До недавнего времени в каталогах Музея не значилось ни одной картины Тициана, величайшего венецианского живописца XVI века, а «Портрет кардинала Антониотто Паллавичини» многие годы находился в экспозиции Музея как работа Себастьяно дель Пьомбо.
Завершенная в начале 2004 года реставрация полотна позволила по-новому оценить его живописные достоинства.
Имя кардинала запечатлено в надписи, нанесенной на основании колонны – ANTONIOTVS PALLAVICINUS CARDINALIS. S. PRASSEDIS. Один из известных римских прелатов Антониотто Паллавичини родился в Генуе в 1441 году и принадлежал к древней аристократической фамилии. В детском возрасте он был увезен в Испанию и вернулся в родной город лишь в 1470 году, чтобы уже вскоре отбыть в Рим. Там, под покровительством кардинала Джованни Баттисты Чибо, также генуэзца по происхождению, избранного папой под именем Иннокентия VIII, Антониотто Паллавичини быстро сделал церковную карьеру: в 1489 году был назначен кардиналом-пресвитером церкви Сант Анастазия в Риме, а несколько лет спустя – церкви Санта Прасседе (эта должность обозначена в надписи на портрете). При папе Александре VI Борджиа стал государственным секретарем и папским легатом, а после его
кончины признавался одним из наиболее вероятных кандидатов на папскую должность. Скончался Антониотто Паллавичини в 1507 году и был похоронен в основанной им капелле в старой базилике Святого Петра. В 1596 году его останки перенесли церковь Санта Мария дель Пополо, где они и покоятся по сей день.
Портрет кардинала написан уже после его смерти, возможно, по заказу родственников; образцом художнику могли служить изображение на медали, рисунок, либо недошедший до нас живописный прототип. Антониотто Паллавичини изображен сидящим в кресле с книгой в руке. Головной убор – биретта – пурпурного цвета и алое одеяние символизируют готовность пролить кровь за Церковь. Кардинальский перстень – знак особого достоинства и соединения с кафедрой Св. Петра.
Поза сидящего в кресле кардинала восходит к идее Рафаэля, воплощенной в Портрете папы Юлия II 1512 года из Национальной галереи в Лондоне. По всей видимости, эта работа нравилась Тициану, и в 1545–1546 годах, находясь в Риме, он написал ее повторение, хранящееся сегодня в Палатинской галерее (Палаццо Питти) во Флоренции. В те же годы, в период пребывания в Вечном городе венецианский мастер мог исполнить и «Портрет кардинала Антониотто Паллавичини».
В XVII веке картина принадлежала фламандскому живописцу Антонису ван Дейку, исполнившему набросок с нее, снабженный надписью Tiziano в Альбоме итальянских зарисовок 1622–1627 годов. К творчеству великого венецианца Ван Дейк питал исключительный интерес, ему принадлежало около двадцати картин этого мастера, по преимуществу портреты. В составленной в 1644 году описи коллекции Ван Дейка портрет из ГМИИ значился под номером 5 как Un Cardinale di Casa Pallavicina.
Неизвестно к кому перешла работа после смерти Ван Дейка, но в XVIII столетии как произведение Тициана она оказалась во Франции, в знаменитом собрании Пьера Кроза и в 1755 году была упомянута как находящаяся в Anti-chambre du Grand Appartement du premier Etage (в передней Парадных апартаментов второго этажа). К этому времени относится рисунок с портрета, сделанный известным французским художником Габриэлем де Сент Обеном. Тогда же он был гравирован Арнольдом де Йоде как Портрет Паллавичини работы Тициана.
В 1772 году в составе собрания Кроза картина была приобретена Екатериной II для Эрмитажа и вплоть до начала XX века за ней сохранялось авторство Тициана. В Путеводителе по Эрмитажу 1910 года А.Н. Бенуа называл ее «хорошим портретом молодого кардинала, якобы Антонио Паллавичини». По сведениям, сообщаемым Э. Липгартом (Эрмитаж), идея авторства Себастьяно дель Пьомбо впервые была высказана немецким ученым Отто Мюндлером и затем подхвачена итальянцем Лионелло Вентури. С этого момента и в течение почти ста лет картина публиковалась под новым именем.
Причиной того, что портрет был исключен из круга работ Тициана, во многом послужило состояние его сохранности: на отдельных участках имеются утраты верхнего лессировочного слоя, а также прописи темной краской на лице. Лучше всего сохранился изумительный по красоте пейзаж, изображенный слева от фигуры кардинала.
Вопрос о необходимости реставрации полотна вставал неоднократно. Еще в конце 1930-х годов им занимался известный художник П.Д. Корин, работавший тогда в Музее. В 2002 году заведующая сектором реставрации живописи ГМИИ Г.М. Ерхова приступила к удалению многочисленных потемневших записей и восстановлению произведения. Одновременно Б.Б. Лукьяновым были проведены исследования картины в рентгеновских и инфракрасных лучах. С их помощью удалось выявить авторскую правку на изображении некоторых деталей, в частности, контура головы, что отвечает методу работы Тициана и часто встречается в его творчестве.
В.Э.Маркова
Выставка одной картины после реставрации («Портрет кардинала Антониотто Паллавичини» Тициана) пройдет в C 30 марта по 10 мая в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва, Влохонка 12)
Выставку представляют
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА
Генеральный информационный спонсор ГМИИ им. А.С.Пушкина – «Афиша»