Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Консультации зоопсихолога Ольги Кажарской, Австрия Часть 139: Цель воспитания: беспомощность - или развитие?


Часть 137: Цель воспитания: беспомощность - или развитие?

Дру­зья, хо­чу под­нять во­прос, ко­то­рый по­след­нее вре­мя все ча­ще ме­ня за­ни­ма­ет. И хо­тя впер­вые с ним как с ча­стью на­уч­ных све­де­ний я столк­ну­лась на кур­се тре­не­ров со­бак, все же он мне пред­став­ля­ет­ся крайне важ­ным и зна­чи­мым в со­вер­шен­но раз­ных ас­пек­тах на­шей с ва­ми жиз­ни.

Это фе­но­мен вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти. Те, кто изу­чал пси­хо­ло­гию в ин­сти­ту­те, или про­сто да­же ей ин­те­ре­со­вал­ся, на­вер­ня­ка, зна­ко­мы с этим по­ня­ти­ем. Это, ес­ли го­во­рить про­стым язы­ком, со­сто­я­ние че­ло­ве­ка или жи­вот­но­го, при ко­то­ром он не пред­при­ни­ма­ет по­пы­ток ре­шить за­да­чу, да­же имея та­кую воз­мож­ность. К со­жа­ле­нию, изу­ча­ли это яв­ле­ние не са­мым гу­ман­ным об­ра­зом и все боль­ше на на­ших чет­ве­ро­но­гих дру­зьях-со­ба­ках, ко­то­рые, кста­ти, и в дру­гих во­про­сах внес­ли нема­лый вклад в совре­мен­ные зна­ния о пси­хо­ло­гии че­ло­ве­ка.

Экс­пе­ри­мен­тов из­вест­ных мно­го, для тех, кто не зна­ет, при­ве­ду один из них. Со­ба­ку по­ме­ща­ют в ком­на­ту, в ко­то­рой по по­лу про­ве­ден элек­три­че­ский ток. Ря­дом на­хо­дит­ся вы­со­кая пе­ре­го­род­ка, ко­то­рую со­ба­ка пре­одо­леть не мо­жет. Пер­вые несколь­ко раз со­ба­ка, по­лу­чая удар то­ком, пы­та­ет­ся пе­ре­прыг­нуть ба­рьер, но без­успеш­но. И в ка­кой-то мо­мент пе­ре­ста­ет про­бо­вать. По­сле это­го вы­со­кую пе­ре­го­род­ку за­ме­ня­ют со­всем ма­лень­кой, через ко­то­рую со­ба­ке пе­ре­мах­нуть ни­че­го не сто­ит, и сно­ва да­ют раз­ряд. И – со­ба­ка оста­ет­ся на ме­сте, не пред­при­ни­мая ни­ка­ких по­пы­ток из­бе­жать бо­ли. Ре­зуль­тат по­лу­чен – со­ба­ка до­стиг­ла со­сто­я­ния вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти.

Да­лее бы­ва­ет по-раз­но­му, в за­ви­си­мо­сти от ря­да фак­то­ров, в том чис­ле пси­хо­ти­па жи­вот­но­го. У од­них это со­сто­я­ние рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на эту си­ту­а­цию, у ко­го-то – на дру­гие то­же и со­хра­ня­ет­ся в те­че­ние несколь­ких ча­сов. А ес­ли та­кие «уро­ки» слу­ча­ют­ся неод­но­крат­но и в раз­ных си­ту­а­ци­ях, то у ко­го-то про­ис­хо­дит обоб­ще­ние, и для жи­вот­но­го (или че­ло­ве­ка) этот тип по­ве­де­ния ста­но­вит­ся нор­мой жиз­ни. Пе­чаль­но. На­до по­яс­нить, что это со­сто­я­ние со­про­вож­да­ет­ся сни­же­ни­ем спо­соб­но­сти обу­чать­ся, ра­бо­то­спо­соб­но­сти, и, есте­ствен­но, от­сут­стви­ем ини­ци­а­ти­вы и апа­ти­ей.

Зна­е­те, что ме­ня во всем этом удив­ля­ет, ес­ли не ска­зать боль­ше? Экс­пе­ри­мен­ты, по­вто­рюсь, не сек­рет­ные. Со­сто­я­ние, как мне ка­жет­ся, уже изу­че­но-пе­ре­и­зу­че­но раз­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, да­же блох в бан­ке те­сти­ро­ва­ли. И уже дав­ным-дав­но из­вест­ны по­след­ствия для лич­но­сти то­го, кто это со­сто­я­ние за­по­лу­чил. И, ко­неч­но, есть все дан­ные о том, ка­кие имен­но ви­ды воз­дей­ствия при­во­дят к это­му со­сто­я­нию – и у лю­дей, и у со­бак.

