Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Консультации зоопсихолога Ольги Кажарской, Австрия Часть 127: Патриция МакКоннелл: наказание в тренировке


Часть 127: Наказание в тренировке:
Положительное в отрицательном  и отрицательное в положительном

Патриция МакКоннелл, автор книг «По ту сторону поводка» и «Эмоции собак и людей».

Недавно Патриция провела дискуссию в своем блоге на тему:

 « Вы считаете себя на 100% Положительным тренером?» и «Могли бы Вы поручиться, что используете только положительное подкрепление и никогда наказание?». Данная статья появилась в результате этой дискуссии.

Позвольте мне начать с того, что я считаю себя ну просто очень «положительным» тренером. Думаю, что те, кто наблюдали меня в работе, согласятся, что я добрый и мягкий тренер и всегда изначально использую положительное подкрепление в работе с собаками. Но даже после этого не могу поручиться, что во всех своих действиях с собаками я использую только положительное подкрепление. И вот почему:

Считаю, что большинство из нас понимает, что в само понятие «наказание» можно вкладывать совершенно различный смысл,  в зависимости от того, общаетесь вы с обычными людьми или с профессионалами в тренировке животных или области психологии. Я практически никогда не использую этот термин в общении с участниками моих семинаров или клиентом, до тех пор, пока не определю «наказание», как термин, используемый в оперантном обучении (выработке условного рефлекса). Потому что среднестатистический владелец собаки обычно понимает под «наказанием» что-то вызывающее отвращение и влекущее за собой боль и страх. Но в оперантном обучении наказание обозначает просто действие, которое ослабляет нежелательное поведение животного и это должно быть понятно любому специалисту, связанному с обучением собак. Если кто-то на тренировочной площадке попросит меня подтвердить, что я никогда не использую наказание, то я буду предполагать, что эти люди понимают точное значение этого термина и буду вынуждена признаться, что использую наказание в своей методике обучения.

Я люблю отрицательное наказание. Что, как это?! Триша любит «отрицательное» и «наказание»?! Боже, Триша, скажи, что это не так…! Но я отвечу, что на самом деле, такое понятие, как «отрицательный» обозначает забрать что-то, а «наказание» - это ослабление нежелательного поведения. Всего лишь на какой-то период времени, вот и все. И, на мой взгляд, в этом нет ничего, что может вызывать отвращение, или это можно было бы определить, как «плохое» или «хорошее».

Возьмем для примера такой случай.

         На протяжении шести месяцев я обучала молодую собаку выполнять упражнение «сидеть». Мы отрабатывали это действие при миллионах различных обстоятельств, при этом Фидо слопал несметное количество кусочком курицы и в половине случаев он просто убегал играть с другой собакой. Вернулись мы домой, прошло какое-то время, но Фидо и не думал садиться, когда я ему подавала сигнал. Хочу добавить, что Фидо совершенно не выглядел физически уставшим, а напротив, казалось, ему нравится игнорировать меня и он демонстративно продолжал вынюхивать что-то. Ага, подумала я, хитрый! Взяла кусочек курицы, дала ему понюхать и убрала руку, при этом мелодраматичным голосом приговаривая: «Ооочень, нууу оочень плохо, а этот кусочек ну такой вкусный, ммм, но Ты не получишь больше ни одного, все!»

         Вот это отрицательное наказание. Лишив чего-то (еды в этом случае), я ослабила тем самым такое поведение, как игнорирование моих сигналов или просьб. Когда я начала работать с собаками, то не применяла этот метод довольно продолжительное время, но сейчас я использую его в правильном понимании его сути и нахожу его очень эффективным. Моя коллега Лесли Нелсон (Leslie Nelson) использовала похожую технику. Когда ее собака не подходила на зов, она угощала лакомством других собак. В примере выше я всего лишь забрала на время лакомство, а потом, когда я опять попросила Фидо сесть, он выполнил, и в данном случае с моей стороны не было никакого физического воздействия, например, в виде  надавливания на заднюю часть спины собаки или подбивания ей задних лап. Но я использовала данный метод только уже после того, как собака поняла смысл нужного упражнения, и это было многократно подкреплено положительно и знала, что собака может заниматься в этот момент (не чувствовала себя плохо в этот день или не была подавлена окружающей обстановкой, например). Но вы должны понимать, что это все же наказание и надо пользоваться этим методом корректно.

