Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Построение выкроек на компьютере


 

 

Письмо 67

Добрый день!

 

Разработка и внедрение индивидуального заказа одежды в условиях промышленного производства.

От начинающих заниматься швейным бизнесом предпринимателей приходилось слышать такую идею: вот бы на промышленном предприятии в условиях промышленного производства размещать индивидуальные заказы. С первого взгляда идея кажется достаточно здравой - себестоимость отшива минимальная, качество высокое, затраты времени небольшие, как чистое время отшива, так и время от начала до выхода готового изделия. Только положи изделие в пакет или коробку и отсылай довольному заказчику.

Если все так хорошо, то почему такой способ индивидуального изготовления одежды не используется повсеместно?

Для ответа на этот вопрос нужно разобрать всю цепочку заказа. Рассмотрим несколько тонких мест в этом процессе.

Прием заказа. Заказчика надо измерить. Причем сделать это нужно как можно точнее. А для этого его нужно раздеть до белья. Не все покупатели в магазине готовы на это. Обмерить покупателя должен не продавец, а продавец-закройщик или закройщик-продавец. От того как он снимет размерные признаки покупателя в дальнейшем будет зависеть качество посадки. Это не значит, что все правильно измерил - получилась хорошая посадка. Вот если неправильно измерил, то качественной посадки скорей всего не получишь. Одновременно нужно работать психологом и выпытывать у покупателя его предпочтения. Если у покупателя нормальная стандартная фигура, то он купит готовое изделие и не будет создавать себе сложности. К пошиву по индивидуальным размерам будут обращаться в первую очередь люди, которые не могут подобрать себе готовую одежду. Допустим у покупателя широковаты плечи или бедра, и продавец-закройщик должен понять, устраивают или нет покупателя его широкие плечи или берда, хотел бы он их подчеркнуть или спрятать, или просто не менять. От этого зависят прибавки, от которых зависит посадка, от которой зависит удовлетворенность покупателя, от которой зависит материальное благополучие всех участников процесса. Т.е. продавец-закройщик должен быть профессиональным продавцом и профессиональным закройщиком.

Дальше покупатель смотрит образцы тканей. Ведь это не покупка первых автомобилей Форда, где выбор цвета был ограничен. Со стороны покупателя естественно ожидать при индивидуальном пошиве 5-6 цветов в нескольких оттенках. Да и ткань все предпочитают разную: кто-то предпочитает гладить каждое утро, а кто-то хочет это делать раз в месяц и вообще избежать глажки. Поэтому шелк-лен-хлопок-вискоза-синтетика в разных пропорциях должны присутствовать (понятно, что рассматриваем женский ассортимент одежды, с точки зрения мужчины ткань имеет совсем другие характеристики). Каталог ткани - очень важный и очень сложный пункт в процессе индивидуального пошива на производстве. В отличии от маленького ателье, где остатки любой ткани можно быстро уточнить, в условиях удаленной фабрики это сделать не так просто. Т.е. на фабрике должен быть достаточный запас ткани по всем позициям каталога (не будешь же перезванивать покупателю со словами : "Мы с вами вчера выбрали, но ткани на вас не хватило, зайдите еще раз, мы выберем что-то другое или вы заберете свой залог").

Ну вот заказ сделан. Переходим к исполнению. Естественно, что промышленный отшив должен быть беспримерочным, на то она и промышленная технология изготовления. Есть размеры заказчика, есть его пожелания, есть выбранная модель и ткань. Нужно сделать лекала. На (вероятно) нестандартную фигуру. Установленный на производстве САПР в этом никак не поможет. Нужна параметрическая система. И методика. Но существующие методики не отличают плоскую грудную клетку от бочкообразной, если даже нам известно, что глубина шейной точки относительно выпуклости лопаток 11 см, то в существующих плоскостных методиках не используется этот размерный признак. А изделие надо отшить без примерки. И фасонов в базе данных моделей нужно не 2-3, а привлекательное для покупателей количество.

