Офорты Дали. Помутнение рассудка или Вдохновение гения
Офорт требует большой твердости руки, прекрасной техники и ясности замысла. Как удавалось Сальвадору Дали, который говорил про себя "разница между мной и безумцем в том, что я не безумен", превосходно владеть ей?
Был ли он гением, способным "переключаться" от одного типа поведения к другому. Вчера он выпрыгнул из окна во время разговора. Сегодня читает лекцию о цветной капусте и роге носорога. Потом неделю методично работает в своей мастерской.
Был ли он мастером саморекламы, обращающимся с людьми вокруг него, как с медью, которую можно резать и травить кислотой, чтобы напечатать побольше банкнот. "Жадным до долларов" прозвали Дали менее удачливые сюрреалисты.
Был ли он визионером, только передающим открывшиеся ему видения и потому работающим, с уверенностью механизма графопостроителя.
Наконец, был ли он сумасшедшим, который раздирается безумием, но хладнокровно идет к своим целям.
Накануне столетия Дали, которое приходится на 11 мая, можно попытаться ответить себе на эти вопросы, сходив на выставку "Графика Сальвадора Дали" в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Волхонку. Представленные в экспозиции 60 офортов были переданы музею издателем и коллекциоером Пьером Аржиле, который дружил с Дали больше полувека.
Дали увлекся офортом в начале 1930-х, благодаря Пабло Пикассо. Конечно, еще в Академии Изящных Искусств в Мадриде он изучал технику, но интересовался ей мало. в 1932 году в своей парижской мастерской Пикассо попросил его закончиь два своих офорта. Это было волнующим и очень обязывающим заданием. Молодой художник справился настолько хорошо, что Пикассо рекомендовал Дали швейцарскому издателю Альберту Скира, искавшему иллюстратора для произведения Лотреамона,
Дали смело берется за дело. Иллюстрации к «Песням Мальдорора» - самый значительный и цельный проект среди гравюр Дали. Поэма графа Лотреамона (Изидора Дюкаса), наряду с «Толкованием сновидений» Зигмунда Фрейда, оказала огромное влияние на становление Дали-сюрреалиста. Заинтригованный мрачной парадоксальностью «Мальдорора», безжалостного сверхчеловека, оказывающегося злее самого дьявола, в подражании ей, в 1927 году он напишет и опубликует свою поэму «Святой Себастьян». Иллюстрируя в 1934 году Лотреамона, он рожденные собственной фантазией образы. Это сюжеты повторяются в его живописи - «Анжелюс» (знаменитая картина Милле с молящимися крестьянами), «Мягкие часы», "Дерево-автомобиль".
Тираж прошел незамеченным, как и прижизненные издания Лотреамона. Дали уехал в Америку, где и познакомился с Аржиле в Нью-Йорке в 1934 году на выставке гравюр, устроенной Дали для показа первой серии офортов. Пьер Аржиле рискнул, приобретя офортные пластины всего цикла «Песни Мальдорора», не оцененного в Европе, более того, оговорил право на издание последующих офортов художника, стимулировав продолжение экспериментов Дали в технике гравюры на меди и вдохновив на создание десяти последующих циклов.
На какое-то время художник увлекся цветной литографией и гравюрой на дереве - -но охладел к ним, вновь вернулся к офорту, предпочтя гравирование на медной пластине. Аржиле не поощрял занятий художника литографией, указывая на сомнительную оригинальность оттисков - тираж литографий доходит до тысячи экземпляров, процесс печати требует минимальных усилий автора; литография фактически не относится к самостоятельным произведениям искусства, являясь качественной репродукционной техникой.
Созданные в шестидесятые годы серии офортов «Фауст», «Сюрреалистическая тавромахия», «Мифология» вошли в золотой фонд искусства гравюры XX века, продемонстрировав возможности различных техник офорта. Если в «Песнях Мальдорора» в качестве единственного инструмента художник использует стальную иглу, то в новых циклах он гравирует алмазным и рубиновым острием основной рисунок, а резцом и стальной иглой уточняет рисунок и прорабатывает тени. Различная степень твердости материалов дает отличия в глубине и характере штрихов, обогащает фактуру изображения. В «Мифологии» Дали прибег к травлению кислотой, работал в технике акватинты, кистью размывая асфальтовое покрытие медного листа и получая в оттиске имитации живописных эффектов. В дальнейшем мастер усложняет приемы, комбинируя порой травленый штрих с сухой иглой,
акватинтой, ручной росписью по готовому оттиску акварелью и металлической пудрой. В 1966 году Дали выполняет свой отклик на «Тавромахию» Пикассо, интерпретировав в гравюре шедевры великого каталонца и назвав их «Сюрреалистической тавромахией».
Самая большая коллекция гравюры на меди Сальвадора Дали по прежнему принадлежит семье Аржиле, дело отца продолжает Кристин Аржиле, в шутку прозванная Сальвадором Дали «инфантой». Признанный художественный критик, она руководит галереей Аржиле и сотрудничает с Музеем сюрреализма (Во-ле-Пениль). Офорты Дали есть в Москве, Лондоне, Токио, Париже и Санкт-Петербурге (Флорида, США).
"В отличие от других художников, чьи имена гремели в свое время, Дали не потерял известности и популярности до сих пор. Его диалог с новыми поколениями только приобрел большее качество", - сказала директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Александровна Антонова на открытии выставки.
Выставка "Графика Сальвадора Дали из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина". пройдет в ГМИИ им. А.С.Пушкина (москва, Волхонка,12) с 20 апреля по 6 июня.
Выставку представляют:
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА
Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»
Информационные спонсоры: "Ваш Досуг", "АртХроника", "Седьмой континент. Столичное ревю", РИА "Новости", "Труд", "Московская правда", "Московские новости", "Огонек", "Новый мир искусства", "Moscow. The Official City Guide", "Moskauer Deutsche Zeitung", "Креатив&creativity", «Красота-онлайн» (WWW.KRASOTA.RU)