Татуировка имеет долгую и интересную историю, в которой
чередуются периоды взлетов и падений. Издавна она считается синонимом
таинственности, принадлежит к числу наиболее спорных способов украшения
человеческого тела, негативно ассоциируется с фольклором преступного мира,
идет в противоположность с общепризнанными артистическими высказываниями,
как изобразительное искусство, рисунок, графика, скульптура. Не смотря
на это многие известные личности, не только украшали свое тело татуировками,
но и сами создавали пластические шедевры, украшая кожу пожизненным рисунком.
Вот почему татуировка является выражением определенной эстетической и
нравственной культуры, точка зрения на которую зависит от принадлежности
к тем или иным кругам культуры, общества, этнической или общественной
группе.
Целью татуировщика является создание на человеческом теле определенного
визуального выражения с помощью пластических знаков, надписей, композиций,
которые он создает путем механического введения красителя в человеческую
кожу после предварительного ее накалывания либо - реже надреза или выцарапывания.
Существуют следующие способы нанесения татуировки, из которых два первые
из описанных ниже представляют уже исключительно культурный реликт, а
диапазон их географического распространения ограничен.
Первая техника, которая сегодня встречается довольно редко, основывается
на царапании кожи острым инструментом по контуру нанесенного рисунка,
при помощи маленького деревянного молоточка. После этого в расцарапанную
до крови кожу втирается красящаяся субстанция. В процессе заживления этих
ранок краситель проникает в тело и остается там навсегда, создавая в итоге
устойчивые рисунки. Такая процедура бала не только очень болезненной,
но и затяжной, с последующим залечиванием ранок маслом, древесным углем
и кровоостанавливающими средствами, так как неправильный уход мог частично
разрушить проделанную работу. Эта техника была известна исключительно
некоторым индийским племенам на территории Мату-Гросу в Южной Америке.
Это доказывает, что татуировка восходит к обычаю раскрашивания тела и
в определенном смысле является продолжением и развитием этого.
Вторая, не менее примитивная, хотя и более сложная в применении,
техника требует использование иглы, обмотанной на конце нитью, которая
в прошлом изготавливалась из сухожилий зверей. Это нить окрашивалась в
черном красителе. Вместе с нитью игла протягивалась под кожей человека
согласно предварительно исполненному рисунку. Однако эта техника позволяла
исполнять лишь простые мотивы. Она была известна жителям, живущим на просторах
Северо-Восточной Сибири. Например, такая техника татуировки встречалась
у чукчей, эвенков, якутов, остиаков и тунгусов, а в Северной Америки только
у эскимосов.
Третья и наиболее популярная техника исполнения татуировки основывается
на накалывании тела. На территориях, известных применением металла, с
этой целью использовались изготовленные из металла иглы. В некоторых местах
применялись рыбьи кости, куски острых костей животных, щепки деревьев
твердых пород или обломки раковин. На островах Океании, где сильно развивались
традиции татуировки, использовали приспособление, напоминающее гребешок.
В его деревянную ручку вделаны острые кусочки камней, раковин или костей.
Используя такой гребешок, можно было сразу выполнять небольшой фрагмент
композиции, в этом случае работа над татуировкой проходила быстрее по
сравнению с отдельным накалыванием при использовании одной иголки. Преимущество
гребешка заключалось и в большой точности достижения художественных эффектов.
Современная техника татуировки, в котором используют накаливание кожи
специальной электрической машинкой, легкой в использовании и чрезвычайно
производительной, быстро оттеснила традиционные приспособления. В качестве
красящегося вещества используется специальная тушь. В этом случае можно
гарантировать стерильность всей процедуры.
Татуировка требует светлого фона и поэтому выполняется, прежде всего,
для людей со светлой кожей, за исключением японской и полинезийской, которые
менее контрастные, чем европейская татуировка. Интересно и то, что татуировка
и скарификация практически никогда не присутствуют одновременно среди
представителей одного и того же народа.