И – вни­ма­ние! Ес­ли по­смот­реть на то, ка­ким об­ра­зом обу­ча­ют де­тей в шко­ле, как и ка­кие за­да­чи ста­вят ру­ко­во­ди­те­ли, ка­ки­ми спо­со­ба­ми об­ща­ют­ся с со­труд­ни­ка­ми, и — все же как тре­нер со­бак не мо­гу не ска­зать об этом — как тре­ни­ру­ют и вос­пи­ты­ва­ют со­бак, все это — яр­чай­шие при­ме­ры то­го, как за­гнать дру­го­го в это чу­до­вищ­ное со­сто­я­ние. Ино­гда по незна­нию, но ча­сто – на­ме­рен­но, для по­вы­ше­ния управ­ля­е­мо­сти то­го, ко­го «обу­ча­ют».

Про­чи­та­ла за­ме­ча­тель­ную кни­гу о био­ло­гии по­ве­де­ния, в ко­то­рой ав­тор по­дроб­но оста­нав­ли­ва­ет­ся на этом во­про­се и при­во­дит ряд при­ме­ров. Вот на­чаль­ник ста­вит за­да­чу, со­труд­ник ее вы­пол­ня­ет, сда­ет – шеф недо­во­лен и ве­лит пе­ре­де­лать. Со­труд­ник пе­ре­де­лы­ва­ет – сно­ва не так. Пе­ре­де­лы­ва­ет еще раз – и опять ми­мо. И так мо­жет про­дол­жать­ся дол­го. Воз­мож­но, ино­гда мож­но го­во­рить, что на­чаль­ник про­сто неопыт­ный и за­да­чи ста­вить не уме­ет, или сам не зна­ет, че­го хо­чет. Ино­гда это – со­вер­шен­но осо­знан­ное по­ве­де­ние с уже из­вест­ной нам це­лью. В эту же ко­пил­ку ру­ко­во­ди­те­ля:

- по­ста­вить апри­о­ри ни­ко­му не нуж­ную за­да­чу, о чем из­вест­но обе­им сто­ро­нам, и от­ка­зать­ся от ко­то­рой под­чи­нен­но­му ни­как нель­зя;

- дол­го на со­ве­ща­нии го­во­рить на од­ну те­му так, чтобы из этой ре­чи ни­че­го не бы­ло по­нят­но и чтобы у слу­ша­ю­щих сло­жи­лось ощу­ще­ние соб­ствен­ной глу­по­сти;

- по­ста­вить за­да­чу и по­сле то­го, как со­труд­ник про­де­лал огром­ную ра­бо­ту – от­ме­нить ее. И так еще и еще од­ну.

То же са­мое с детьми, что, на­вер­ное, вы­зы­ва­ет во мне са­мый глу­бо­кий и жест­кий про­тест. И то же са­мое с жи­вот­ны­ми, в том чис­ле с со­ба­ка­ми.

Под­опыт­ный, в кон­це кон­цов, сда­ет­ся и ста­но­вит­ся лег­ко управ­ля­е­мым. На­до ска­зать, что в слу­чае с ра­бо­то­да­те­лем бы­ва­ют ис­клю­че­ния, ко­гда со­труд­ник не под­да­ет­ся и, хо­тя бы под­со­зна­тель­но по­ни­мая, что что-то здесь не то, что он не мо­жет в пол­ной ме­ре ре­а­ли­зо­вать свои воз­мож­но­сти, про­сто вы­би­ра­ет уй­ти.

Но у него этот вы­бор есть. А есть ли он у на­ших де­тей? Есть ли он у со­бак? (я на­де­юсь, чи­та­тель за­мет­ки не со­чтет, что для ме­ня это все од­но – лю­ди, де­ти, со­ба­ки, бло­хи; я здесь го­во­рю о том, что это ме­ха­низ­мы, ко­то­рые ра­бо­та­ют с раз­ны­ми жи­вот­ны­ми, ко­и­ми и пред­ста­ви­те­ли на­ше­го ви­да яв­ля­ют­ся, и счи­таю, что та­кие ме­то­ды не долж­ны при­ме­нять­ся ни с од­ним из ви­дов).