Пусть мы получили лекала. В компьютере есть красивый контур. Дальше их надо вывести из компьютера. Куда? Раскройный комплекс даже с небольшим с столом на 6 метров плохо подходит для раскроя 1.5-2.5 настила в один слой. Даже если пытаться кроить один настил там, то себестоимость будет явно выше, чем при раскрое многонастильного 6 метровой раскладки. Себестоимость пошла вверх. Но вероятно, что никто не будет гонять такую машину ради одного изделия - это как на грузовике возить одного пассажира. Поэтому лекала будут выведены на обычный плоттер, на обычную бумагу, вырезаны (если это не режущий плоттер), переведены на ткань и вырезаны все необходимые детали: верха, подкладки, клеевых. А если покупатель выбрал шифон или тонкий трикотаж, то на раскрое обязательно вспомнят о его выборе.

Попутно раскрой подкладки (соответствующего цвета) и клеевых.

Сложили крой в корзинку и пошли за нитками и фурнитурой. Как уже упоминалась, ткань не вся черная (или белая) поэтому цвет ниток должен соответствовать цвету ткани, а если нитки используются для отстрочки, то нужно подбирать и цвет (может контрастный) и оттенок. Взяли если нужно по цвету спандекс, косую бейку, шнур, фурнитуру и т.д.

Собрали корзинку, и что делать? На потоке шьется какой-то заказ со своим разделением труда, с оборудованием подстроенным по текущую ткань, с швеями, сидящими на конкретных операциях. Куда можно пристроить корзинку - на потоке никуда. Встроить пошив единичного изделия в поток, в текущее разделение труда практически невозможно. Значит надо найти швею-профессионала, которая может целиком собрать изделие. Но и она не может в полной мере воспользоваться установленным промышленным оборудованием, не нарушая ритма потока. Переналаженная ради одной-двух петель машина может потом привести к браку в нескольких изделиях промышленной партии, что сведет на нет всю экономию от дополнительной загрузки оборудования. Т.е. хорошо бы иметь для индивидуальных заказов несколько полупрофессиональных машин, допускающих простую переналадку на разные типы ткани и строчек. А поток будет работать сам по себе, соблюдая свой ритм.

Пошили заказ. Сделали ВТО (тоже не на автоматах, а вручную), упаковали в красивую коробочку с фирменным знаком и отвезли в магазин или отправили покупателю.

И тут покупатель сказал, что это не то, что он думал об этой модели. И сидит она как-то не так. И денег он за это не заплатит. Это готовое изделие покупатель может померить и сразу принять решение.

Что делать? Кто виноват? Продавец-закройщик, конструктор, швея, ВТО. Как у Райкина - "Кто шил этот костюм - Мы, к пуговицам претензии есть?"

А может никто не виноват. Покупатель мог просто передумать и решил что ему индпошив дорого. Или, пока ждал заказ за 2-3 дня купил что-то в магазине (допустим, зимние шины). Даже если у него взяли небольшой аванс, он не компенсирует всех материальных и трудозатрат, а продавать в магазине пошитый на сутулого покупателя костюм 60 размера нежно болотного цвета можно 5-6 лет, пока он не потеряет окончательно товарный вид и не будет списан.

Так получается, что выполнение индивидуального заказа одежды в условиях промышленного производства не так уж выгодно производству. Добавить к этому поддержание склада тканей, учет розничной реализации, логистика, работа с претензиями - это не швейное производство а совсем другой бизнес.

Обойти описанные сложности можно, если начинать с ограниченного ассортимента моделей и тканей и менее требовательных покупателей, которые не любят ходить по магазинам - мужские сорочки и классические брюки. Но даже в этом случае требуется время для того, чтобы это заработало. И разные "мелочи": однонастильный раскройный комплекс, универсальные швейные машинки, САПР и методики под индивидуальные размеры, договоры о сотрудничестве с множеством розничных точек, обучение их персонала, договоры с поставщиками тканей.

Обсудить на форуме

Обсудить на форуме

 

 

Продолжение в следующем письме.

 

 

 

 

 


 

 Если Вас интересует дополнительная информация   - пишите leko@lekala.info нам.

Посетите наш сайт www.lekala.info


В избранное