Что для тренера является положительным, а для собаки совсем наоборот. Давайте определимся с терминами, используемыми в дальнейшем. Подкрепление – это что-то, что стимулирует поведение или конкретное действие, по сути, это понятие, обратное наказанию. Если это положительное подкрепление (+П), то при этом Вы добавляете что-то в систему обучения, при отрицательном подкреплении (-П) Вы наоборот лишаете чего-то. Но в любом случае Ваша основная задача  - замечать те действия животного, которые требуют +П.

         Давайте попробуем оценить таких два случая:

Вот первый из них и, к сожалению, просто поразительно распространённый: Ветеринар или сосед, приветствует робкую от рождения собаку с каким-то неестественно-радостным визгом, при этом еще обнимая уже испуганную собачку  и целуя ее в нос (прим. пер.: так почему-то любят приветствовать в основном женщины, думая, что собака – это маленький ребеночек-пупсик). Конечно же, человек расценивает свои действия, как очень положительные и приятные для собаки, но собака в своем природном понимании этих действий чувствует себя наказанной, она просто приходит в ужас от такого грубого «невежливого» приближения человека. Это отличный пример положительного наказания для собаки и положительного подкрепления для человека!

         Во втором случае, тренер ожидает, когда собака подаст ей лапу и дает лакомство (использует +П), но подача лакомства идет в тот момент, когда собака только начала поднимать лапу, и животное теряется, не понимая, что от него хотят в данный момент, начинает крутиться, то сядет, то ляжет. А тренер стоит себе и молчит, в нетипичной позе для нее и делает очень незначительный поворот головой. Тренер использовала +П, чтобы начать общение с собакой, но ее неестественная поза и еле заметный поворот головы только дезориентировали животное и ослабили реакцию на подкрепление.

Совершенно необязательно, что положительное наказание (когда в обучение добавляется действие, которое минимизирует нежелательное поведение), это что-то вызывающее отвращение и неприязнь. Как-то я наблюдала, как обучают пастушьих собак работать с овцами. При этом телесные прикосновения (толчки, рывки поводком…) совершенно не используются. Изучив их планы уроков, я все же решила использовать так называемые «блоки». Например, в обучении упражнению «Стоять», я даю собаке определенное количество лакомств, пока они стоят спокойно, но, в то же время, делаю движение вперед, чтобы блокировать собаку, как только она решит встать. И говорю при этом «На место». И этот метод я нахожу невероятно полезным и удобным для того, чтобы собаки поняли, что именно хотят от них.

Я осознаю, что некоторым людям «блоки» может казаться весьма отталкивающим методом, и они не используют его. Одна из моих читателей заметила, что этот метод слишком грубый, чтобы использовать его для обучения ее собак. Тогда мне в голову пришла такая мысль, точнее даже две мысли. Первая мысль была о том, что я использовала «блоки» уже на очень многих собаках и могу Вам сказать, что это всегда работало, и что собаки отвечали пониманием. Например, лабрадоры, вообще думают, что это одна из лучших игр, в которую можно играть в городе, они всегда подбегали с сияющими от удовольствия глазами и старались легонько толкнуть меня, чтобы я поиграла с ними. Они довольно быстро «вычислили», что от них требуется – постоишь чуть и  получишь что-то вкусное или после этого после этого произойдет, что-то еще более интересное.  Они вели себя так, как будто хотели сказать: «Это очень забавно и весело! Давай еще играть! Какие еще игры Ты придумала для нас?!» Но в то же время, собаки с «нежной» психикой и небольшие по размеру, например чихуахуа или мягкая по своей натуре шелти, требуют к себе тонкого нежного подхода и применение «блоков» к ним должно быть очень щадящим, и если Ваши движения будут слишком быстрые и внезапные, то собачки просто испугаются. Из всего этого можно сделать вывод, что для тренера очень важно уметь «читать» собаку и не так важно, какие методики используются при обучении собаки. Главное, чтобы при этом брались во внимание индивидуальные особенности животного.

