Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонсы журнала "Красота-онлайн"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Анонсы журнала Красота ОНЛАЙН

Сегодня для Вас
История Голицинского музея

26 января 1865 года на втором этаже главного дома городской усадьбы князей Голицыных на улице Волхонке открылся музей, названный в честь основателя – Голицынским. Открытие музея состоялось через пять лет после смерти князя Михаила Александровича Голицына (скончавшегося по дороге в Монпелье и похороненного в 1860 году в Болонье) благодаря усилиям его сына – князя Сергея Михайловича Голицына и доктора Карла Марковича Гюнцбурга.

Попытки создания в городе общедоступного музея предпринимались и ранее. Старейшим музеем подобного рода в Москве принято считать знаменитую Картинную галерею при Голицынской больнице, открытую для публики в мае 1810 года и просуществовавшую семь лет. Галерея возникла в результате слияния двух завещанных больнице коллекций произведений искусства: русского посла в Вене князя Дмитрия Михайловича Голицына и его двоюродного брата вице–канцлера князя Александра Михайловича Голицына.

В состав Голицынского музея на Волхонке вошли произведения искусства из собраний представителей разных поколений князей Голицыных: Дмитрия Михайловича (1721–1793), Александра Михайловича (1723–1807), Михаила Петровича (1764–1836), Сергея Михайловича (1774–1859), Александра Михайловича (1772–1821), Михаила Александровича (1804–1860) и Сергея Михайловича (1843– 1915).

Коллекция Голицынского музея состояла из трех разделов: западноевропейской живописи, скульптуры и декоративно–прикладного искусства; античных памятников и библиотеки. Раздел западноевропейской живописи включал около 200 живописных полотен итальянских, французских, фламандских, голландских, немецких, австрийских и русских живописцев. Всего в Голицынском музее находилось около 700 экспонатов. Библиотека музея насчитывала более 20 000 томов. Вся коллекция Голицынского музея размещалась в пяти просторных светлых залах. Библиотека располагалась в отдельном помещении и была доступна каждому посетителю музея.

Экспозиция музея была тщательно продумана. В первом зале были выставлены 57 живописных полотен итальянской школы - самого представительного раздела живописного собрания музея, с «жемчужинами» коллекции – триптихом «Распятие с предстоящими» Пьетро Перуджино и работой Чимы да Конельяно «Благовещение». В этом же зале были представлены три копии с полотен испанских художников Мурильо и Риберы и одно подлинное произведение Риберы «Раскаяние Апостола Петра». Здесь же экспонировались мраморные античные бюсты, а также два античных канделябра с рельефными фигурами, найденные при раскопках в Помпеях, две вазы из темного мрамора и античная урна с латинской надписью. Всего в зале находилось 20 мраморных античных произведений. Древности, найденные при раскопках, были представлены в четырех витринах. В первой экспонировались небольшие бронзовые скульптуры, найденные в Геркулануме и Помпеях, изображающие животных. Рядом со скульптурами животных – резные кольца, брошки и колокольчики. Во второй витрине – фрагменты скульптур в египетском и архаическом древнегреческом стиле, обломки скульптур римских божеств. В третьей витрине находились керамические вазы и сосуды: килики, ритоны, леканы и кратеры. В четвертой витрине – подсвечники из этрусской бронзы, ожерелье из жуков-скарабеев, колокольчики и стилеты. Отдельную группу составляли модели архитектурных памятников, выполненные из пробкового дерева: Колизея в Риме, храма Посейдона в Пестуме и дома Фавна в Помпеях.

В следующем зале была показана французская живопись, представленная 39 полотнами. Центральное место в нем занимали декоративные ансамбли Гюбера Робера. Рядом с живописными произведениями находились скульптурная группа «Давид и Голиаф» работы итальянского мастера Фоджини. В витринах второго зала экспонировались произведения декоративно – прикладного искусства и оружие. Экспозицию зала удачно дополняла старинная мебель - комоды времен Людовика XV, шкафы итальянской работы XVI века, стол из черного дерева с инкрустацией перламутром и слоновой костью (работы флорентийского мастера), китайские сундуки и мебель работы русских мастеров, времен Елизаветы Петровны

Третий зал был выделен для коллекции полотен фламандских и голландских живописцев, а также немецких и австрийских художников и мастеров русской школы. В зале также стояли две витрины: в первой была представлена коллекция из 10 камей и 16 гемм, а во второй – кувшины, чашечки и вазы из агата, горного хрусталя, янтаря, халцедона и сердолика. Здесь же экспонировались вазы севрского фарфора времен Людовика XV и Людовика XVI, китайское блюдо и кувшин из эмалированной меди, два канделябра старого саксонского мрамора и другие предметы декоративно-прикладного искусства.

В четвертом зале музея, отведенном специально для богатейшего собрания декоративно–прикладного искусства, находились два старинных гобелена, исполненных по картонам Франсуа де Труа, вазы, чашечки, сахарницы севрского фарфора, предметы английского и саксонского фарфора. В этом же зале находилась небольшая коллекция китайского и японского фарфора. В витринах – большой серебряный бокал с крышкой работы мастера Христофора Ямицера из Нюрнберга, серебряный бокал в виде грозди винограда и другие сосуды из серебра. Здесь же находились вазы из слоновой кости и бронзы, принадлежавшие Марии Антуанетте, серебряные часы времен Людовика XV, два стола, украшенные флорентийской мозаикой, на бронзовых ножках и малахитовый круглый стол.

В последнем, пятом зале музея располагалась коллекция скульптуры: два бюста работы Гудона (1775), копия со знаменитой статуи Микеланджело «Моисей» из церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме и «Ангел хранитель» работы Луиджи Бьенеме (1795 – 1878); «Меркурий» работы Эдуарда Шмидта фон дер Лауница (1797 – 1869) и копии с античных скульптур.

