению, апортированию дичи, стойке или работе в норе. И вот щенок в квартире. За заботами о его здоровье, питании отходят на второй план такие "проступки", как попорченная мебель, регулярно появляющиеся "кучки" и "лужицы" на полу.
Проходит время, и с неприятным удивлением мы узнаем от соседей, что собака лает в наше отсутствие, а умиляющая прежде ее привычка опираться передними лапами на "парадный" костюм, теперь раздражает.
Собака давно уже "отвоевала" себе место на диване, попрошайничает, когда семья сидит за обеденным столом, преследует кошек, а увидев своих сородичей, несется к ним, забыв про хозяев. Нам не нравится ее доверчивое отношение к посторонним людям и радость, с которой она встречает каждого, кто обратил на нее внимание. И мы начинаем понимать: что-то было нами упущено за эти быстро пролетевшие два-три месяца проживания щенка в доме.
Конечно, мы не сидели сложа руки и пытались решить эти проблемы, руководствуясь "родительской" интуицией, советами друзей и рекомендациями многочисленных руководств. Но все усилия оказались тщетными. Чаще всего владельцы растущего щенка набираются терпения и ждут, когда все "пройдет само собой" (это, кстати, самый распространенный совет "знатоков").
Собака выросла, и, действительно, многие "болезни роста" прошли и забылись, как кошмарный сон. Но мы верим, что это результат предпринятых нами "воспитательных" мер. Наш "дар" поднимает нас в собственных глазах и позволяет дать при удобном случае совет "зеленым юнцам". Авторы прошли в свое время этот путь, с той лишь разницей, что впоследствии сделали поведение собаки объектом профессионального интереса и научных исследований. Эффективное использование собаки на охоте зависит как от ее рабочих характеристик, так и от уровня подчинения владельцу.
Поэтому мы изучали условия, обеспечивающие оптимальные (бесконфликтные) взаимоотношения владельца с собакой, а также повышающие ее послушание. При этом мы исходили из социальной природы собаки, т.е. биологического вида, стремящегося к образованию устойчивых групп, называемых стаей.
Известно, что основу любой науки составляют термины. Научный термин - это краткое обозначение явления с определением его свойств. Попадая в сферу широкого употребления, термин часто теряет свою определЈнность. Поэтому в общеупотребительном значении слово "стая" часто подразумевает любое скопление собак и не имеет, как будет показано ниже, к научному термину "стая" никакого отношения. Полученные экспериментальным путем факты изменили наш взгляд на проблему эффективного управления поведением собаки, став темой данного разговора с заинтересованным читателем. Несмотря на столь пессимистичное вступление, большинство владельцев собак отметит, что появление щенка в доме заставило их пережить много радостных минут. Еще более яркие чувства испытывает владелец племенной суки при рождении у нее щенков.
Каждый заводчик знает, что можно часами наблюдать за копошащимися возле суки беспомощными комочками. Сначала бывает трудно вычленить что-то главное в их поведении. Они все одинаково усердно сосут молоко или спят и кажется, что во всех отношениях находятся в одинаковых условиях. Но уже в первые недели жизни щенков опытный заводчик заметит, что одному из них чаще достается самый молочный сосок матери.
Даже опоздав к "завтраку", этот щенок растолкает всех и своевременно получит свою порцию молока, отодвинув в сторону менее активного. В прохладные дни он всегда оказывается в наиболее комфортном месте возле матери или в середине кучи однопометников. Таким образом, уже в первые недели жизни между щенками разворачивается борьба за наиболее оптимальные "условия среды" и пищу. Щенки растут быстро, усложняется и их поведение. Теперь они носятся по отведенному для них пространству квартиры и устраивают потасовки между собой, часто без видимых на то причин. Но иногда мы замечаем, что соперничество вызвано игрушкой, определенным участком пола, чашкой с кормом. Во время конфликтов одни щенки рычат, другие кусаются, третьи взвизгивают и отступают. Так в их играх совершенствуются формы поведения, обеспечивающие щенку обладание привлекательным для него объектом. Мы не можем назвать все значимые для него элементы среды обитания, но иногда поведение малыша может служить нам подсказкой. Назовем все то, чем стремится завладеть