Конечно, тема об использование «грубых, негативных» методов довольно скользкая. Но всегда ли эти методы настолько «грубы» и плохи? Мы можем бесконечно дискутировать о положительном, отрицательном подкреплениях, наказаниях, но возникает такой вопрос: А может собака и не воспринимает наши действия, как неприемлемые для ее психики и поведения, и считает их нормальными? Я имею свою собственную точку зрения на этот счет и считаю, что жизнь вокруг нас настолько сложна, что нельзя все ровнять под одну гребенку и мыслить простейшими общими категориями.

Считаю ли я, что мы должны быть добрыми и мягкими в отношениях с нашими собаками. Конечно же!

Считаю ли я, что положительное подкрепление – это поразительно эффективный метод в обучении. Конечно же!

Использую ли его я в 99.99% случаев. Конечно.

Делала ли я что-то неприятное для собаки, но это помогло мне предотвратить нежелательное поведение именно в тот момент? Да. А буду ли продолжать? Да, конечно.

Например:

Когда Вилли только начинал учиться работать с овцами, у него была дурная привычка «залетать» в стадо овец и разгонять их, как будто он играл в бильярд, а бедные испуганные овечки были шарами. Алистайр МакРае (Alisdair McRae), блестящий тренер и педагог, объяснил мне, что я должна предупреждать такое поведение на самых первых этапах обучения. Но как бы я ни старалась, для Вилли «его игра» с овцами очень захватывающая. Но, тем не менее, он не должен влетать, как молния, в стадо («Ээй, Смотри, что я умею!»), а потом догонять их («Ох, как весело и забавно!»), Вместо этого Вилли должен расслабиться, убрать внутреннее напряжение своего тела («Вилли делает полезное дело, Вилли молодец…»). Итак, я решила попробовать метод, когда я нахожусь между Вилли и овцами. Оказалось, что одного только моего присутствия было достаточно, чтобы  Вилли находился позади меня. Но только я начинала отдаляться от стада, чтобы начать «петлю» (пастуший термин), Вилли опять бросался вглубь стада. Мы возвращались, опять работали вместе, но как только я отдалялась, Вилли рвался в стадо, разгонял овец и бежал обратно. Вилли был расслаблен, глаза сияли радостью, рот открыт в довольной улыбке – Вилли был на седьмом небе от счастья!

В ответ на это я отводила его,     пристегивала поводок и говорила Вилли, что его игра окончена. Это помогало, но недостаточно. В конце концов, после нескольких месяцев обучения, когда я пыталась который раз отозвать Вилли от его проделок, то поступила таким образом. Крикнула ему грубым голосом («Прекрати!») и очень быстрым шагом направилась прямо к нему. Остановилась вдалеке от него и, смотря пристально на него, повторила («Ты прекратишь или нет!»). Вилли, вообще чрезвычайно послушный пес, просто оторопел и выглядел абсолютно шокированным … и больше такое поведение не повторялось. Сейчас Вилли делают великолепнейшие «перегоны» и в 99.99% случаев работает безупречно. Как только я вижу, что он становится напряженным и опять «летит» внутрь стада, я произношу его имя тихим и низким голосом, то он возвращается обратно.    Чувствовала ли я себя скверно, понизив голос на Вилли много лет тому назад? Нет, ничуть. Означает ли это, что я часто использую такие негативные методы в обучении собак? Совсем нет. Я могу с полной уверенностью утверждать, что никогда не использую их, когда обучаю собаку какому-то сложному трюку или «послушанию» и всегда первоначально использую положительное подкрепление и принцип Пермака (“Premark principle”), чтобы решить поведенческие проблемы. (Например, Вилли обучался «лежать», когда мы работали с овцами, потому «лежать» всегда означало для него продолжение его любимой работы с овцами).

Перевод: Антон Волков, Украина
Интернациональное общество Догфренд:
www.dogfriend.org


В избранное