Дру­зья! Мне прав­да ин­те­рес­но, по­че­му счи­та­ет­ся, что управ­ля­е­мость — это имен­но то, что об­лег­ча­ет жизнь? На­вер­ное, в ка­ких-то си­ту­а­ци­ях и кон­текстах – да. На­вер­ное, ес­ли го­во­рить о го­су­дар­стве, то так и есть. Но ес­ли взять кол­лек­тив – са­мый обыч­ный, нор­маль­ный кол­лек­тив в офи­се лю­бой ком­па­нии. Ведь по­сле то­го, как у ко­ман­ды сфор­ми­ро­вал­ся дан­ный тип по­ве­де­ния (бу­дем на­де­ять­ся, толь­ко на ра­бо­те), ру­ко­во­ди­те­лям от­ныне при­хо­дит­ся ду­мать за всех и каж­до­го! И по­те­ри, как мне ка­жет­ся, несо­по­ста­ви­мы с по­лу­чен­ным.

 Вы­иг­рыш — лег­кость по­ста­нов­ки за­дач и по­слу­ша­ние. По­те­ри – моз­ги и идеи несколь­ких, а то и мно­гих, ско­рее все­го, неглу­пых, лю­дей; воз­мож­ность пе­ре­ло­жить на чьи-то пле­чи часть от­вет­ствен­но­сти; ра­дость от ра­бо­ты с ини­ци­а­тив­ны­ми и ак­тив­ны­ми людь­ми, удо­воль­ствие от про­цес­са раз­ви­тия. И я убеж­де­на, что там же, в по­те­рях – на­сто­я­щая, а не по­каз­ная -«по­слуш­ная» — ло­яль­ность со­труд­ни­ков, про­цве­та­ние и раз­ви­тие ком­па­нии. Про де­тей да­же го­во­рить не бу­ду, ду­маю, здесь все оче­вид­но – нече­му удив­лять­ся, что мо­ло­дые лю­ди не в со­сто­я­нии са­ми устро­ить и взять в ру­ки свою жизнь, и мно­гим при­хо­дит­ся про­де­лать боль­шой путь от осо­зна­ния это­го, через тре­нин­ги (ко­то­рые, к сча­стью, сей­час у нас есть), где мож­но раз­вить в се­бе недо­ста­ю­щие ка­че­ства, и толь­ко по­том – стро­ить свою жизнь. Да, вос­пи­та­те­лям – удоб­но, учи­те­лям – удоб­но, го­су­дар­ству – удоб­но. А ка­ко­во са­мо­му че­ло­ве­ку?

И, воз­вра­ща­ясь к со­ба­кам: в этом кар­ди­наль­ное от­ли­чие то­го, чем за­ни­ма­юсь я и че­му учит Но­вая ки­но­ло­гия, от то­го, что бы­ло рань­ше (и, в об­щем-то, есть сей­час). Цель ста­рых под­хо­дов, ар­мей­ских, я бы ска­за­ла – по су­ти, фор­ми­ро­ва­ние вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти, да­ю­щей воз­мож­ность пол­но­го кон­тро­ля и аб­со­лют­но­го по­слу­ша­ния тре­ни­ру­е­мо­го. И пле­вать, как ему с этим всем жи­вет­ся. Ху­же все­го, по­жа­луй, то, что имен­но та­кой ре­зуль­тат обыч­но уми­ля­ет всех во­круг: на­до же, со­ба­ка уже пять ча­сов си­дит по ко­ман­де и не ше­ве­лит­ся, это так ми­ло!

В но­вой ки­но­ло­гии все на­обо­рот: с по­мо­щью тре­ни­ро­вок и раз­ви­ва­ю­щих игр со­ба­ке по­мо­га­ют стать са­мо­сто­я­тель­нее, ста­вят все бо­лее слож­ные за­да­чи, ко­то­рые она ре­ша­ет са­ма, и да­ют воз­мож­ность вы­бо­ра там, где это умест­но. Кста­ти, это один из пер­вых ша­гов в «ле­че­нии» та­ких бес­по­мощ­ных со­бак – да­вать как мож­но боль­ше вы­бо­ров. На­при­мер, по­ло­жить пе­ред со­ба­кой 2 же­ва­тель­ных ла­ком­ства и пред­ло­жить вы­брать од­но, а вто­рое убрать. На про­гул­ке встать воз­ле подъ­ез­да и поз­во­лить со­ба­ке вы­брать, ку­да пой­ти. И так да­лее. Пер­вое вре­мя у со­бак это вы­зы­ва­ет недо­уме­ние, и они ча­сто ка­кое-то вре­мя про­дол­жа­ют сто­ять и ждать, что ска­жет хо­зя­ин. За­то ко­гда по­ни­ма­ют, что и прав­да мож­но, и по­ти­хонь­ку вхо­дят во вкус, вот тут и на­чи­на­ет­ся са­мое ин­те­рес­ное! Со­ба­ка про­яв­ля­ет се­бя как нор­маль­ное, лю­бо­пыт­ное и жиз­не­ра­дост­ное со­зда­ние, и вы да­же пред­ста­вить се­бе не мо­же­те, на­сколь­ко ин­те­рес­нее с та­кой со­ба­кой вза­и­мо­дей­ство­вать.