Русская школа живописи в собрании Голицынского музея была представлена всего тремя картинами: Алексея Петровича Боголюбова «Голицынская больница в Москве» и двумя работами Сильвестра Щедрина «Вид Неаполя» и «Интерьер дома Голицыных в Риме».

Хранителем и директором Голицынского музея на протяжении всей истории его существования состоял Карл Маркович Гюнцбург – семейный врач Голицыных.

Ежегодно музей посещало более трех тысяч зрителей, среди которых были представители самых разных сословий; особенно охотно приходили студенты, художники, историки, археологи и коллекционеры.

Михаил Александрович Голицын – основатель Голицынского музея – завещал его Москве, но в 1886 году Сергей Михайлович Голицын принял решение о продаже всего собрания.

Необходимость распродажи музея была вызвана возникшими в Голицынской больнице финансовыми трудностями: больница нуждалась в строительстве новых корпусов и приобретении дорогостоящего оборудования и медикаментов. Благотворительная деятельность всегда имела для Голицыных первостепенное значение. Пожертвовать произведениями искусства ради здоровья и блага людей Голицыны считали своей благородной целью. Достаточно вспомнить историю распродажи Картинной галереи при Голицынской больнице, когда все вырученные средства были направлены на благоустройство больницы и её расширение.

О продаже Голицынского музея узнали не только в Москве и Петербурге, но и в Европе. Князь С. М. Голицын обратился с предложением продать музейную коллекцию в Императорский Эрмитаж и направил письмо министру Министерства императорского двора графу И. И. Воронцову-Дашкову в Ливадию. Вначале в приобретении коллекции было отказано, но благодаря усилиям директора Императорского Эрмитажа А. А. Васильчикова, озабоченного возможным переходом собрания Голицынского музея в руки иностранных покупателей, в 1886 году Министерство императорского Двора сочло возможным приобретение коллекции Голицынского музея для Эрмитажа за 800 тысяч рублей.

В 1887 году Император Александр III передал в дар Саратовскому музею ряд произведений западноевропейского и русского искусства из бывшего Голицынского музея. В Саратовский музей поступили полотна западноевропейской и русской школы, произведения декоративно- прикладного искусства, культовые и бытовые предметы. Среди подлинных работ картина австрийского живописца Адама Брауна «Обольститель»; наряду с подлинными произведениями, согласно описи, поступили копии с полотен Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и Мурильо. В Саратовский музей также была передана картина Сильвестра Щедрина «Интерьер дома кн. Голицыных в Риме».

Лучшие экспонаты бывшего Голицынского музея и в настоящее время хранятся в Эрмитаже. Исключение составляет только проданный в 1931 году в Вашингтонскую Национальную галерею триптих Пьетро Перуджино «Распятие с предстоящими».

Удар по коллекции бывшего Голицынского музея был нанесен в 1920–1930-е годы; около 50 картин из Эрмитажа были переданы объединению «Антиквариат». Небольшая часть произведений передана из Государственного Эрмитажа в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Некоторые полотна вернулись в Эрмитаж и в 1940–1960-е гг. переданы в музеи бывшего СССР, и теперь хранятся в Национальной Картинной галерее Армении в Ереване, Национальном Художественном музее Республики Беларусь в Минске, Национальной картинной галерее во Львове, а также в некоторых городах России - в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске и Приморской Краевой картинной галерее во Владивостоке, Смоленском художественном музее, Пермской картинной галерее, Краснодарском Краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко, Калужском Государственном художественном музее – более чем в 20 музеях России и зарубежья.

Московский Голицынский музей был одним из первых музеев западноевропейского искусства в России. Состав его был типичен для художественных музеев XIX века. Современники высоко ценили его значение для образования и просвещения общества. Присутствие в Голицынском музее таких шедевров, как триптих Пьетро Перуджино «Распятие» и «Благовещение» Чимы да Конельяно, декоративных ансамблей Гюбера Робера, коллекции античных древностей, прекрасного собрания декоративно–прикладного искусства и роскошной библиотеки позволяют причислить его к известным российским собраниям XIX века. Нам еще только предстоит по-настоящему осознать роль Голицынского музея в истории Москвы и понять его значение для русской культуры середины и второй половины XIX века.

Н.В. Третьякова, куратор выставки

Выставка Голицынский музей на Волхонке проходит в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва, Волхонка, 12) с 6 июля по 5 сентября.

Выставку представляют : Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж

Спонсоры выставки: Внешэкономбанк, Русский клуб искусства и культуры Натали Голицыной, Общество друзей ГМИИ им. А.С. Пушкина (Нью-Йорк, США)

Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»

Информационные спонсоры: «АртХроника», «Седьмой континент. Столичное ревю», РИА «Новости», «Труд», «Московская правда», «Московские новости», «Маяк», «Огонёк», «Креатив&creativity», Moskauer Deutsche Zeitung

Информационная поддержка: «Красота-онлайн» (WWW.KRASOTA.RU), «Мезонин»

Генеральный консультант ГМИИ им. А.С.Пушкина – ФБК

Еще статьи ...

Приглашаем подписаться

Рассылки Subscribe.Ru
Мир моды от "Красота-oнлайн"
Советы косметологов и визажистов
Советы парикмахеров и стилистов
Анонсы журнала "Красота-онлайн"
Charm Digest: мода, красота, стиль в Интернете сегодня
Индустрия красоты: маркетинг, аналитика
Пластическая хирургия
Подбор причесок
  |  
Каталог товаров и компаний
  |  
Новости
  |  
Форум Красота ОНЛАЙН

Красота ОНЛАЙН Интернет-журнал, каталог товаров и фирм-производителей.
pressa@krasota.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное