Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как рождаются идеи


 
     Ювелирные
украшения в подарок
 





Главная Галерея Об авторе Мастерская Контакты



Как рождаются идеи

Мне часто задают вопрос о том, как рождаются идеи. Ну, если банально, то у каждого художника в голове существует определённый набор образов, привязанный чем-либо видимым, слышимым, какие-то образы, навязанные природой, искусством, литературой, журналами и так далее. Но это как-бы база, на которой основывается рождение любой другой идеи, потому что иногда кажется, что всё уже давным-давно придумано.

У меня, конечно же, тоже есть такая же база, определённые привязанности, но всё-же у меня немножко по-другому формируется создание того или иного будущего изделия. Почему? Потому что я работаю всегда с клиентами, а клиент - это тоже набор определённых образов, каких-то картинок в голове... Поэтому, когда приходит новый человек, всегда самое главное - это выудить из него что же он на самом деле хочет, какой образ в самом себе о будущем изделии сложился у него перед приходом ко мне, как к художнику.

И вот, зная уже какие-то первоначальные желания этого человека, уже начинаешь оперировать этими картинками, которые сложились у человека, своими знаниями и опытом, пытаться скорректировать желания клиента, потому что не всё, что человек иногда хочет и представляет в будущем носить на себе, как ювелирное украшение, может ему пойти. Поэтому, глядя на человека, на его образ жизни, на его манеру одеваться, двигаться, зачастую приходится вносить какие-то коррективы, советовать и рекомендовать человеку, например, что можно одевать, а что нельзя, пойдёт ему это или не пойдёт в данной ситуации... Хотеть-то можно многого.

С постоянными клиентами проще: зная их многие годы, я уже знаю куда они будут одевать украшения, как их носят, в каких ситуациях (в офис, на работу или в вечерний клуб), поэтому мне проще подобрать что-то. Остаётся лишь решить задачу, которую ставит клиент, например "вот, хочу что-нибудь зелёненькое". И мы начинаем думать, что же зелёненькое можно сделать.

В первую очередь выясняем форму. Это должны быть, допустим, серьги. Клипсы на ухо или же это такие висячие длинные серьги, или же классические. Потом выясняется куда это будет одеваться - в офис, на вечерний приём, это должно быть в романтическом стиле или же в строго выдержанном современном. То есть, задавая вопросы, постепенно понимаю что у человека (у клиентки в данном случае) в мыслях. Как правило, всегда находятся ответы на вопросы и так, за разговором, постепенно складывается понимание того, что же нужно клиенту. Зачастую даже понимаю откуда возник тот или иной образ - то ли это из журнала, то ли это она где-то видела последнюю коллекцию - Tiffani или Bulgari в журнале в аэропорту, пока сидела листала... Иногда бывает очень легко проследить всё это.

И уже на основе вот такого разговора садимся листать мой каталог или у компьютера сидим, что-то рассматриваем. Рассматриваем других художников и, во-первых, выясняем, какой камень должен быть - по цвету, по форме. Отсюда уже вырисовывается более-менее образ будущего изделия. И когда мы рассматриваем какие-то мои прошлые работы или работы других художников, то с использованием уже моего опыта это всё можно переработать в совершенно новое изделие. Взять какие-то детали какие-то нюансы из прошлых находок и работ, взять какие-то приёмы формирования будущего изделия. Приёмы, связанные с фактурой ли, с объёмом и уже привязывать их к этому будущему новому изделию.

Поэтому каждый человек для меня, каждый новый клиент, каждая новая работа, как правило, это что-то новое, потому что каждый человек - это кладезь вот таких вот своих образов, которые он где-то либо подсмотрел и они у него засели в подсознании и мне остаётся только их выудить и трансформировать, переработать в новое изделие. И когда я пойму, что же мы хотим, в каком стиле, то сажусь делать наброски - несколько вариантов в цвете. Через какое-то время мы встречаемся с клиентом, чтобы выбрать из всего количества набросков один понравившийся.

Очень часто получается странная вещь: казалось бы, совсем неинтересный мне набросок, но идея очень нравится моим клиентам. И, казалось бы, банальная, совсем неинтересная штучка, за которую я сам бы лично не взялся, но женщина говорит: "Давай, хочу! Давай делать." Ну что, давай! Тоже может быть, почему нет? Привносишь некоторые изменения. Это же как джаз - есть тема и во время исполнения этой темы обязательно возникают какие-то вокруг вариации и так далее. Так и с новым будущим изделием: есть тема и вокруг неё могут сформироваться какие-то изменения, не точно такие же, как на наброске. Ггде-то усовершенствуешь, где-то что-то доделываешь, где-то фактуру изменишь в изделии... И, как правило, получаются очень интересные вещи.

Поэтому хотя и говорят, что в моих работах чётко прослеживается моя рука, говроят, что "вот это - работа Геннадия", но мне лично кажется, что мои изделия очень разные. Потому что их заказывают разные люди, с разным взглядом на ювелирные украшения. Иногда то, что я никогда не взялся бы делать, мне приходится делать, чтобы удовлетворить заказчика. И из любопытства - что же из этого получится. Каких-нибудь жуков, пауков, запонки неимоверные или какие-нибудь длиннючие висючки...

