Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости студии авторского текстиля YAGA - Густав Климт 'Поцелуй'


Густав Климт. Поцелуй Аида.

Когда речь заходит о самых известных произведениях искусства, в первой пятерке как правило окажутся "Мона Лиза" Леонардо, "Звездная ночь" Ван Гога, "Венера" Боттичелли, "Сад земных наслаждений" Босха и "Поцелуй" Климта.

И в отличие от своих старших братьев по цеху, в народе Климта знают по двум-трем картинам из короткого "золотого" периода. И все.

Именно "Поцелуй" сыграл с художником злую шутку. Он повсюду: от занавесок, чашек, тарелок и ложек до трусов и носков.

В том, что шедевры эксплуатируют и в хвост, и в гриву, нет ничего плохого. Воленс-ноленс через носки или салфетки человек приходит к прекрасному.

И, тем не менее, "Поцелуй" отнюдь не прост. И в названной пятерке по части тайн работа Климта уступает разве что энигме на все времена - босховскому "Саду".

Зритель настолько привык к золотой обертке картины, что после ее опознания у большинства не включается любопытство. И то, что приковывает внимание, делая работу шедевром, остается за гранью… понимания.

Климтоведы, конечно, пытаются что-то разгадать, но все их усилия сводятся к поиску двух прототипов: изображенной пары и золотого орнаментального стиля художника. 

С этим вроде бы пришли к согласию: влюбленные - сам Густав и Эмилия Флёге - женщина, которой трудно выделить какой-либо дефинитивный угол в запутанных связях художника. Когда-то возлюбленная, в дальнейшем друг и деловой партнер.

К моменту написания картины романтический период их отношений давно закончился, и слово влюбленные вряд ли уместно для этой пары.

На картине мы видим и внешнее сходство с прототипами, доходящее если не до сарказма, то до едкой иронии. Мощная шея мужской части сплетения тел явно указывает на самого живописца, а широкое томное лицо женской половины можно заметить у подруги художника, Эмилии. Носитель Y-хромосомы на первый взгляд кажется доминирующим над женской половиной. Он, склонившись над откинутой головой женщины, крепко сжимает ее в цепких объятиях. А она то ли от наслаждения, то ли от боли одной рукой впивается ногтями в бычью шею "возлюбленного", другой почти ласкает сжавшую ей горло кисть. Контрапункт, однако. Оксюморон.

Второй прототип - у стиля - тоже не бином Ньютона. Знакомство Густава с золотом началось еще в детстве, в мастерской отца, ювелира и гравера. А поездка в начале XX века в Равенну с ее византийским церковным убранством, можно сказать, ошеломила Климта и самым серьезным образом повлияла на его художественную манеру. Отныне его стиль - иконопись. Только на иконах Густава не святые и мученики, а гедонисты и грешники. 

Кто же у нас образует "Поцелуй"?

Границы целующихся практически неразличимы, их общий контур напоминает богатые оклады византийских и русских икон, из золота и серебра которых на поверхность изображения выныривают только руки и лица. Тот же прием мы увидим и в другом шедевре "золотого периода", портрете Адели Блох-Бауэр. Портреты в это время лишаются не только пространственной глубины, но и какого-либо правдоподобия по части среды, в которую они помещены. Теперь среда их обитания - золотое, орнаментированное или нет, абстрактное заполнение, как, впрочем, и одежда портретируемых - в ней не прослеживается крой, детали и другие узнаваемые элементы.

Густав Климт "Поцелуй" 

Надо сказать, что и у этой условности были свои реальные предпосылки. На совместных фотографиях Эмилия и Густав часто позируют в просторной одежде: Климт в своем рубище отца-пустынника, Эмилия в так называемых реформаторских платьях, которые она создавала в своем ателье. Ее наследие мы можем видеть и сейчас в виде бохо-стиля.

Продолжение статьи читайте на нашем сайте  https://yaga.store/blogs/blog/gustav-klimt-kiss

Дальше будет интересней ))

 


В избранное