щенок в борьбе с однопометниками, его "ресурсами". Исходя из этого определения, "ресурсами" в определенное время будут: полный молока сосок матери, игрушка, корм, участок пола, где разыгрался конфликт; иначе говоря, все то, что становится объектом видимой или скрытой борьбы между щенками. В этом соперничестве и устанавливаются иерархические ранги. Высокий ранг щенка дает ему право на первоочередное получение ресурса. Другой, не менее важный аспект игр, - формирование специфического языка общения. К двум месяцам щенки уже прекрасно "понимают" большинство видо-специфических сигналов (поз, звуков), информирующих о внутренней готовности партнЈра к определенным действиям. Можно сказать, что только теперь щенок становится "собакой". Это одна из главных причин, по которой надо требовать, чтобы щенки находились возле матери до 7-8-недельного возраста. К сожалению, это правило часто нарушается, и малышей начинают раздавать после 4-недельного возраста. Нетрудно теперь представить внутреннее состояние щенка, когда он попадает в незнакомое место, где окружающие его "двуногие существа" ведут себя непонятно, часто агрессивно, но, главное, - ничего не предпринимают для того, чтобы помочь ему разобраться в новых требованиях.
Думаем, что читателю уже стало понятно, что для нормального развития щенка его надо обучить:
1) новому языку общения с владельцем, словами которого станут команды;
2) иерархическим отношениям - очередности получения важных для него ресурсов.
Кинологическая общественность близко подошла к интуитивному пониманию важности такого обучения, но, к сожалению, методы понижения иерархического ранга собаки, которые рекомендуют многие заводчики, ветеринарные врачи и дрессировщики, чаще всего сводятся к разным формам физического насилия над ней. Нередко в среде специалистов можно услышать следующие фразы: "не давать спуску", "опустить до уровня плинтуса", "выбить всю дурь" и т.п. Не более современно звучат и такие рекомендации: "встать на четвереньки и рычать", "укусить за нос", "потрепать за холку".
Мы были свидетелями реализации на практике такого способа "иерархического подчинения", когда дама проехала одну остановку электричкой, жЈстко удерживая за холку "безжизненно" повисшую у нее в руке таксу. Этому старому, как мир, явлению есть научное название - вульгарный биологизм.
Человек никогда не сможет стать собакой, понять, что для нее важно в данный момент жизни и адекватно передать ей одним из перечисленных способов информацию о своем более высоком статусе уже по той простой причине, что его органы чувств (обоняние, слух) значительно менее развиты. Несопоставима и скорость реакций человека. Даже не вставая на четвереньки, разгневанный владелец в глазах собаки скорее похож на большое и неповоротливое животное с больной психикой. Если же отнестись к подобным фактам серьезно, то приверженцам этих методов мы вынуждены напомнить, что взаимодействие со своим питомцем с позиций силы, без обучения собаки пониманию значения информационных сигналов больше соответствует межвидовым конкурентным отношениям по типу "кто сильнее, тот и прав". Например, слону не придет в голову считаться с тем, "знает" или "не знает" мышь о его "высоком ранге", но если она попадет ему под ноги, то будет раздавлена. Такая участь ждет и всех собак, которые принимают брошенный им со стороны владельцев вызов. Но человеку и не надо становиться собакой, чтобы передать ей социально значимую информацию. Экспериментальные психологи нашли выход из этого затруднительного положения. Скинер и его коллеги разработали теорию оперантного научения. Суть ее заключается в том, что при положительном подкреплении определЈнного поведения особи повышается частота проявления ею данного поведения.
Проведенные эксперименты позволили установить необходимые условия для наиболее успешного обучения индивида, а также то, что эти положения применимы ко всем биологическим видам с развитой нервной системой.
Назовем лишь некоторые из них.
1. Положительное подкрепление должно следовать сразу за подкрепляемым поведением особи (если собака обучается выполнению команды "Сидеть", она должна получить положительное подкрепление сразу после посадки).
2. Положительное подкрепление имеет две разновидности:
а) постоянное подкрепление - подкрепляется каждое выполнение команды независимо от его качества;
