Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Щенок приходит к нам в дом с мыслью, что он, покинув свою спокойную семью, пришел в новую семью, к своим новым родителям.


Дорогие собачники! Я рада приветствовать Вас в своей новой рассылке, посвященной решению проблем поведения собак. Если у вас появятся дополнительные вопросы или Вам потребуется консультация, пишите: olgakajarskaja@mail.ru

Часть 16: Вопрос о наказании (II)
При изучении воздействия наказания на собаку, всемирно известный тренер Тюрид Ругос (Норвегия) включила в программу своих курсов по подготовке тренеров следующий эксперимент, который «...помогал будущим тренерам на себе испытать состояние собаки в аналогичных ситуациях. Студенты сидели в классе, ничего не делая. Возможно, они просто слушали звуки вокруг себя или о чем-то думали. Я неожиданно останавливалась возле кого-нибудь студента и начинала «злиться» на него или вдруг говорила ему «НЕТ!». Никто не понял, что я имела в виду, говоря  «НЕТ!», ведь я могла это сказать в тот момент, когда студент тянул руку, крутил карандаш, вытирал нос и т.п. По окончании эксперимента, несмотря на то, что я предупредила студентов о том, как будет проходить этот эксперимент, все участники чувствовали себя очень неприятно, и это чувство сохранялось еще длительное время. Они так и не поняли, что я имела в виду, говоря им «Нет!». (Тюрид Ругос «Лай - о чем говорят собаки?»)

Наказание несправедливо с точки зрения морали

Надо призвать собачников «всех типов и мастей» к разуму. По логике вещей наказывать можно только того, кто виноват. Причем виноватым может быть тот, кто способен понять правила совместной жизни в социуме и кто преднамеренно их нарушает, мешая жить окружающим. В этом случае окружающие имеют право дать понять нарушителю, что он ведет себя неправильно. Если же член общества не понимает, какие именно правила он нарушает, то в разумном обществе ему сначала подробно объясняют эти правила. Наказания же применяются только в том случае, когда член общества преднамеренно продолжает нарушать правила, игнорируя просьбы окружающих.

У собак нет тех понятий о моральных или каких-то других ценностях, которые есть у нас. Поэтому мы, воспитывая собаку, должны сосредотачиваться не на методах наказания, а на объяснении ей того, чего бы мы не хотели, чтобы она делала, то есть должны поставить ей определенные рамки действий. В противном случае наши действия воспринимаются собакой как внезапные, непредсказуемые. Так мы наносим собаке психическую травму.

Есть ли наказание в природе?

Жестокое наказание считалось совершенно необходимым  и естественным, поскольку наказывая собаку, человек всего лишь «играл роль истинного вожака» и указывал индивидууму низшего ранга – собаке – его место. При этом считалось, что волки поступают точно так же.

Однако, как показали исследования волков в их естественной среде обитания, сообщество волков основано на совершенно других принципах и правилах. Их социальные отношения построены, прежде всего, на доверии и уважении друг к другу. Это связано с тем, что любая социальная группа создается с целью повышения вероятности выживания всех ее членов. Раздоры и агрессия, наоборот, приводили бы к созданию напряженных отношений между ее членами, частым ранениям и снижению способности к кооперации. Новые члены группы, прежде всего щенки, получают возможность выучить ее правила, научиться необходимым для жизни навыкам, а также наработать необходимую в жизни уверенность в себе. Поэтому более взрослые члены группы – родители, старшие братья и прочие родственники щенка – создают ему спокойную, дружественную обстановку. Причем элементы воспитания включают, прежде всего, сигналы, предупреждающие щенка о нарушениях. Обратите внимание: это не наказание, а предупреждение, то есть своего рода «уроки» поведения! Эти уроки проявляются в языке телодвижения и в звуковых выражениях. Никаких травм, никаких негативных ассоциаций, а тем более никакого хулиганства в виде побоев! Только обучение!!!

Щенок приходит к нам в дом с мыслью, что он, покинув свою спокойную семью, пришел в новую семью, к своим новым родителям. Он инстинктивно ждет от них такого же спокойного, ласкового, терпеливого обращения. Вместо этого, новые родители начинают обращаться с ним по каким-то странным, несобачьим правилам, которые он никак не может понять, так как правил много, и они не имеют для него никакого смысла, а в ряде случаев противоречат его инстинктам. Если он сделал что-то, что хозяевам показалось неверным, его наказывают – ругают и даже причиняют боль! Со временем щенок расстраивается, теряет уверенность в себе, его изначальное инстинктивное доверие к хозяевам превращается в недоверие, он уходит в себя. Его контакт со своей «стаей» перестает быть открытым общением, основанном на взаимной любви, интересе и желании учиться, и постепенно ограничивается обменом, похожим на куплю-продажу. Многие хозяева совершенно не замечают эту перемену и считают нормой именно такой контакт! (Тюрид Ругос, «Сигналы примирения»)

Продолжение следует 

С уважением, Ольга Кажарская, зоопсихолог.
www.dogmind.org


В избранное