Я не строю ил­лю­зий и в пол­ной ме­ре осо­знаю, что так же, как в сфе­ре вза­и­мо­дей­ствия с людь­ми эти 2 кон­цеп­ции есть и, ско­рее все­го, все­гда бу­дут. Кто-то по-преж­не­му бу­дет счи­тать, что аб­со­лют­ное по­слу­ша­ние – един­ствен­но вер­ная цель, и пле­вать, что чув­ству­ет дру­гой, бу­дут и те, ко­му это не близ­ко.

Ка­ким быть ру­ко­во­ди­те­лем – ра­бо­тать с силь­ной ко­ман­дой и тра­тить вре­мя на то, чтобы на­хо­дить с каж­дым об­щий язык, или всех «по­стро­ить» и чув­ство­вать се­бя по­ве­ли­те­лем Все­лен­ной. Ка­ким быть учи­те­лем, ка­ким быть ро­ди­те­лем. И ка­ким быть хо­зя­и­ном для сво­ей со­ба­ки. В том, что ка­са­ет­ся вос­пи­та­ния со­бак, ме­ня ра­ду­ет то, что бла­го­да­ря Но­вой ки­но­ло­гии у нас те­перь есть вы­бор, и те, ко­му боль­ше по ду­ше жить и дру­жить с силь­ны­ми, раз­ви­ты­ми и счаст­ли­вы­ми, и по­мо­гать им та­ки­ми ста­но­вить­ся, мо­гут эти зна­ния и ме­то­ди­ки най­ти. Ес­ли вам бли­зок под­ход и ин­те­рес­на те­ма жиз­ни с со­ба­ка­ми, их вос­пи­та­ния и тре­ни­ров­ки, бу­ду ра­да вам в ма­стер­ской «Пси­хо­ло­гия друж­бы с со­ба­кой».

Чтобы эта за­мет­ка бы­ла по­лез­ной, я по­ре­ко­мен­дую по­про­бо­вать это очень про­стое и за­ме­ча­тель­ное упраж­не­ние – вме­сто ука­за­ния дать вы­бор то­му, кто от вас за­ви­сит. Или хо­тя бы за­ду­мать­ся о том, что каж­дое на­ше дей­ствие как-то вли­я­ет на то, что про­ис­хо­дит с окру­жа­ю­щи­ми.

Моя за­мет­ка, без­услов­но, субъ­ек­тив­на, так как это – от­ра­же­ние мо­их лич­ных убеж­де­ний и цен­но­стей. Бу­ду при­зна­тель­на, ес­ли в ком­мен­та­ри­ях по­де­ли­тесь сво­и­ми мыс­ля­ми на эту те­му.

Автор: Любовь Гиненко
www.dogtrainer-msk.ru

Новости Догфренда

Мы готовимся к очередному

Мастер-классу по новой кинологии с Анне Лилл Квам, Норвегия

Продолжительность: 3 дня, с 6 по 8 августа 2014 года.

Место проведения: Москва, «Тренинг-центр Синтон», Барабанный пер., д.4, стр.6.

Основные темы:

  • коммуникация собак
  • породные особенности
  • этапы развития
  • решение проблем поведения
  • другие темы

Возможны изменения

Участники: Принять участие могут владельцы и любители собак, интересующиеся новой кинологией. Иметь предварительные знания не обязательно.Участие с собаками специально оговаривается. Число участников ограничено.

Более подробную информацию Вы найдете на сайте Догфренда: www.dogfriend.org

Регистрация по Email: info@dogfriend.org.

С наилучшими пожеланиями, Догфренд Паблишерс
www.dogfriend-shop.ru



В избранное