б) вариабельное (случайное) подкрепление - подкрепляется определенная качественная характеристика вырабатываемого поведения (например, определенная скорость выполнения команды, продолжительность нахождения собаки в определенной позе и т.п.).
Эти правила научения одинаково приложимы к обучению как молодых, так и взрослых особей и применимы к любым биологическим видам с достаточно развитой нервной системой. Но они не учитывают биологические особенности разных видов.
В частности, в отношении собаки не учитывается ее стремление создавать стаю и бороться в ней за высокий иерархический ранг. Чем выше развиты у отдельной собаки охотничий и оборонительный инстинкты, чем сильнее ее потребность в иерархической борьбе, тем ниже наши шансы подчинить ее поведение своей воле с помощью команд управления. Эти команды являются только инструментом в следующем, более важном этапе ее обучения, в течение которого у собаки формируется поведение низкоранговой, по отношению к владельцу, особи.
А именно:
1) не "брать" без команды любой из значимых для нее "ресурсов";
2) "брать" "ресурс" по определЈнной команде владельца;
3) "отдавать" "ресурс" по команде владельца (вопреки своему желанию).
Инициатором начала и окончания такого иерархического взаимодействия должен всегда быть владелец собаки. Этот репертуар поведения в самых общих чертах повторяет поведение низкоранговой особи, и обученная ему собака действительно "чувствует" себя таковой.
Применив подобное обучение по отношению ко всем привлекающим собаку предметам и ситуациям, мы создадим иерархические отношения, а команды управления станут основой информационной системы, назначение которой - информировать собаку о более высоком по отношению к ней статусе владельца. Из этого следует, что специальная дрессировка - это часть единой иерархической дрессировки охотничьей собаки. Исходя из всего сказанного выше, в процессе обучения собаки (независимо от ее возраста и породы) мы выделяем следующие задачи:
1. Тестирование рабочих способностей (под "рабочими способностями" мы подразумеваем инстинктивные реакции собаки, свидетельствующие о силе охотничьего и оборонительного инстинктов, уровне ее доминантности - стремлении к иерархической борьбе);
2. Обучение чистоплотности (адаптация ее врожденной чистоплотности к новым условиям проживания);
3. Обучение командам управления и развитие ее способностей (инстинктивных реакций);
4. Обучение поведению низкоранговой особи (игнорировать в присутствии владельца любые привлекающие ее объекты, без инициирующей команды владельца);
5. Формирование стаи и иерархических отношений путем распространения принципа иерархического взаимодействия с собакой на все жизненные ситуации дома и за его пределами.
Такой подход к обучению предполагает, что "запреты" у собаки вырабатываются не на основе абстрактных запрещающих команд, а как требование иерархического подчинения младшей по рангу особи вожаку стаи, а созданная в результате такого обучения система иерархической коммуникации позволяет сохранять владельцу-вожаку свой высокий ранг без применения насильственных методов. Такая дрессировка максимально развивает природные данные собаки и полностью подчиняет ее поведение воле владельца.
При данном методе обучения собаки владелец может обойтись без таких "зарекомендовавших" себя приспособлений, как рывковая цепочка, ошейник-удавка, парфорс и электрошоковый ошейник.
Собака, обученная с применением иерархического принципа, становится психически уравновешенной; она перестает бросаться с лаем на прохожих, не бежит к другим собакам, не преследует кошек. Она перестает конфликтовать с владельцем и хорошо управляема на охоте.

Константин ПЛОСКОВ, Любовь ЮНГ
"Охотничьи Собаки",
Номер:4(18), 2001 год

ОПРОС для владельцев кобелей

Ваш мальчик постоянно хочет сбежать к своей невесте (правда, абсолютно не подходящей не по породе, ни по размеру)

Ваши действия?

ВАШ ОТВЕТ:

Ваше имя или ник:

Ваш e-mail (необязательно)

Сообщение:

 
ОПРОС для владелеьцев сук

У Вашей собаки незапланированная беременность
(ну, бывает такое...).

Ваши действия?

ВАШ ОТВЕТ:

Ваше имя или ник:

Ваш e-mail (необязательно)

Сообщение:

ПОДПИСАТЬСЯ/ОТПИСАТЬСЯ



 

наверх

  Редактор и составитель Игнатьева Наталия

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное