У Эдгара По есть рассказ "Разговор с мумией". Ученые оживляют египетскую мумию и узнают от нее, что жизнь тысячелетия назад была вовсе не примитивной, а очень приятной. Египет же превосходил США XIX века во всем, кроме производства фраков и патентованных пилюль.
Так и на выставке "Мир этрусков" в ГМИИ им. А.С,Пушкина вы сможете обнаружить, что обитать среди этого загадочного народа можно было с большим комфортом.
Эпитет "загадочный", кстати, не забывайте употреблять, говоря об этрусках спутникам. Это будит интерес. Тем более, что и правда непонятного много. До сих пор не расшифрована письменность этрусков, а свидетельства античных авторов скудны и часто фантастичны.
Существует по меньшей мере три теории происхождения этрусков. Первая говорит, что они пришли с Востока и иногда называет их родиной Лидию. Она восходит к Геродоту. Другой античный автор, Дионисий Галикарнасский, утверждал, что этруски были не переселенцами, а местным и наиболее древним народом, отличавшимся от своих соседей на Апеннинском полуострове как по языку, так и по обычаям. Третья теория появилась в XVIII в. Согласно ей, этруски, наряду с другими италийскими племенами, проникли на территорию Италии через альпийские перевалы. Сегодня историки придерживаются компромиссного варианта: "формирование этрусского народа происходило на италийской почве из разных этнолингвистических и культурных элементов – туземных италийских, европейских, восточных".
Очевидно одно: загадочный народ любил пожить. Например, ценил хорошее застолье. Изображения возлежащих за трапезой встречаются на саркофагах, на сосудах и в стенописи гробниц. Нельзя не заметить изящную мебель, канделябры, курильницы и множестоа столовых приборов, в том числе сита и терки. Пирующие наблюдали за танцовщицами, музыкантами и ручными зверями. Тела этрусков на многих скульптурах и изображениях отличает от мускулистых дорифоров и дискоболов Греции приземистость, обилие плоти и массивные головы с развитыми челюстями.
Может быть, из-за этих особенностей внешности этруски старались украсить себя. Фибулы (застежки для плащей) в виде пиявок и грифонов, шпильки для волос, ожерелья и диадемы поражают тонкостью работы. Чаще всего для них употреблялось золото, использовались полудрагоценные камни и янтарь. Этруски в совершенстве владели техниками филиграни и мелкой зерни, секрет которой практически не разгадан до настоящего времени (опять загадка!). Известно, что изделия этрусских ювелиров славились по всему Средиземноморью, включая Афины и Малую Азию. Сохранились флаконы для притираний, которые привозили с Востока. Этрусская знать носила одежду из дорогих пестрых тканей. На выставке можно увидеть роскошный веер и богато украшенные серебряные зеркала, которые имели и ритуальное значение.
Загадочный народ, умевший жить с комфортом, хотел стабильности. Этруски разработали одну из лучших в Древнем мире систем гаданий и предсказаний будущего по молниям, полету птиц и внутренностям жертвенных животных.
Не нужно было ходить к гадателям, чтобы понять: однажды вопрос загробной жизни возникнет перед любым этруском. К ней готовились заранее. Считалось, что земное существование –лишь краткий миг, основная жизнь будет "там". В великолепные гробницы, стены которых сплошь покрывались росписями с изображением сцен из радостной и безмятежной «потусторонней жизни», помещали все, что могло понадобиться умершему в потустороннем мире.
Особая роль в погребальном инвентаре отводилась урнам и саркофагам. На выставке представлены редчайшие ранние экземпляры погребальных урн: одни из них воспроизводят человеческую фигуру, другие имеют форму небольшого ящика, украшенного сценами из предстоящей жизни человека в загробном мире. В IV-III вв. до н.э. появляются саркофаги, куда помещалось тело умершего. На крышках погребальных ящиков изображали самого покойного. Урны и саркофаги были не просто вместилищем бренной плоти, но и образом умершего. Изображения умерших, обладая индивидуальностью, являются одним из первых шагов к портрету.
Своеобразным магическим посредником между миром мертвых и миром живых были бронзовые зеркала, предлагавшие возможность заглянуть в потусторонний мир. На обратной стороне каждого из них были изображены мифологические сюжеты, сцены жертвоприношений или гаданий.
По мнению некоторых исследователей, символ Рима – знаменитая Капитолийская волчица – произведение этрусских мастеров. Культура этрусков оказывала большое влияние на культуру Рима до середины I до н.э. Между тем, сами этруски в IV в. до н.э постепенно подчинились набиравшему силу Риму. Они не были уничтожены. Напротив, Рим дал новую стабильность и комфорт. Мастера совершенствовали технику, а художники перенимали римские вкусы. Этруски мирно растеклись кругами по воде на заре нового римского порядка.
Память об этрусках сохранилась не только в названии провинции Тоскана (от слова «туски» – так наряду с «этрусками» называли ее прежних обитателей римляне) и Тирренского моря («тирренами» называли этрусков греческие современники), но и в легендах, связанных с происхождением этого народа. Известный отечественный мыслитель, публицист и поэт А.С. Хомяков считал их родственниками русских, основываясь на самоназвании этрусков – «расены». Так что в отпуск можно к родственникам в Тоскану. А пока - зайдите на Волхонку .
Выставка "Мир Этрусков" пройдет в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва, Волхонка,12) с 27 апреля по 27 июня .
Выставку представляют:
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации,
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина,
Министерство культуры Италии,
Регион Тоскана,
Посольство Италии в Москве
Выставка организована при содействии Управления археологическим наследием региона Тоскана
Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»