Я бы, например, сам бы не стал их делать, зная, что будет очень трудно найти на них покупателя (если бы я не работал с отдельными клиентами). Да, они интересные. Да, они своеобразные. Да, интересная находка. Но поди найди на них покупателя! Поэтому мой стиль работы с клиентами именно такой. И я им очень благодарен, что порой меня просто вынуждают на такие подвиги. Поэтому все работы получаются разноплановые, разнохарактерные. Одни построены на цвете камня, на его форме. Другие - на фактуре материала, например, золото: матовость и блеск, и так далее. Третьи построены на архитектуре - какие-нибудь длинные висячие серьги с неимоверными перегородками... Четвёртые построены на каких-то современных жёстких мотивах .

Поэтому, если бы я, например, не работал с клиентами, а делал что-то в свободном полёте, я рано или поздно скатился бы, например, к филиграни, которая мне ближе, к романтизму, к растительным мотивам и, думаю, было бы всё однолико. Поэтому за рождениюе идей я благодарен своим клиентам, своим заказчикам, своим поклонникам, своим почитателям.

Я бы не сказал, что я какой-то сверх-продвинутый художник, потому что для меня интересно увидеть тот образ, который сложился у человека и уже на этой основе что-то создать. И когда действительно получаются вещи очень необычные, когда сочетается мировоззрение клиента, мой опыт, мои знания и всё это складывается в одном маленьком красивом изделии, то люди некоторые удивляются - "откуда ты берёшь и черпаешь идеи?"

Но самое сложное в создании новых идей и работ бывает тогда, когда приходит человек и говорит - я не знаю что я хочу, но хочется чего-нибудь такого необычного, такого ассимметричного, такого непонятного, что б ни у кого не было, и чтобы непонятно что это было, и чтобы оно не было похоже на что-то ещё. Вот тут вот начинается настоящая работа! Мало того, что приходится погружаться в этого человека, чтобы понять, что же такое для него нестандартное, непохожее ни на что, такое феерическое... Также приходится много рисовать.

Я сажусь и рисую недели полторы-две, делаю массу набросков и, как правило, человек меня не ограничивает с моей фантазией - тут может быть и романтизм, не ограничен я и в размерах будущего изделия, но может быть там минимализм, и архитектура - всё, что угодно.

И вот человек сам не знает, чего он хочет, но очень хочет. Вот это самое сложное, тут приходится много работать. Но при встрече самое главное порой не это, а уже вопрос денег. Потому что моя фантазия, конечно, богатая, опыт богатый и можно накрутить столько камней, столько всяких находок вогнать в это будущее изделие, что его цена может иметь запредельную цифру. Поэтому выясняю - в какую цену мы должны уложиться. И вот, по существу, это решает все вопросы. И когда выясняешь, что - а цена-то достаточно приземлённая, небольшая, то сразу чётко понимаешь, в каком стиле, каких размерах, в каком направлении дальше искать. Дальше я предлагаю наброски, те или иные варианты будущего изделия уже с учётом цены, в которую мы должны были уложиться. И это - самая интересная работа. Это самое интересное - искать что-то новое и необычное, фонтанирующее какими-то новыми находками идеи.

Главное, чтобы соотношение цена и качество - всё совпало. Потому что иногда поражаешься собственным каким-то фантазиям и идеям. Желаний много, но всё упирается в материальную сторону. Потому что не всё можно создать что хочется, - то нужны очень дорогие камни, то слишком много материалов дорогих, слишком сложных технических приёмов, которые стоят дорого. И всё это тормозит. Приходится находить решения. Но это тоже работа художника, я считаю. Потому что художник не только должен фонтанировать какими-то идеями, образами, стилями и так далее, но он ещё должен быть классным ремесленником.

Недостаточно просто на бумаге рисовать, но ещё надо знать приблизительно - а как ты это будешь делать, с применением каких технических приёмов. Я знал массу художников (женщин чаще всего), художников-ювелиров, выпускниц Строгановского училища, которые прекрасно рисовали ювелирные изделия, но совершенно не знали и не представляли как это сделать. Даже что касается свойства металла - как он гнётся, насколько он упругий. Поэтому зачастую нарисованные их изделия невозможно было воплотить в металле с камнями, - они были бы хрупкими и "неносибельными".

Поэтому, я считаю, что художник должен быть к тому же классным ремесленником - чувствовать металл, его свойства, упругость, толщину. В архитектуре есть такое понятие, как архитектоника - чтобы глядя на изделие, было видно, что оно прочное, что оно не сломается при первом нажатии пальца, а это очень важно.

А уж фантазии и идеи... Конечно - они витают в воздухе. Достаточно поглядеть на природу, достаточно поглядеть на восходящее солнце, на листики, которые на ветру, на соломинку, чтобы из этих образов сформировать какую-то свою красивую новую идею с использованием драгоценных камней и драгоценных металлов. Надо быть ещё ремесленником, чтобы изделие было практичным и прочным. А это одна из важных сторон работы художника.

   

В избранное